ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Заседанием ПМПк приказом по ГБДОУ ЛНР ЯСКТ № 16
ГБДОУ ЛНР ЯСКТ № 16 «Улыбка» «Улыбка» г. Стаханова
Протокол от_____________№ ____ от _______________ №
Заведующий ___________Белых В.М.
Положение
о психолого-медико-педагогическом консилиуме Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановского ясли - сада комбинированного типа № 16 «Улыбка»
(ГБДОУ ЛНР ЯСКТ № 16 «Улыбка» г. Стаханова)
I. Общие положения
Настоящее положение о психолого - медико - педагогическом консилиуме (далее - ПМПк) разработано для государственного дошкольного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановский ясли - сад комбинированного типа № 16 «Улыбка» (далее — детский сад) в соответствии с действующим законодательством, Уставом ГБДОУ ЛНР ЯСКТ № 16 «Улыбка» г. Стаханова. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением дефектов воспитания, обучения, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся, с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в
поведении.
Работа ПМПк в своей деятельности руководствуется Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, Законом Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-П «Об образовании» (с изменениями), действующим законодательством Луганской Народной Республики. ПМПк создаётся на базе образовательного учреждения приказом руководителя образовательного учреждения.
Общее руководство ПМПк возлагается на заведующего дошкольным образовательным учреждением.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико - коррекционного психолого - медико - педагогического сопровождения воспитанников, с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
ПМПк детского сада в своей деятельности руководствуется Уставом ГБДОУ ЛНР ЯСКТ № 16 «Улыбка» г. Стаханова, договором между детским садом и родителями (законными представителями), договором между ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), настоящим положением.
Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся заведующим детского сада.
Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.
Цели и задачи ПМПк.
Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного детского сада объективных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка; создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно - психического здоровья.
Задачами ПМПк являются:
Обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания обучающегося в детском саду) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации.
Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Комплексное обследование детей с ОВЗ, а также детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психологопедагогического сопровождения в образовательном процессе.
Решение вопроса о создании в рамках данного детского сада условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. Организация коррекционных занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых). При необходимости - перевод в другую группу в рамках этого же дошкольного образовательного учреждения.
Подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития
Выявление резервных возможностей ребенка, в т. ч. одаренного, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
Составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого - педагогического сопровождения;
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.
Организация взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе ПМПк. Организация взаимодействия между родителями (законными представителями) и педагогами. Проведение просветительской работы с родителями (законными представителями). Оказание консультационной помощи педагогам и семье в решение конфликтных вопросов между родителями (законными представителями) и педагогами.
При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а так же при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк - направление ребенка в республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию или территориальную психолого-медико-педагогическую консультацию (далее - ПМПК).
Структура и организация деятельности ПМПк.
ПМПк создается в дошкольном образовательном учреждении приказом заведующего данного образовательного учреждения. В его состав входят: заведующий детским садом; воспитатель - методист; воспитатели группы, представляющие воспитанника на ПМПк; практический психолог; медицинская сестра; учитель-логопед.
отклонениями в поведении, исходя из реальных возможностей дошкольного образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными По инициативе работников ДОУ на предмет обследования ребенка должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей) путем подачи заявления в произвольной форме.
При несогласии родителей (законных представителей) с ними должна проводиться просветительская работа по созданию адекватного понимания проблемы. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование должно быть получено в письменном виде.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на воспитанника.
Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости - профориентации и трудоустройства, а также социальной и трудовой адаптации.
В диагностике сложных или конфликтных ситуаций члены ПМПк обязаны направить ребенка в территориальную или республиканскую ПМПК для углубленной диагностики.
На ребенка, проходящего обследование в ПМПк, заводится Карта развития ребенка (приложение), в которой находятся все данные индивидуального обследования: заключение ПМПк; копии направлений во внешние организации; включая направление на ПМПК. Кроме того, в Карту развития ребенка вносятся данные об его обучении в специальном (коррекционной или компенсирующей) группе дошкольного образовательного учреждении, данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами - психологами, логопедами, педагогами, медицинскими работниками. Результаты обследования вносятся в Карту развития ребенка.
Карта развития ребенка хранится у председателя ПМПк и выдается только специалистам, работающим в ПМПк. Председатель ПМПк и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, проходившем обследование в ПМПк.
В случае направления ребенка на территориальную или республиканскую ПМПК Карта развития ребенка со всеми представлениями, заключениями передается сотрудникам территориальной или республиканской ПМПК. После обследования в территориальной или республиканской ПМПК Карта развития возвращается в ПМПк.
При переводе ребенка в другую группу того же ДОУ или в другое ДОУ, необходимо получить согласие родителей (законных представителей) в письменной форме и занести его в Карту развития ребенка. На руки родителям (законным представителям) выдается выписка из Карты развития ребенка, в которой отмечаются заключения всех специалистов, педагогическая характеристика и результаты коррекционного воздействия.
В ПМПк ведется следующая документация:
журнал записи и учета детей, прошедших консилиум (свободная форма);
журнал коллегиальных заседаний ПМПк (с записями коллегиального заключения и рекомендациями), с отметками о движении документации и соответствующих направлениях ребенка как в системе ПМПк, так и в другие организации (свободная форма);
Карты развития детей с представлениями специалистов и заключениями ПМПк по результатам обследования и решением о форме и содержании коррекционного воздействия;
списки коррекционных или компенсирующих классов (групп);
список специалистов ПМПк и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы.
Архив ПМПк хранится в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики. Выдается только членам ПМПк.
Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
Порядок подготовки и проведения ПМПк.
Консилиумы осуществляют свою работу в форме проведения заседаний. Заседания консилиумов могут быть плановыми или внеплановыми.
Плановые заседания консилиумов проводятся один раз в полугодие. Целью проведения планового консилиума является решение следующих задач:
определение путей коррекционно-педагогического и лечебновоспитательного воздействия на ребенка;
выработка согласованных решений по созданию адекватных условий обучения ребенка;
оценка динамики состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые заседания консилиумов собираются по запросу специалистов (в первую очередь педагогов, ведущих с данным ребенком коррекционную работу), а также для выяснения причин отсутствия динамики или при отрицательной динамике обучения и развития ребенка, при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка.
Задачами внепланового заседания консилиума являются:
решение вопроса о принятии экстренных мер по устранению вновь выявленных обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка;
изменение коррекционно-развивающей программы, в случае её неэффективности.
Список специалистов, участвующих в работе консилиума составляется председателем ПМПк. В состав ПМПк входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком, специалисты-консультанты, проводящие консультирование ребенка и знающие его проблему.
Порядок проведения ПМПк.
ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие заместителя председателя консилиума.
Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
Протокол ПМПк оформляется не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается всеми специалистами ПМПк, председателем ПМПк и классным руководителем (воспитателем группы).
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Общие сведения
1.Фамилия, имя ребенка __________________________________
Пол _________ дата рождения _________________________
Школа (детский сад) № ____________ класс (группа) _____
2.Состав семьи: ________________________________________
(мать, отец, другие дети)
3.Ф.И.О. матери ________________________________________
Возраст _________________ образование _________________
Профессия ___________________________________________
Род занятий в настоящее время ___________________________
Привычки, увлечения __________________________________
______________________________________________________
(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)
4.Ф.И.О. отца __________________________________________
Возраст _____________ образование ___________________
Профессия ___________________________________________
Род занятий в настоящее время __________________________
Привычки, увлечения ___________________________________
_______________________________________________________
(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)
5. Ребенок проживает с ______________________________________
___________________________________________________________
(родителями, приемными родителями, мачехой, отчимом, опекунами, бабушкой, дедушкой)
6. Если ребенок живет с опекунами или приемными родителями, укажите
данные:
Ф.И.О. _________________________________________________
Доводятся ребенку ______________________________________
Возраст ________________ образование ___________________
Профессия ______________________________________________
Род занятий в настоящее время _____________________________
Привычки, увлечения _____________________________________
Продолжение приложения
_________________________________________________________
(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)
7. Жилищные условия семьи ________________________________
(отдельная квартира, общежитие и др.)
8. Условия жизни ребенка ___________________________________
(отдельная комната, уголок, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем – то из детей)
9. Если родители в разводе
Возраст ребенка на момент развода ___________________________
После развода проживает с __________________________________
10. Больше времени с ребенком проводит ________________________
11.Материальное положение семьи ______________________________
12. Поведение ребенка в домашней обстановке ___________________
(вялый, угрюмый, испуганный, подвижный, легко возбудимый, агрессивный)
13. Чрезвычайные обстоятельства в семье ________________________
(развод, смерть близких людей)
14. Посещал ДОУ ___________________ ОУ __________________
15. С какого возраста пошел в школу ___________________________
16. Характеристики школы ___________________________________
(общеобразовательная, лицей, гимназия, спец. коррекц., речевая и др.)
17. Когда начались проблемы и с чем связаны ____________________
___________________________________________________________
18. Уровень успеваемости на сегодняшний день __________________
19. Оставался на повторный год обучения ________________________
(указать причину)
20. Любимые школьные предметы ______________________________
21. Нелюбимые школьные предметы ____________________________
22. Отношения с учителями ___________________________________
23. Отношения со сверстниками _______________________________
24. Кратко о проблеме
(когда возникла, чем или кем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________