СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поход Александра Македонского на Восток

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории для 5 класса "Поход Александра Македонского на Восток".

Просмотр содержимого документа
«Поход Александра Македонского на Восток»

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск. Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе теrста учебника и давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности;

воспитательная :воспитать чувство уважения, сострадания. Оборудование:

- Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н. э.»;

- Мультимедия.Тип урока: урок-путешествие.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать своё отношение к исторической личности изучаемой эпохи, выяснить какой же он герой: отрицательный или положительный, уважение к истории и роли личности в истории.

Предметные: познакомить с завоеваниями Александра Македонского, используя карту, рассказывать о военных победах Великого завоевателя, знать исторические понятия, даты и события.

Метапредметные: развивать логическое мышление, лаконично и чётко формулировать свои идеи, версии, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.

Ход урока.


1.Орг. момент.Здравствуйте, садитесь .Сегодняшний урок у вас буду вести я. Зовут меня УмаБагавудиновна(слайд)давайте вспомним ,что вы прошли на прошлом уроке.

2.Повторение по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии».

Опрос по карточкам:

1.Карточка

Причины покорения Греции Македонией:

1.___________; (Греки воевали между собой, это ослабило страну.)

2.___________; (Филипп создал сильную, мощную армию.)

3.___________; (Умение Филиппа поссорить противников.)


2.Карточка

- Македония находится на ______________________.

- В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии встал царь _____________. -Какими методами Филипп добивался побед? (вооруженное столкновение, подкуп, ссорил между собой противников)


3.Карточка Расскажите кратко об армии, которую создал Филипп (конница, фаланга, пехота, башни на колесах - метательные машины, тараны).


Фронтальная беседа с учащимися:(слайд)- С каким государством мы познакомились на прошлом уроке? (Македония). Покажите ее на карте- Кто возглавлял Македонское царство в 4-ом веке до н.э.? (Филипп)-В каком году произошла битва близ города Херонея? -Чем знаменита эта битва в истории греков? - Как закончилось правление Филиппа? (убит одним из приближенных по неизвестным причинам)


Работа с картой.- Найдите на карте Грецию, Египет, Двуречье, Македонию. (слайд) 

Сбор карточек   

3.Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем на уроке.

Главный вопрос сегодняшнего урока выяснитьпочему Александр смог покорить Персидскую державу?А для того ,чтобы выяснить это я предлагаю поехать по следам армии Александра Македонского(слайд).Кроме тогосегодня мы в течении урока будем все выводы заносить в таблицу, которая к концу урока у нас будет заполнена.


4.Изучение новой темы.

План.

  1. Личность Александра Македонского.

  2. Первые победы.

  3. Битва при Иссе.

  4. Гибель Персидского царства.

  5. Окончание похода.

Сейчас я предлагаю послушать и посмотреть видео материал об Александре Македонском.

Александр македонский (до «…еще и одного не завоевал.») 2 мин ролик.

Вопрос к классукакой же человек был Александр македонский?

Нам сегодня _______________________подготовила стихотворение об А. Македонском.

Великий воин – Александр!
Родился в греческой семье.
Подобно птице, вольным ветром,
Помчался он к своей судьбе.

Рождённый, властвовать народом,
Оставил он отцовский трон.
Ушёл за славой, за свободой,
За вечной памятью людской.

Искал в чужой стране приюта.
Приютом стал сим Вавилон.
Он так же стал ему гробницей,
В нём он издал последний стон.

Великий, как герой легенды,
Сражал он варваров лихих.
Затмил он, доблестью Ахилла,
Стремясь подняться на Олимп.

Судьба героев всех трагична.
Переплетает славу, смерть.
И Александр за величье…
Во тьму ушёл в рассвете лет.

Рассказ учителя: Александр македонский тщательно готовился к войне с Персией. Весна 334 г. до н. э. А. Македонский начал свой поход в Малую Азия, и македонский флот на 160 кораблях пересёк Геллеспонт – нынешний пролив Дарданеллы..(слайд карта Персии?)

В древности греки говорили, что берег напротив – ворота Азии. Там были владения персов, которые предстояло завоевать, чтобы отомстить за разорение Эллады во время Греко-Персидских войн.

Вопрос к классу Когда шли эти войны?

Далее путь армии лежал в глубь Малой Азии. Надо было перейти (форсировать) реку Граник, где впервые встретились войска персов и македонцев.(слайд карта)

Персидское войско стояло на противоположном берегу, готовое всеми силами воспрепятствовать переправе македонской армии. Эта позиция была очень выгодной, и даже опытный полководец Филипп 2 – Парменион – засомневался в успехе.

Когда Александр решил сразу начать сражение, они заспорили. Парменион напомнил царю, что, по обычаем, македоняне никогда не начинали в это время сражений, так как этот месяц они считали несчастливым.

- Я приказываю изменить название месяца, - воскликнул Александр.

Тогда Парменион указал, что надо подождать следующего утра, так как ночью персы будут вынуждены сменить позиции: не ночевать же им на обрывистом берегу. А на рассвете более дисциплинированные македонцы сумеют построиться быстрее противника и получат преимущество.

- Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки, - ответил царь и повёл войска в бой.

(слайд сражение)Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружён врагами, и чуть не погиб, но в этот миг подоспел друг Александра – Клит, и спас его. Сражение окончилось победой македонян.

- Заполняется таблица.(слайд)


Его исход открыл Александру путь к богатейшим городам Малой Азии. К их числу принадлежал и Эфест, Милет и другие города. В большинстве своём греческие города Малой Азии встречали Александра как освободителя.

Другие города где было сильное влияние граждан, желавших сохранить верность персидскому царю Дарию оказывали сопротивление.

Царь Персии считал Александра юнцом, которого нужно проучить. С большим войском Дарий двинулся навстречу завоевателю. Оба войска встретились у города Исса.(слайд карта)

В 333 году битва при городе Иссе.(слайд сражение)

- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, & 42 ст.193. 2й пункт 1й обзац.

Проверка карточек.

Беседа по прочитанному:

- Кто возглавлял атаку македонского войска?

- Какую добычу захватили македоняне?

- Как Александр македонский поступил с пленными?

-Как это характеризует Александра?

- Почему Войско Александра Македонского одержало победу?

- Заполняется таблица.(слайд)

Александр не стал преследовать Дария, его дальнейшей целью была Финикия.(слайд карта)

Финикийцы были враждебны грекам: местные купцы соперничали (конкурировали) с греческими купцами. Их самый богатый город Тир решил сопротивляться македонским войскам. Жители Тира сражались не за Дария, а за свою свободу. Тир был расположен на неприступной скалистом острове и окружён мощными стенами. Более полугода длилась его осада с суши и моря.(слайд сражение)

Александру удалось окружить город кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины.

(слайд тараны и метательные машины)

Стены укреплений были разрушены. Македоняне ворвались в город.

Они разграбили и подожгли Тир. Некогда прекрасный город был превращён в руины и пепел. Мужественные защитники были убиты, около 30 тысяч жителей города были проданы в рабство. Своей жестокостью Александр сравнялся с худшими тиранами.Война не когда не бывает справедливой . мечта Александра о власти привела к несчастьям и трагедиям многих тысяч людей.

- Заполняется таблица.(слайд)

В эти дни Александр получил от Дария письмо.Признавая своё поражение, он соглашался уступить половину своей империи. Полководец Александра Македонского Парменион, узнав об этом, воскликнул:

- Если бы я был Александром, я бы согласился!

- И я бы согласился, если бы я не был Александром. Ответ Дарию будет другим: мне не нужны полцарства, мой удел – власть над миром.

Оздоровительная «пятиминутка»!.Пройти путь совершенный непобедимой армией за 10 лет нелегко, давайте немного отдохнем. Устроим себе привал на природе присядем на траву, можно и прилечь. И просто посмотрим на звездное небо. Звезды сверкают, танцуют, вдруг проносятся метеориты, пролетает ракета, и мы полетим на ней. Вот мы уже в космосе, видим землю, луну вокруг нее, потихоньку появляются и другие планеты. Но время неумолимо, нужно возвращаться на землю, в Персию. Немного отдохнули ,и с новыми силами продолжим наш поход.

Дальше путь великого полководца лежал в Египет.(слайд)Сообщение ученика

Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном бога солнца, как это было принято в отношении фараонов. Александр принял решение жрецов с благосклонностью – ему уже мало было родства с Ахиллом: покорённые народы должны были поверить, что их страны пришёл бог и ему нужно безоговорочно подчиняться. Даже в греческие города он разослал гонцов с требованием, чтобы народные собрания признали его богом.

- Заполняется таблица.(слайд)

В Египте на острове Фарос Александр заложил город который был назван в честь него

В 331 г. до н. э. начался поход в собственно персидские земли. Целых четыре месяца шло войско. (слайд карта)Наконец, перейдя воды Ефрата и Тигра, оно оказалось у селенияГавгамелы, где в ожидании битвы стояли персы, во главе с Дарием 3. Вид персов был устрашающим, в их армии были даже боевые слоны, привезенные из Индии. Персы атаковали первыми при помощи колесниц. Но в решающий момент Дарий сбежал с поля боя, и конечно сражение было проиграно.

Репродукция сражения.(слайд сражение)

Ответить на вопрос: Что общего между битвами при Иссе и при Гавгамелах.

Александр тоже изменился он сам начал верить , что он сын бога , и стал требовать , чтобы к нему относились именно так. И когда однажды друг и соратник Клит спасший ему жизнь Александр выхватил меч и пронзил Клита.

- Заполняется таблица.(слайд)

Вскоре после разгрома при Гавгамелах Дарий 3 был убит своими приближёнными. Войско Александра подошло к Вавилону. Вавилон встретил Александра как освободителя. Полководца поразили гиганские руины главного храма города – в Библии он назван Вавилонской башней. Этот храм был разрушен ещё персидским царём Ксерксом.

После Вавилона Александр овладел древней столицей персов городом Персеполем. Далее македоняне двинулись в восточные области Персидского царства, однако встретили упорное сопротивление местных племён. - Учащиеся заполняют таблицу.(слайд)

Александр продолжил поход на восток. Наконец 327 г. до н.э. армия дошла до долины реки Инд

Задание для учащихся:

- Работа с учебником.& 42 ст. 194.

Последнее сражение Александра Македонского, битва с местным царем Пором при Гидаспе.(слайд карта, сражение)армия Александра была настолько вымотана, чтопосле этого сражения отказалось идти дальше

- Учащиеся заполняют таблицу.(слайд)

Обратный путь начался в 326 г. до н. э. и проходил в очень трудных условиях. Вернувшись в Сузы македонский царь женился на дочери Дария Статире. Далее был Вавилон, где и завершился в 325 г. до н. э. десятилетний поход. Этот город стал столицей державы Александра Македонского. Здесь он прожил два года, готовиться к новому походу – на Запад. Александр собирался завоевать Карфаген в Северной Африке, Сицилию и Италию.

323 г до н. э.А. македонский внезапно заболел и умер.

Сразу после смерти Александра Македонского его полководцы начали воевать между собой. Они захватывали друг у друга области и города, ускорив распад единой державы, которая держалась в основном волей и личностью её создателя.(слайд карта)

Держава Александра Македонского распалась на три царства: Македонское, Египетское и Сирийское.

5.Закрепление изученного на уроке.(слайд таблица)


Таблица.

Дата

(до н. э.)

События

Результат

334

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333

Битва при г. Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария 3.

327

Война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска


Итак мы с вами в течении урока заполнили таблицу. Посмотрите на нее подумайте и скажите мне Почему же А. Македонский смог завоевать Персию?

Ответ:

  1. Армия персов состояла из наёмников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

  2. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

  3. Покорённые и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

  4. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

6.Итог урока.

. Значение восточного похода Александра Македонского было чрезвычайно велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый эллинистический мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы.

Домашнее задание:

Прочитать & 42.

На «5» Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.ст.37, задание № 52.

На «4» написать эссе по теме: «В чем проявился полководческий талант А. Македонского»

На «3» ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя»




























2. Соотнесите государства, города и факты их характеризующие

 Вавилон             Более полугода продолжалась оборона города

Египет              Провозглашение столицей державы Александра

Индия                Объявление Александра богом солнца

Персия              Провозглашение Александра «царем Азии»

Тир                    Встреча македонского войска с боевыми слонами

Троя        Находится памятник Ахиллу

 3. Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей ирод их занятий

 Филипп                       Друг Александра, спасший ему жизнь

Парменион                  Царь Македонии

Клит                   Полководец, советник Александра

Аристотель                 Царь Персидской державы

Дарий III                     Философ, учитель Александра












Дата

(до н. э.)

События

Результат

334

Битва при Гранике

Подчинён бассейн Средиземного моря


333

Битва при г. Иссе

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

332

Осада и взятие Тира

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господство

332-331

Подчинение Египта

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет


331

Битва при Гавгамелах

. Крайние истощение сил македонского войска

327

Война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе.

Полностью сломлены военные силы Дария 3