«Портфолио» как инновационная педагогическая технология
И.о. заведующей ГБОУ
«Кировский методический кабинет»
И. А. Лужеренко
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио , являясь современной формой оценивания, позволяет фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений школьников, педагогов и образовательного учреждения в целом.
Портфолио учителя
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА
новое средство оценивания значимых результатов профессиональной деятельности учителя
индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его обучающихся
вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени
4
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога.
4
Бумажное портфолио
Виды портфолио учителя
Сайт - портфолио
Электронное портфолио
- Презентация профессионального мастерства учителя
- Презентация профессионального мастерства учителя
- Развитие навыков обобщения и систематизации педагогического опыта, учета индивидуальных особенностей учителя
- Развитие навыков обобщения и систематизации педагогического опыта, учета индивидуальных особенностей учителя
- Оценка результативности процесса профессиональной деятельности
- Оценка результативности процесса профессиональной деятельности
- Оценка качества профессиональной деятельности педагога
- Оценка качества профессиональной деятельности педагога
Направления использования портфолио в профессиональной деятельности учителя
7
Портфолио ученика
Портфолио ученика
Образовательная технология, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход в образовании
Новая эффективная форма контроля оценки и самооценки достижений учащегося
Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению
Виды портфолио ученика
Портфолио документов
Рефлексивное портфолио
Портфолио достижений (работ)
Обязательные элементы портфолио ученика
- Титульный лист.
- Сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения).
- Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
- Самоанализ и прогноз (или план) на будущее.
Интересные факты о выборе учениками образовательного профиля
75 % испытывают затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования
- П оддержка самостоятельности
- О ценка достижений
- Р абота над собой
- Т ехнология самоконтроля
- Ф иксирование результатов
- О бразование в течение всей жизни
- Л иния развития
- И мпульс к активности
- О бъективный взгляд на себя
Портфолио – это идея, процесс и результат. Это альтернативный способ оценивания и контроля достижений педагога (учебных, профессиональных, творческих).
Это эффективное средство самопрезентации педагога, а также средство стимулирования его творческой активности и саморазвития, самообразования.
В идеале портфолио педагога образовательного учреждения должно быть едино, а его содержание соответствовать всем вышеуказанным направлениям оценки качества профессиональной деятельности.
При создании единого, универсального варианта портфолио его формирование должно отвечать следующим условиям:
- включать все основные направления профессиональной деятельности педагога;
- состав материалов должен представлять совокупность знаний, умений и навыков, опыта профессиональной деятельности в разнообразных формах оценки и презентации профессионального опыта, таких как тестирование, экспертиза, формы педагогического анализа, продукты педагогического творчества (статьи, обзоры, аналитические справки, эссе и др.) – в электронном виде и бумажных носителях;
- обеспечивать возможность качественной и количественной оценки каждого материала, включенного в портфолио.
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.