Право в системе социальных норм
ПРАВО – система общеобязательных формально-определенных правил поведения, установленных государством и охраняемых им силой принуждения, за нарушения которых предусмотрена юридическая ответственность.
ВЫУЧИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ПРИЗНАКОВ ДАННОГО ПОНЯТИЯ НЕ БУДЕТ!!!
ПРИЗНАКИ ПРАВА:
1. ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ;
2. ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - писаный характер правовых норм, они зафиксированы в законах и иных нормативно-правовых актах (далее – НПА);
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР- государство создает нормы и принуждает соблюдать их;
4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – не соблюдаем нормы, нас наказывают ( увольняют, штрафуют, лишают свободы и т.д.)
ФУНКЦИИ ПРАВА:
- Регулятивная функция — направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
- Охранительная функция — направление правового воздействия, нацеленное на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения.
- Воспитательная (предупредительная) — направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения .
- Оценочная - право выступает главным критерием, по которому можно оценить, правомерный или неправомерный поступок совершил человек.
Задание в формате ЕГЭ
Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.
- 1) Определяет границы должного поведения людей.
- 2) Относится к нормативной системе общества.
- 3) Существует как в устной, так и в письменной форме.
- 4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.
- 5) Формулируется и поддерживается государством.
Ответ: 125
«МОЛЕКУЛА ПРАВА»
- ПРАВОВАЯ НОРМА - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством и охраняемое им силой принуждения, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность.
Норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом, они соотносятся между собой как общее и частное.
Структура нормы права:
Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства, условие вступления нормы в действие («ЕСЛИ…»). КТО И КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТ ДАННУЮ НОРМУ?
Диспозиция - структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников правоотношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов («ТО…»). В ЧЕМ СУТЬ НОРМЫ?
Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписания диспозиции («ИНАЧЕ…»). КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ НОРМЫ?
Основной элемент нормы права - ДИСПОЗИЦИЯ
Например…
Виды правовых норм
По функциям:
1. Регулятивные нормы определяют права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.
2. Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.
По характеру содержащихся в них правил поведения:
Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет.
1. Управомочивающие нормы -это нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. Например, «осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества».
2. Обязывающие нормы - это нормы-предписания, устанавливающие, что нужно делать. Например, ««Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
3. Запрещающие нормы- это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя. Например, «физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей».
ИСТОЧНИКИ ПРАВА - то внешние формы выражения и закрепления правовых норм (обычно это официальные документы, которые устанавливают юридические нормы и с помощью которых государство делает нормы обязательными).
Основные виды ИП:
- правовой обычай;
- судебный прецедент
- нормативный договор;
- нормативно-правовой акт.
Правовой обычай
Правовой обычай – нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение.
ПРАВОВЫМ обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права.
НАПРИМЕР, Законы Ману (в Древней Индии), Русская Правда (В Древнерусском государстве), «Салическая правда» (у франков).
Примеры ПО в РФ:
- Открытие первого заседания Государственной Думы Федерального Собрания РФ старейшим по возрасту депутатом (прописан в Конституции РФ);
- При разводе супругов детей оставляют с матерями (документально не закреплен).НО!
Судебный (юридический) прецедент
Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которое является образцом при рассмотрении аналогичных дел. В наши дни играет главную роль в Великобритании и странах англосаксонской правовой системы.
Нормативный правовой договор
Нормативный договор – совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли 2 или более договаривающихся сторон.
Почти всегда в этом случае речь идет о международном договоре между государствами.
НАПРИМЕР:
- договор об упрощённом визовом режиме между РФ и Северной Кореей;
- федеративный договор от 31.03. 1992 г., с одной стороны представителями субъектов, с другой – РФ.
Нормативно-правовой акт – наиболее распространенный источник права .
Нормативно-правовой акт – правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, регулирующий общественные отношения. Между НПА существует строгая иерархия.
ПРИЗНАКИ НПА (для задания №18 ЕГЭ):
- носит официальный характер;
- письменная форма;
- издаётся компетентным государственным органом или принимается путём референдума;
- содержит нормы права.
НПА – основной источник права в РФ.
ЗАКОН – это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений.
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ - это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. ПА детализируют, конкретизируют и развивают закон, но не могут выходить за рамки его предмета, тем более ему противоречить.
- Конституция РФ;
- Федеральные конституционные законы (ФКЗ РФ) – раскрывают наиболее важные положения Конституции РФ. Например, о военном положении, о референдуме, о государственных символах и т.д.
- Федеральные законы (ФЗ РФ) – регламентируют различные стороны общественной жизни. Например, ФЗ о полиции, об образовании, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.д.
- Законы субъектов РФ – принимают органы субъектов РФ, действуют только на определенной территории. Например, КоАП РФ г. Москвы.
По сфере действия:
- общие (всего государства);
- местные (определенной местности);
- локальные (организаций)
- индивидуальные.
По органу, издающему акт:
1. указы Президента РФ;
2. постановления Правительства РФ;
3. нормативные акты министерств и ведомств;
4. локальные акты учреждений.
Задание в формате ЕГЭ
1. Выберите верные суждения об источниках права и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Под источником права понимается способ закрепления норм права.
- 2) Источники права всегда имеют письменную форму.
- 3) Древнейшим видом источников права является правовой прецедент.
- 4) Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.
- 5) Договор может являться источником права.
Ответ: 145
Задание в формате ЕГЭ
4. Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
- 2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом.
- 3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты.
- 4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти.
- 5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг
вопросов.
Ответ: 135
Законодательный процесс - процесс принятия законов высшими органами государственной власти. Процедура принятия законов подробно изложена в Конституции РФ.
СТАДИИ законодательного процесса в РФ:
- Законодательная инициатива. Кто имеет право: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Верховный и Конституционный Суды РФ по вопросам их ведения.
- Обсуждение законопроекта. Законопроект направляется в соответствующий профильный комитет (работа над текстом экспертами, проведение слушаний, анализ предложений), который выносит проект на пленарное заседание Гос. Думы.
- Принятие законопроекта. Обсуждение законопроекта в 3 чтениях. В текст вносятся поправки; законы принимаются ГД РФ большинством голосов от общего числа её депутатов.
- Утверждение законопроекта. Принятый ГД РФ закон в 5-дневный срок передается в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент РФ должен принять решение о подписании или наложить своё вето. Для преодоления отлагательного вето, закон должен при повторном голосовании получить 2/3 голосов депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации.
- Промульгация закона. Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания его Президентом РФ в «Российской газете» или Собрании законодательства РФ. Вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Обратите внимание!
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.
- 1. ФКЗ РФ считаются принятыми, если одобряются большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации.
- 2. Президент РФ не может отклонить ФКЗ РФ.
- 3. Президент РФ обязан подписать ФКЗ РФ и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
Задание в формате ЕГЭ.
4. Выберите верные суждения о законотворческом процессе в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1. Законотворчество в современном государстве осуществляет каждый совершеннолетний гражданин.
- 2. В подготовке законопроекта могут участвовать представители органов исполнительной власти РФ.
- 3. Право законодательной инициативы определяется Конституцией РФ.
- 4. Первое чтение законопроекта проходит в Совете Федерации РФ.
- 5. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы РФ.
Ответ: 235