ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (выписка)
4. Структура, содержание и оформление портфолио
4.1. Портфолио представляет собой папку печатных материалов формата А4 (желательно с файлами), включающую документы и материалы, сгруппированные по разделам, указанным в пункте 4.2.
Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым почерком.
4.2. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:
титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика), который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
основную часть, которая включает в себя:
1) Раздел «Обо мне» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» - рассказ о родном селе (деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог).
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, кружках и объединениях системы дополнительного образования, Дома культуры.
«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы"» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…»
2) Раздел «Моя учеба» - достижения ученика в различных предметных областях, рефлексивная и оценочная деятельность. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, сочинениями, творческими работами, систематически заполняет листы самооценки.
3) Раздел «Мои исследования» - сведения об участии в проектной деятельности. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
4) Раздел «Работы, которыми я горжусь» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, стихи, аудио-, видеокассеты с записью выступления. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также рекомендуется дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
5) Раздел «Мои достижения». В разделе размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
4.3. Примерная форма фиксации работ ученика в портфолио:
проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
исследовательские работы и сообщения – указываются изученные материалы, название работы, количество страниц и т.п.
техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных коллективных творческих делах, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты, прилагаются фотоматериалы.
занятия в учреждениях дополнительного образования. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты.
участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат.
спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
4.4. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в следующий класс содержимое всех разделов необходимо полностью обновлять. Менее значимые работы и документы извлекаются.
5. Критерии оценки достижений учащихся
5.1. Портфолио учащегося проверяется и оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел | Индикатор | |
Раздел «Обо мне» | - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото | - 3 балла – индикатор полностью соответствует требованиям; - 2 балла – незначительные замечания |
Раздел «Моя учеба» | - наличие заполненных листов самооценки своих достижений, проектов, творческих работ | - 3 балла – систематическое заполнение листов достижений, собраны работы по каждому предмету; - 2 балла – фрагментарное заполнение листов достижений, собраны работы по каждому предмету; - 1 балл – собраны работы по каждому предмету. |
Раздел «Мои исследования» | - наличие проектных работ | - 3 балла – наличие фото, описания, красочных сообщений на тему (от 5 и больше); - 2 балла – наличие фото, описания, красочных сообщений на тему (3-4); - 1 балл – недостающая информация, отсутствие фото, сообщений |
Раздел «Работы, которыми я горжусь» | - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ | - 3 балла – наличие от 5 и более работ; - 2 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Раздел «Мои достижения» | - наличие грамот, дипломов, сертификатов | - 4 балла – всероссийский уровень; - 3 балла – областной уровень; - 3 балла – городской уровень; - 1 балл – школьный уровень |
5.2. Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов (не более 16б.)
В 4-ом классе в конце учебного года рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
« Самый оригинальный портфолио»;
« За лучшее оформление работ»;
« Идея!»;
« За многогранность таланта»;
« За трудолюбие»;
« За творческий подход» и др.
5.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.