ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»
Открытый урок на тему: «Пошив платья, отрезного
по линии груди»
8 класс
Учитель первой категории: Соколова М.В
Цель:
Закрепление знаний и умений по теме «Пошив платья отрезного по линии груди».
Задачи:
Образовательная – обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, необходимые для самостоятельного изготовления изделия (платья, отрезного по линии груди).
Развивающая – развивать операции мышления: сравнение на основе работы с разными видами платьев, обобщение, внимание, навыки самоконтроля, усидчивость.
Воспитательная – способствовать воспитанию самостоятельности, интереса к предмету.
Оборудование: образцы ткани, альбомы, презентация на слайдах, интерактивная доска.
Основные формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся:
“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
Постановка цели и задач урока.
А урок мы начнем с загадки:
В клетку, и в полосочку,
В кружочек, и в цветочек.
Синие, зеленые,
Белые, лиловые.
Рюшечки, оборочки,
Карманчики и сборочки.
Дружно все в шкафу висят,
В чем же мне пойти гулять?
Молодцы. Конечно это платье. Но платья бывают разные. О каком мы сегодня будем говорить вы поймете собрав разорванные фразы.
На доске на магнитах пазлы, их нужно собрать в стоку: по , груди , Платье, линии , отрезное. (Платье, отрезное по линии груди).
Правильно, сегодня у нас с вами урок по теме «Платье, отрезное по линии груди ». На этом уроке вам предстоит показать свои знания, умения и навыки, которые вы приобрели в ходе изучения данной темы и продемонстрировать результат вашей работы.
Предлагаю открыть «Марафон знаний», в ходе которого вы будете выполнять много интересных заданий.
Актуализация ранее изученного.
Задание 1. «Народная мудрость».
Со словом платье существует много пословиц и поговорок, которые придумал народ.
Без ножниц платья не скроишь.
Береги платье снову, здоровье смолоду.
Ближняя родня: на одном солнце платье сушил.
Была бы кость да тело, а платье сам делай.
В долгом платье, да в коротком разуме
Объясните смысл пословицы БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ.
Ответьте на вопросы:
Скажите, на какие виды делится одежда? (Плечевая и поясная).
Назовите поясную одежду? (Юбка, брюки, шорты и т.д.).
Назовите плечевую одежду? (Платье, блузка, жилет и т.д.).
На какие виды делятся платья по покрою? (Отрезные и цельнокроеные).
С какими видами отрезного платья мы познакомились? (Отрезное по линии талии и линии груди).
Покажите на манекене, какое платье отрезное по линии груди, а какое цельнокроеное? Как вы это определили?
Сравните эти изделия. Что в них общего? (За основу взяли одну и ту же выкройку).
Задание 2. «Убери лишнее».
На картинке даны модели платьев. Назовите номера моделей, которые не относятся к теме нашего урока.
Проверка правильности ответа.
Задание 3. «Разыскивается платье»
Из пазлов сложить картинку модели платья.
Выбрать из трех вариантов описания фасона тот, который соответствует описанию вашей модели.
Задание 4. «Установи правильную последовательность».
Каждая из вас выбрала для себя фасон платья.
На карточках нужно установить правильную последовательность пошива платья, отрезного по лини груди.
Проверка правильности выполнения задания.
Задание 4. Правильный ответ
1. Подготовить выкройку | 1. Снятие мерок |
2. Построить чертёж | 2. Построить чертёж |
3. Снятие мерок | 3. Подготовить выкройку |
4. Шитье | 4. Раскрой |
5. Раскрой | 5. Шитье |
6. Последняя обработка | 6. Последняя обработка |
(Одна учащаяся выходит к доске и составляет план, озвучивает, остальные проверяют и исправляют, если неправильно).
Обратимся к нашему плану.
Что в первую очередь должна сделать швея, для того, чтобы сшить какое- то изделие? (Снять мерки).
Напишите на доске мерки, которые нужно снять для построения чертежа выкройки платья (одна уч-ся) и покажите на манекене, как правильно их снять (другая уч-ся).
Вернемся к нашему плану.
Скажите, выкройку какого изделия удобнее использовать для изготовления выкройки отрезного платья?
Закончите предложение: Для изготовления выкройки отрезного платья удобнее использовать выкройку….. Прочитайте, что получилось. (Выкройку цельнокроеного платья)
Задание 5. «Найди пару».
Сравните две модели платья и определите, для какой из этих моделей дана выкройка.
Проверка правильности выполнения задания.
Швея должна безошибочно знать названия не только деталей, но и контурных срезов.
Давайте вспомним линии и контурные срезы деталей выкройки. (На доске основа выкройки платья, дети берут карточки с названиями линий и контурных срезов и прикрепляют на соответствующие линии).
У нас на доске выкройка цельнокроеного платья, какое платье мы шили (отрезное по линии груди), какие приемы для этого мы применяли? (Приемы моделирования).
Вспомните, что такое моделирование? (Процесс изменения выкройки путем нанесения дополнительных линий)
Вспомните некоторые приемы моделирования и покажете их (Раздать макеты основы выкройки цельнокроеного платья и зарисовки моделей платьев, дети выполняют задание) (одна ученица выполняет облегченное задание. Приложение 2).
Физкультурная минутка «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛИНИИ ФИГУРЫ»»( все упражнения повторяем за учителем в быстром темпе)
Упражнение № 1. «Линия шеи». Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу. 1.Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук. 2.Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены. 3.Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны. Повторить 3-4 раза одно из предложенных упражнений по выбору учителя.
Упражнение № 2. «Линия груди». Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу. 1-й вариант: 1.Поднять руки перед собой на уровне груди. 2.Развести руки в разные стороны, чтобы сократились мышцы спины и лопатки соприкоснулись. 3.Возвратить руки в исходное положение на уровне линии груди. 4.Опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза. 2-й вариант: 1.Руки тянуть в разные стороны по горизонтали на уровне груди и по команде учителя «натянуть веревочки». 2.Руки расслабить и «бросить» вниз — «веревочки оборвались». Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 3. «Линия талии». Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу, руки на поясе (талии). 1.Максимальный прогиб туловища назад. 2.Наклон туловища вперёд. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение № 4. «Линия бёдер». Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу, руки на бёдрах. 1.Поворот туловища вправо раскачивающими движениями. 2.Поворот туловища влево. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение № 5. «Линия бока». Исходное положение — стоя в проходе около парты (стола) так, чтобы не мешать друг другу. 1.Расслабить все мышцы и как бы бросить руки вниз. 2.Скользящими движениями рук (не отрывая) по боку правой рукой максимально опускаемся вниз, при этом левая рука, согнутая в локте, поднимается вверх (но не отрывается от туловища). 3.Скользящими движениями рук (не отрывая) по боку левой рукой максимально опускаемся вниз, при этом правая рука, согнутая в локте, поднимается вверх (но не отрывается от туловища). Примечание: можно использовать и другие упражнения. Главная задача — снять напряжение с мышц спины и шеи, а также с кистей рук и закрепить на практике основных условных линий фигуры.
Назовите следующий этап изготовления платья (раскрой).
Что швея должна сделать с тканью, прежде чем начать выкраивать детали изделия? (Подготовить ткань к раскрою).
(В таблице подобрать к терминам содержание работы. Приложение 3.)
Декатирование ткани.
Определите лицевую сторону ткани.
Осмотрите ткань на наличие дефектов.
Определить направление рисунка или ворса.
Что такое декатирование ткани? (Декатирование – это обработка паром или водой для предотвращения усадки или растяжки в готовом изделии).
Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани? (По четкости рисунка, по блеску, по кромке, по направлению ворса).
Если на ткани обнаружен дефект? (Раскладываем детали выкройки так, чтобы дефект не попал на деталь).
Если направление рисунка в одну сторону? (Детали выкройки нужно разложить в одном направлении).
После выполнения задания учащиеся зачитывают, что получилось.
После того, как швея подготовила ткань к раскрою, можно производить раскрой деталей изделия.
Задание 6. «Найди ошибку»
Найти ошибку в названии деталей и срезов выкройки платья, отрезного по линии талии.
Теперь можно платье шить. Давайте вспомним какие швы используют при пошиве платья.
Давайте вспомним, какие швы применяли при пошиве платья? (Соединительные, краевые и обтачные).
Где применяли соединительные швы? (Стачивали боковые, плечевые швы и соединяли лиф с юбкой).
Где применяли краевые швы? (Обрабатывали низ изделия).
А где применяли обтачные швы? (При обработке горловины и пройм подкройной обтачкой).
Задание 7. Я буду показывать шов. Если он относится к соединительным швам, вы хлопаете 2 раза в ладоши, а если – к краевым, то вы поднимаете руки вверх.
Чтобы платье было красивым его украшают отделкой.
Назовите виды отделки. (Кружево, рюши, карманы, воланы, оборки, вышивка, фурнитура).
Последний этап изготовления нашего изделия - окончательная отделка изделия - утюжка (Учащимся предлагаются карточки с терминологией утюжильных работ).
(К содержанию работы подобрать термины. Приложение 4).
Заключительная часть урока.
Подведение итогов:
Молодцы, девочки! Вы хорошо сегодня поработали.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
У вас на столе лежат смайлики. Поднимите те, которым соответствует ваше настроение после урока.
Спасибо! Урок закончен.