СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие права. Источники права. Законотворческий процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю доступно преподнести материал по блоку  "Право"  в процессе подготовки к ЕГЭ (понятие права, источники права, законотворческий процесс в  РФ).

Просмотр содержимого документа
«Понятие права. Источники права. Законотворческий процесс.»

 Право в системе социальных норм

Право в системе социальных норм

ПРАВО – система общеобязательных формально-определенных правил поведения, установленных государством и охраняемых им силой принуждения, за нарушения которых предусмотрена юридическая ответственность. ВЫУЧИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ПРИЗНАКОВ ДАННОГО ПОНЯТИЯ НЕ БУДЕТ!!!

ПРАВО – система общеобязательных формально-определенных правил поведения, установленных государством и охраняемых им силой принуждения, за нарушения которых предусмотрена юридическая ответственность.

ВЫУЧИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ПРИЗНАКОВ ДАННОГО ПОНЯТИЯ НЕ БУДЕТ!!!

ПРИЗНАКИ ПРАВА: 1. ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ; 2. ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - писаный характер правовых норм, они зафиксированы в законах и иных нормативно-правовых актах (далее – НПА); 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР- государство создает нормы и принуждает соблюдать их; 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – не соблюдаем нормы, нас наказывают ( увольняют, штрафуют, лишают свободы и т.д.)

ПРИЗНАКИ ПРАВА:

1. ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ;

2. ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - писаный характер правовых норм, они зафиксированы в законах и иных нормативно-правовых актах (далее – НПА);

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР- государство создает нормы и принуждает соблюдать их;

4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – не соблюдаем нормы, нас наказывают ( увольняют, штрафуют, лишают свободы и т.д.)

ФУНКЦИИ ПРАВА: Регулятивная функция — направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Охранительная функция — направление правового воздействия, нацеленное на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Воспитательная (предупредительная) — направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения . Оценочная - право выступает главным критерием, по которому можно оценить, правомерный или неправомерный поступок совершил человек.

ФУНКЦИИ ПРАВА:

  • Регулятивная функция — направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
  • Охранительная функция — направление правового воздействия, нацеленное на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения.
  • Воспитательная (предупредительная) — направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения .
  • Оценочная - право выступает главным критерием, по которому можно оценить, правомерный или неправомерный поступок совершил человек.
Задание в формате ЕГЭ Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. 1) Определяет границы должного поведения людей. 2) Относится к нормативной системе общества. 3) Существует как в устной, так и в письменной форме. 4) За нарушение этих норм следует общественное порицание. 5) Формулируется и поддерживается государством. Ответ: 125

Задание в формате ЕГЭ

Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.

  • 1) Определяет границы должного поведения людей.
  • 2) Относится к нормативной системе общества.
  • 3) Существует как в устной, так и в письменной форме.
  • 4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.
  • 5) Формулируется и поддерживается государством.

Ответ: 125

 «МОЛЕКУЛА ПРАВА»   ПРАВОВАЯ НОРМА - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством и охраняемое им силой принуждения, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность. Норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом, они соотносятся между собой как общее и частное.

«МОЛЕКУЛА ПРАВА»

  • ПРАВОВАЯ НОРМА - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством и охраняемое им силой принуждения, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность.

Норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом, они соотносятся между собой как общее и частное.

Структура нормы права: Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства, условие вступления нормы в действие («ЕСЛИ…»). КТО И КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТ ДАННУЮ НОРМУ? Диспозиция - структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников правоотношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов («ТО…»). В ЧЕМ СУТЬ НОРМЫ? Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписания диспозиции («ИНАЧЕ…»). КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ НОРМЫ? Основной элемент нормы права - ДИСПОЗИЦИЯ

Структура нормы права:

Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства, условие вступления нормы в действие («ЕСЛИ…»). КТО И КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТ ДАННУЮ НОРМУ?

Диспозиция - структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников правоотношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов («ТО…»). В ЧЕМ СУТЬ НОРМЫ?

Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписания диспозиции («ИНАЧЕ…»). КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ НОРМЫ?

Основной элемент нормы права - ДИСПОЗИЦИЯ

Например…

Например…

Виды правовых норм

По функциям:

1. Регулятивные нормы  определяют права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

2. Охранительные нормы  определяют условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения:

Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет.

1. Управомочивающие нормы -это нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. Например, «осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества».

2. Обязывающие нормы - это нормы-предписания, устанавливающие, что нужно делать. Например, ««Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

3. Запрещающие нормы- это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя. Например, «физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей».

ИСТОЧНИКИ ПРАВА - то внешние формы выражения и закрепления правовых норм (обычно это официальные документы, которые устанавливают юридические нормы и с помощью которых государство делает нормы обязательными).   Основные виды ИП: правовой обычай; судебный прецедент нормативный договор; нормативно-правовой акт.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА - то внешние формы выражения и закрепления правовых норм (обычно это официальные документы, которые устанавливают юридические нормы и с помощью которых государство делает нормы обязательными).

Основные виды ИП:

  • правовой обычай;
  • судебный прецедент
  • нормативный договор;
  • нормативно-правовой акт.
Правовой обычай Правовой обычай – нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. ПРАВОВЫМ обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. НАПРИМЕР, Законы Ману (в Древней Индии), Русская Правда (В Древнерусском государстве), «Салическая правда» (у франков). Примеры ПО в РФ: Открытие первого заседания Государственной Думы Федерального Собрания РФ старейшим по возрасту депутатом (прописан в Конституции РФ); При разводе супругов детей оставляют с матерями (документально не закреплен).НО!

Правовой обычай

Правовой обычай – нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение.

ПРАВОВЫМ обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права.

НАПРИМЕР, Законы Ману (в Древней Индии), Русская Правда (В Древнерусском государстве), «Салическая правда» (у франков).

Примеры ПО в РФ:

  • Открытие первого заседания Государственной Думы Федерального Собрания РФ старейшим по возрасту депутатом (прописан в Конституции РФ);
  • При разводе супругов детей оставляют с матерями (документально не закреплен).НО!
Судебный (юридический) прецедент Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которое является образцом при рассмотрении аналогичных дел. В наши дни играет главную роль в Великобритании и странах англосаксонской правовой системы.

Судебный (юридический) прецедент

Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которое является образцом при рассмотрении аналогичных дел. В наши дни играет главную роль в Великобритании и странах англосаксонской правовой системы.

Нормативный правовой договор Нормативный договор – совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли 2 или более договаривающихся сторон. Почти всегда в этом случае речь идет о международном договоре между государствами. НАПРИМЕР: договор об упрощённом визовом режиме между РФ и Северной Кореей; федеративный договор от 31.03. 1992 г., с одной стороны представителями субъектов, с другой – РФ.

Нормативный правовой договор

Нормативный договор – совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли 2 или более договаривающихся сторон.

Почти всегда в этом случае речь идет о международном договоре между государствами.

НАПРИМЕР:

  • договор об упрощённом визовом режиме между РФ и Северной Кореей;
  • федеративный договор от 31.03. 1992 г., с одной стороны представителями субъектов, с другой – РФ.
Нормативно-правовой акт – наиболее распространенный источник права . Нормативно-правовой акт – правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, регулирующий общественные отношения. Между НПА существует строгая иерархия.  ПРИЗНАКИ НПА (для задания №18 ЕГЭ): носит официальный характер; письменная форма; издаётся компетентным государственным органом или принимается путём референдума; содержит нормы права.

Нормативно-правовой акт – наиболее распространенный источник права .

Нормативно-правовой акт – правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, регулирующий общественные отношения. Между НПА существует строгая иерархия.

ПРИЗНАКИ НПА (для задания №18 ЕГЭ):

  • носит официальный характер;
  • письменная форма;
  • издаётся компетентным государственным органом или принимается путём референдума;
  • содержит нормы права.

НПА – основной источник права в РФ.

ЗАКОН – это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ - это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. ПА детализируют, конкретизируют и развивают закон, но не могут выходить за рамки его предмета, тем более ему противоречить.

  • Конституция РФ;
  • Федеральные конституционные законы (ФКЗ РФ) – раскрывают наиболее важные положения Конституции РФ. Например, о военном положении, о референдуме, о государственных символах и т.д.
  • Федеральные законы (ФЗ РФ) – регламентируют различные стороны общественной жизни. Например, ФЗ о полиции, об образовании, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.д.
  • Законы субъектов РФ – принимают органы субъектов РФ, действуют только на определенной территории. Например, КоАП РФ г. Москвы.

По сфере действия:

  • общие (всего государства);
  • местные (определенной местности);
  • локальные (организаций)
  • индивидуальные.

По органу, издающему акт:

1. указы Президента РФ;

2. постановления Правительства РФ;

3. нормативные акты министерств и ведомств;

4. локальные акты учреждений.

Задание в формате ЕГЭ 1. Выберите верные суждения об источниках права и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Под источником права понимается способ закрепления норм права. 2) Источники права всегда имеют письменную форму. 3) Древнейшим видом источников права является правовой прецедент. 4) Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. 5) Договор может являться источником права. Ответ: 145

Задание в формате ЕГЭ

1. Выберите верные суждения об источниках права и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Под источником права понимается способ закрепления норм права.
  • 2) Источники права всегда имеют письменную форму.
  • 3) Древнейшим видом источников права является правовой прецедент.
  • 4) Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.
  • 5) Договор может являться источником права.

Ответ: 145

Задание в формате ЕГЭ 4. Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. 2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом. 3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты. 4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти. 5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов. Ответ: 135

Задание в формате ЕГЭ

4. Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
  • 2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом.
  • 3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты.
  • 4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти.
  • 5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг

вопросов.

Ответ: 135

Законодательный процесс - процесс принятия законов высшими органами государственной власти. Процедура принятия законов подробно изложена в Конституции РФ.

СТАДИИ законодательного процесса в РФ:

  • Законодательная инициатива. Кто имеет право: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Верховный и Конституционный Суды РФ по вопросам их ведения.
  • Обсуждение законопроекта. Законопроект направляется в соответствующий профильный комитет (работа над текстом экспертами, проведение слушаний, анализ предложений), который выносит проект на пленарное заседание Гос. Думы.
  • Принятие законопроекта. Обсуждение законопроекта в 3 чтениях. В текст вносятся поправки; законы принимаются ГД РФ большинством голосов от общего числа её депутатов.
  • Утверждение законопроекта. Принятый ГД РФ закон в 5-дневный срок передается в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент РФ должен принять решение о подписании или наложить своё вето. Для преодоления отлагательного вето, закон должен при повторном голосовании получить 2/3 голосов депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации.
  • Промульгация закона. Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания его Президентом РФ в «Российской газете» или Собрании законодательства РФ. Вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Обратите внимание! Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.  1. ФКЗ РФ считаются принятыми, если одобряются большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации. 2. Президент РФ не может отклонить ФКЗ РФ. 3. Президент РФ обязан подписать ФКЗ РФ и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Обратите внимание!

Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.

  • 1. ФКЗ РФ считаются принятыми, если одобряются большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации.
  • 2. Президент РФ не может отклонить ФКЗ РФ.
  • 3. Президент РФ обязан подписать ФКЗ РФ и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
Задание в формате ЕГЭ. 4. Выберите верные суждения о законотворческом процессе в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.  1.  Законотворчество в современном государстве осуществляет каждый совершеннолетний гражданин. 2.  В подготовке законопроекта могут участвовать представители органов исполнительной власти РФ. 3.  Право законодательной инициативы определяется Конституцией РФ. 4.  Первое чтение законопроекта проходит в Совете Федерации РФ. 5.  Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы РФ. Ответ: 235

Задание в формате ЕГЭ.

4. Выберите верные суждения о законотворческом процессе в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. 

  • 1.  Законотворчество в современном государстве осуществляет каждый совершеннолетний гражданин.
  • 2.  В подготовке законопроекта могут участвовать представители органов исполнительной власти РФ.
  • 3.  Право законодательной инициативы определяется Конституцией РФ.
  • 4.  Первое чтение законопроекта проходит в Совете Федерации РФ.
  • 5.  Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы РФ.

Ответ: 235