СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постинтернатная жизнь выпускников школы - интерната.Что происходит когда дети - сироты выпускаются из школы - интернат. Примеры из жизни и работы. Помощь в выборе профессии, что нмногих ожидает в дальнейшем.Социально - бытовая адаптация ребёнка в новых условиях проживания.трудности и их ошибки.

Просмотр содержимого документа
«ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.»


Л.В. Максимова


ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Дальнейшая судьба выпускников школ - интернатов проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические заболевания, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих квалификационным умениям. Выбор профессии – важное решение в жизни детей-сирот.

Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор. Выбрать доступную и нужную для общества профессию, овладеть профессией, трудоустроиться и успешно работать довольно сложно. Поэтому основная цель педагогического коллектива школы-интерната – это успешная интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение. Создание условий в группе для профессионального самоопределения, знакомство с миром профессий поможет ребятам осознать свои способности, интересы, грамотно выбрать свою профессию. Тесное взаимодействие в психолого-педагогическом процессе педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, администрации учреждения, позволяет сформировать у выпускника профессиональное самоопределение.

Социально - бытовая адаптация учащихся [1] – одно из основных направлений воспитательной работы, т.е это один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. 

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и наша задача состоит в том, чтобы помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности, приобщить его к жизни в обществе.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является нередко единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач.

ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. Особенно для детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Наша школа – интернат является одним из таких учреждений, так как в ней учатся и воспитываются дети с ослабленным здоровьем (тубинфицированные, с сопутствующими заболеваниями). У каждого ребенка своя история, сложная судьба, требующая создания особой психологической атмосферы и социально – бытовых условий.


(В школе-интернате 7 групп, по 8-10 человек. С недавнего времени группы в интернате стали разновозрастными, в связи, с чем заметны положительные изменения в поведении детей, они стали спокойнее, добрее. У подростков появилась потребность заботиться о младших, помогают делать уроки, вместе с воспитателями они учатся более бережно относиться к своим вещам, обстановке, стараются украсить свою комнату, сделать её уютнее.

Регулярно для всех ребят организуются в группе праздники: Новый год, праздник осени, масленица, день именинника и др. Воспитатели совместно с детьми продумывают сценарии этих праздников, подбирают конкурсы, интересные игры, дети учатся красиво накрывать на стол, готовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., используя комнату СБО.

Для воспитанников интерната работают кружки: «Рукоделие» и «Домоводство», где дети создают прекрасное своими руками. Занятия в мастерских (швейная, столярная), воспитательные мероприятия отдельных воспитателей, кружководов дают возможность ребятам использовать результаты своего труда в качестве товара, который они могут показать на различных конкурсах и мероприятиях, а также взять себе на память.

Дети в школе приобретают первый опыт профессионально-трудовых навыков.

Такая организация жизни детей создает предпосылки для обучения детей через естественный жизненный опыт, для лечения самой обстановкой. А это чрезвычайно важно для самоорганизации и самоопределения. )

В число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача [2] совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении.

Вхождение выпускников детских домов и школ - интернатов в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Длительное пребывание в условиях детских домов и школ - интернатов нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

Неблагоприятными факторами постинтернатной адаптации выпускников является комплекс психологических затруднений, таких как, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни т.п.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников [3]является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни.

Такими задачами в первую очередь являются — воспитать готовность к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовку их к выбору профессии, формирование умений, позволяющих им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы, воспитание семьянина, то есть формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной материнской и отцовской позиции, подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач, способствующая формированию социально-экономической активности личности, зрелой гражданской позиции ребенка, развитие организаторских умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач в сложных жизненных ситуациях.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники детских домов и школ - интернатов или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры. (Так, например в 2014 году для наших воспитанников такими наставниками стали сотрудники ФГКУ УВД МВД по РМ. Закрепленные сотрудники оказывают всестороннюю помощь и поддержку подростку, проводят с подопечным профилактические мероприятия, направленные на недопущение противоправных действий, а также профориентационную работу по становлению личности ребёнка как гражданина Российской Федерации.)

Я считаю, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. И поэтому в своей работе нужно добиваться того, чтобы воспитанники при выпуске из интернатных учреждений умели владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими, осуществляли совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом;

- соблюдали культуру поведения в общественных местах, умели правильно вести себя в различных ситуациях;

- имели психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции;

- знали свое тело, умели ухаживать за ним, имели навыки самообслуживания.

- владели навыками оказания первой медицинской помощи;

- умели вести домашнее хозяйство;

- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде;

- имели знания по уходу за детьми, умели строить и планировать семейную жизнь;

- сформировывали профессиональные интересы, ориентировались на определенный вид профессии, имели цель в жизни.

- являлись законопослушными гражданами РФ и имели знания о своих правах и обязанностях.

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т.к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении.

Необходимо, помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» интернатного учреждения в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.

Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов, независимо от того является ли он выпускником школы-интерната для детей сирот или нет, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом имея в виду трудности, с которыми встречаются дети-сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.






Литература.


1. Бухтояров, С.В. "Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений - важное направление работы центра социальной помощи семье и детям" / С.В. Бухтояров // Работник социальной службы. - 2010. -№ 3. - С. 72-75.

2. Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 Пособие для учителя. М., «Владос», 2010. 

3. Проблемы социальной поддержки выпускников детских домов и пути ее совершенствования: материалы круглого стола 22 марта 2011 года / Под. ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - 150 с.