СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Польза графических диктантов для школьников. Советы педагогам и родителям.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается польза графических диктантов для детей любого возраста.

Просмотр содержимого документа
«Польза графических диктантов для школьников. Советы педагогам и родителям.»

Математические (графические) диктанты по клеточкам.


Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у учащихся интерес к учебе. К таким относят графический диктант по клеточкам, который охотно используется психологами, педагогами и родителями в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.


Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов. Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей.


Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие. Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.

Эффект от методики следующий:

- развивается пространственное и абстрактное мышление;

- происходит знакомство с различными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными;

- формируются графомоторные навыки;

- закрепляется умение считать;

- повышается внимание и сосредоточенность;

- появляется стимул доводить начатое дело до конца.


Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку. Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула. Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где ученику необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому, чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.

Особенности проведения занятий.

Приступающий к упражнению ребёнок должен обладать следующими навыками:

-свободно ориентироваться на листе бумаги;

- различать понятия «вправо – влево», «вверх – вниз»;

- владеть навыками счета до 10 или уметь считать до той цифры, которая обозначает максимальное количество клеток при выполнении задания;

- уверенно держать карандаш, проводить прямую линию в любом направлении.


Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть: простой карандаш и ластик; тетрадь в крупную клетку; образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно. Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой ребёнок продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребёнку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.






Графический диктант «Слоник»


Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание ученика, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.

Графический диктант «Экскаватор»



Правила, которых нужно придерживаться:


Продиктовать каждый шаг нужно четко, громко и понятно.

Переходить к другому пункту, нужно убедившись, что малыш выполнил предыдущий. При необходимости помогать, спрашивать, все ли понятно.

Подбирать графический диктант в форме стихотворения или повышать интерес к занятию загадками, скороговорками.

Устраивать физминутки.

Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться.

Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.

Способы выполнения.


Графический диктант можно выполнять двумя способами.

Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух. Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя.

Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться в графическом копировании предложенной картинки. Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление. Часто ребёнок может увидеть картинку целиком только по окончании упражнения. Симметричном повторении половины фигуры: задача малыша – дорисовывать изображение по предложенной форме. Этим способом малыш знакомится с таким понятием, как равенство.

Диктант по клеточкам может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи. Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы. После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.


Графический диктант «Сердце»







Графический диктант «Олень»











Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant_po_kletochkam_dlya_1_klassa.html#i