« Умники и умницы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по предметным областям «Математика и информатика» и используется для обучения учащихся МБОУ «НОШ №26» по программе четырехлетней начальной школы.
На изучение курса в 1 классе отводится по 1 ч в неделю — 34 ч (34 учебные недели).
Продолжительность одного занятия в 1 классе – 35 минут.
Содержание программы
1 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе теория | В том числе практика | Контроль |
1. | Вводный тест. | 1 | | 1 | Тест №1 |
2. | Сравнение предметов по свойству. | 1 | | 1 | |
3. | Целое и часть. | 1 | | 1 | |
4. | Знакомство с отрицанием (термин не вводится). | 1 | 1 | | |
5. | Признаки предметов. | 1 | | 1 | |
6. | Признаки предметов и значение признаков. | 1 | | 1 | |
7. | Обобщение по признаку. | 1 | | 1 | |
8. | Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 | | 1 Исследование | |
9. | Описание последовательности действий. | 1 | | 1 | |
10. | Логические упражнения. | 1 | | 1 Викторина | |
11. | Последовательность действий и состояний в природе. | 1 | | 1 | |
12. | Целое действие и его части. | 1 | | 1 | |
13. | Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 1 | | 1 | |
14. | Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 1 | 1 | | |
15. | Одно действие, применяемое к разным предметам. | 1 | | 1 | |
16. | Промежуточный тест. | 1 | | 1 | Тест №2 |
17. | Функции предметов. | 1 | | 1 | |
18. | Логическая операция «и». | 1 | | 1 | |
19. | Выделение главных свойств предметов. | 1 | | 1 Исследование | |
20. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 | | 1 | |
21. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 1 | | 1 Семинар | |
22. | Упорядочивание серии предметов по разным признакам. | 1 | | 1 | |
23. | Последовательность событий. | 1 | | 1 | |
24. | Высказывания. | 1 | 1 | | |
25. | Истинные и ложные высказывания. | 1 | | 1 | |
26. | Комбинаторика. Расстановки и перестановки. | 1 | 1 | 1 | |
27. | Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). | 1 | | 1 | |
28. | Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. | 1 | | 1 | |
29. | Перенос свойств с одних предметов на другие. | 1 | | 1 Конкурс | |
30. | Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. | 1 | | 1 Исследование | |
31. | Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. | 1 | | 1 | |
32. | Часть-целое (в действиях). | 1 | | 1 | |
33. | Итоговый тест. | 1 | | 1 | Тест №3. |
34. | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 | | 1 | |
Формы организации занятий:
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы контроля:
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Личностные, метапредметные результаты изучения курса
Личностные результаты
— готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни, формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;
— проявление познавательного интереса к математике.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
— формулировать ответы на вопросы;
— сравнивать объекты, предметы, находить общее и различие;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— извлекать информацию, представленную в разных формах (в виде схемы, иллюстрации, текста);
— уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
— самостоятельно создавать способы решения проблемы, применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях;
— строить алгоритм поиска необходимой информации;
— определять логику решения практической задачи.
Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- определять цель деятельности выполнения задания на занятии;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- сопоставлять свою работу с образцом;
- оценивать свою работу с образцом;
- оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные УУД:
- уметь выстраивать коммуникативно – речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника;
- участвовать в диалоге на занятии;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе, выполнять роль лидера и руководителя.