Полезные ресурсы для формирования УУД у школьников 5-9 классов на уроках географии.
Учитель географии МЬОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.
Учебник
Работа с иллюстративным материалом.
Проанализировать иллюстрации и ответить на вопросы.
Например: Выявление характерных признаков («Найди отличия…»)
Логические универсальные действия - анализ, синтез
Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное со-здание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Средиземное море
Индийский океан
Красное море
Кавказ
Волга
Нил
Инд
Дон
Гималаи
Альпы
п-ов Малая
Азия
Представления о мире в древности
Задание. Сравните карту полушарий (стр. 20-21 атласа) и карту на рис. 6 (стр. 11) уч-ка и назовите горы, реки, моря, озёра, острова, полуострова, которые были известны древним грекам.
Британские о-ва
Азовское море
Каспийское море
Чёрное море
Гибралтарский прол.
Ганг
п-ов
Индостан
Аравийский
п-ов
Аравийское
море
Бенгальский
Зал.
Представления о мире в древности
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать о представлениях древних греков об окружающем мире?
Работа с текстом учебника.
Основные типы заданий, направленных на развитие метапредметных УУД:
- Заполнить таблицу
- Заполнить схему
- Составить рассказ и его план.
- Вставьте пропущенные буквы. Составьте 2-3 предложения с этими словами.
- Подготовить сообщение, составить план, указать источник информации
- Сделать классификацию (подчеркнуть, обвести, указать признаки)
Например. 5 класс. Составляю рабочий лист.
Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации
Карта
Задание. Найдите главную мысль первой истории и подумайте, доказывается ли она и во второй истории. Сформулируйте переход от I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во второй части.
Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации
Часть 1
ответ
1.Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева — вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что по острову Кипр названа по латыни медь — купрум.
Часть 2
Таких примеров много. А вот случай, когда крупная река и даже целое государство получили название в честь металла, пожалуй, уникален.
2.В XVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл вверх по течению реки в Южной Америке; поражённый количеством серебра, которое его матросы награбили у местных жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е. серебряной (по-испански “плата” — серебро). Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. В начале XIX века владычество Испании кончилось, и, что бы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово “Аргентина”.
Энциклопедии и словари
Информацию из данных энциклопедий я рекомендую учащимся использовать при подготовке проектов: опережающих заданий, стенгазет и т.д, а также сама использую на уроках.
Выполнение проектов.
- Личностные УУД
- Регулятивные УУД
- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
Задания из банка ФИПИ. ВПР и ОГЭ.
Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации.
Видеофайлы
Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации.
Интернет-ресурсы
Работая с Интернет-ресурсами необходимо соблюдать определенные правила, чтобы урок с их использованием не превратился в свободное путешествие учащихся по про-сторам сети и не свел на нет все усилия преподавателя.
https://rus-geo-enc.slovaronline.com/ Энциклопедия онлайн по географии
https://old.bigenc.ru/section/geography Большая российская энциклопедия.
https://idp-cs.net/ymvulc.php Монитор активности вулканов
https://idp-cs.net/ym.php Монитор землетрясений
https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo Учи.ру
https://www.yaklass.ru/p/geografiya Якласс
Монитор землетрясений
https://idp-cs.net/ym.php
Монитор активности вулканов
https://idp-cs.net/ymvulc.php
Учи.ру
https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/geography/courses/1/lessons/2/cards/1?grade=8
Учи.ру
https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/geography/courses/1/lessons/2/cards/1?grade=8
Якласс
Таким образом из всего вышесказанного можно сделать выводы:
1. Существует множество полезных ресурсов, которые мы можем использовать на уроках географии для формирования УУД у школьников 5-9 классов.
2. Их использование на уроке:
1) Позволяет сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями
2) Обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля
3) Включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемой информации
4) Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться , вести дискуссию.