СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОМОГАЯ ДРУГИМ – УЧИМСЯ САМИ!( Обучение в сотрудничестве)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается понятие "технологии сотрудничества", её преимущества использования на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«ПОМОГАЯ ДРУГИМ – УЧИМСЯ САМИ!( Обучение в сотрудничестве)»

ПОМОГАЯ ДРУГИМ – УЧИМСЯ САМИ!

( Обучение в сотрудничестве)

Черткова С.Д.,

учитель английского языка

МБОУ СОШ №6


В наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи, поэтому нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Вот почему за последние годы идеи обучения в сотрудничестве приобрели заслуженную популярность у учителей.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему. Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – эти качества пригодятся ребятам как в школе, так и в жизни. А учителю эта система дает массу возможностей для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, целенаправленно обучаю школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве:

• группы учащихся формирую до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Состав группы можно менять от урока к уроку.

• группе даю одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

• оцениваю работу не одного ученика, а всей группы, т.е. оценка ставится одна на всю группу;

  • оцениваю не только и не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»);

• выбираю ученика, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик (в нашем предмете это касается, главным образом, лингвистических знаний, грамматических и лексических). Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной деятельности группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение (правильное/ неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Использую следующие приемы или варианты обучения в сотрудничестве:

- обучение в команде (каждый ученик приносит очки своей группе);

- учимся вместе (каждая группа получает «подзадание» какой-то темы);

- метод пилы (при большом объеме информации: 4 текста – 4 группы);

- «аквариум» (несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные анализируют);

- Броуновское движение (движение ребят по классу с целью сбора информации).

Более сложные формы – это диспуты, конференции и др.

Качества и умения, необходимые для того, чтобы совместно выполнить задание:
·    умение слушать друг друга;
·    умение доверять друг другу;
·    умение задавать друг другу вопросы;
·    умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
·    умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;
·    умение учить друг друга;
·    умение разрешать споры;
·    умение руководить групповой работой;
·    умение приходить к согласию;
·    умение работать в команде.

Преимущества методики обучения в сотрудничестве:

  • При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).

  • У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.

  • Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

  • Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

  • Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных заданиях.

  • У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.

  • Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.

Приемы стимулирования и контроля: 

Взаимоконтроль.

Циклическая взаимопроверка. Учащимся предлагается проверить задания друг у друга по принципу «ты - у меня, я - у другого»;

Релейная проверка. Учитель проверяет задание у учащегося, который первым с ним справился. Этот учащийся, в свою очередь, проверяет выполненное задание у другого, затем они вместе производят проверку следующих, и так далее.

Самоконтроль (самооценивание). Класс самостоятельно выполняет решение задания.

Использование накопительных баллов. В течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются.

«Лозунги» обучения всотрудничестве:

  • От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех;

  • Ты нам нужен, потому что мы не сможем это сделать без тебя;

  • Мы все благодарим тебя за вклад в общее дело.

  • Главное, надо помнить – мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе!

  • Помогая другим–учимся сами!

Опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.