№ урока | Тема урока | К-во часов | Примечание |
Всего (макс) | лекции | ПЗ | СР |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | 1 | | | |
| Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века | | 1 | | | |
Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА 20 века. Русская поэзия и поэзия народов России конца 19 – начала 20 века.. | 23 | 13 | | 10 | |
| Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. | | 1 | | | |
| Идейно-художественный анализ стихотворений И.А. Бунина. | | | | 1 | |
| А.И. Куприн Краткий очерк жизни и творчества. | | 1 | | | |
| «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. Тема трагической любви в произведении А.И. Куприна «Олеся». Человек и природа в повести «Олеся». | | 1 | | | |
| Сочинение-рассуждение «Тема любви у Бунина и Куприна». | | | | 2 | |
| Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX вв. | | 1 | | | |
| Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». | | 1 | | | |
| Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Составление сравнительной таблицы по литературным течениям. | | 1 | | | |
| Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. | | 1 | | | |
| Доклад: Жизнь и творчество В. Брюсова. | | | | 1 | |
| Акмеизм. Истоки акмеизма. Своеобразие романтического героя Гумилева: мужественное начало, стремление к «битве огневой», поиски «жизни обновленной». Лирический подтекст, призыв к подвигу, к полному самоотречению во имя идеала (сборник «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», цикл «Капитаны»). | | 1 | | | |
| Обсуждение: Жизнь и творчество Н. Гумилева. | | | | 1 | |
| Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…») | | 1 | | | |
| Сочинение: Поэт как миссионер «нового искусства» | | | | 2 | |
| Идейно-художественный анализ стихотворений серебряного века. | | | | 1 | |
11-12 | Очерк жизни и творчества А.М. Горького. Раннее творчество А.М. Горького. Пьеса «На дне». | | 2 | | | |
13-14 | Контрольная работа по поэзии «Серебряного века» | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
Раздел 2. Литература 20-Х годов | 22 | 16 | | 6 | |
15-16 | Характеристика литературного процесса 20-х годов. | | 2 | | | |
17-18 | Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Тема поэта и поэзии. Сатира Маяковского (пьеса «Клоп», «О дряни»), | | 2 | | | |
19-20 | Вступление к поэме «Во весь голос». Образ поэта-труженика, поэта-бойца. Новаторство Маяковского. В.В. Маяковский – продолжатель гражданских традиций поэзии XIX века. | | 2 | | | |
| Доклад: «Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов» | | | | 2 | |
21-22 | Очерк жизни и творчества С.А Есенина. Лирика. Стихотворения «Русь». Поэма «Пугачев» Есенин. Тема мятежа. Тема отчаяния и безнадежности в лирике Есенина. | | 2 | | | |
23-24 | Поэма «Черный человек». История создания. Анализ поэмы «Черный человек» | | 2 | | | |
| Очерк жизни и творчества С.А Есенина. Развитие темы родины | | | | 2 | |
25-26 | Очерк жизни и творчества А. А. Фадеева Гуманистическая направленность романа «Разгром». Проблема человека и революции. | | 2 | | | |
| Сочинение «Проблема человека и революции» | | | | 2 | |
27-28 | Аркадий Аверченко. Биография краткая. Рассказы «Юмор для дураков», «Приезжий Сельдяев». Из книги «Дюжина ножей в спину революции» | | 2 | | | |
29-30 | Контрольная работа. Литература 20 годов. | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
2 семестр |
Раздел 3. Литература 30-40-Х годов | 38 | 24 | | 14 | |
31-32 | Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в литературе. Политика партии в области литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. | | 2 | | | |
33-34 | Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х - начале 40-х годов. Судьба народа в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама и др. | | 2 | | | |
35-36 | Очерк жизни и творчества Цветаевой. Художественное своеобразие творчества Цветаевой. Тема России, революции. | | 2 | | | |
| Рассуждение - сравнение: Судьба народа в поэзии А. Ахматовой и судьба народа в поэзии М. Цветаевой «Жизнь и творчество А. Ахматовой периода эмиграции». | | | | 4 | |
37-38 | Очерк жизни и творчества О.Э. Мандельштама. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. «Notre Dame», «Бессонница. | | 2 | | | |
39-40 | Очерк жизни и творчества А.П. Платонова. Повесть «Котлован». Анализ повести. Проблема общечеловеческих ценностей. Образ Вощева. | | 2 | | | |
| Доклад на тему: Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (творчество М.Б. Салтыкова-Щедрина). Доклад на тему: Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств | | | | 4 | |
41-42 | Очерк жизни и творчества И.Э. Бабеля. Проблематика и особенности поэтики прозы И.Э. Бабеля | | 2 | | | |
| Эссе: Социально-философское содержание творчества А. Платонова. | | | | 2 | |
43-44 | Булгаков. Личность писателя. «Белая гвардия» - роман о братоубийственной войне, о судьбе людей в революционные годы. Отношение автора к героям романа. | | 2 | | | |
45-46 | Роман «Мастер и Маргарита». Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики. Тестирование | | 2 | | | |
| Реферат по теме на выбор: Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие). Проблема любви и жизни. Трагическая судьба произведений Булгакова | | | | 4 | |
47-48 | М.А. Шолохов: жизнь и творчество. «Донские рассказы». | | 2 | | | |
49-50 | М.А. Шолохов «Тихий Дон». Картины гражданской войны в романе. Проблемы и герои романа. | | 2 | | | |
51-52 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. Григорий и Аксинья. Подведение итогов. | | 2 | | | |
53-54 | Контрольная работа по теме: «Русская литература 30—40-х годов ХХ века». | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
Раздел 4. Литература периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных | 12 | 8 | | 4 | |
55-56 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор). Произведения первых послевоенных лет. | | 2 | | | |
57-58 | Ахматова. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Своеобразие лирики Ахматовой. Место творчества А.А. Ахматовой в истории русской и мировой литературы. | | 2 | | | |
59-60 | Поэма «Реквием». Исторический масштаб и значение происходивших событий в годы террора. | | 2 | | | |
| Сообщение: Очерк жизни и творчества А. Ахматовой. | | | | 1 | |
61-62 | Жизненный путь Пастернака и его творчество. Основные направления философской мысли Пастернака, их отражение в творчестве писателя. | | 2 | | | |
| Реферат по темам на выбор: «Тема памяти в литературе ВОВ», «Человек и стихия в творчестве Б.Пастернака», «Поэзия А.Ахматовой как лирический дневник» | | | | 3 | |
Раздел 5. Литература 1950–2000-е годы | 32 | 20 | | 12 | |
63-64 | Особенности развития литературы 1950-1960-х годов в контексте культуры. Творчество писателей- прозаиков в1950-1980-х. | | 2 | | | |
| Реферат: «Развитие литературы 1950 – 1960 х годов» | | | | 2 | |
65-66 | Основные направления и течения художественной прозы1950—1960-х гг. Художественное своеобразие прозы В.М. Шукшина. | | 2 | | | |
67-68 | Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Многонациональность советской литературы. | | 2 | | | |
69-70 | Нравственная проблематика, художественные особенности прозы В. Быкова. | | 2 | | | |
71-72 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя Повесть «Один день Ивана Денисовича». | | 2 | | | |
| Сообщение по теме: «Проблемы нравственности в творчестве В. Распутина. «Прощание с Матерой» Сообщение по теме: Основные направления и течения художественной прозы1950-1960-х гг. | | | | 4 | |
73 | Развитие традиций русской классики и новаторство в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н.М. Рубцова. | | 1 | | | |
74 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о настоящем и будущем Родины. Поэма «По праву памяти». | | 1 | | | |
75-76 | Б. Окуджава. Биография. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», А. Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник». | | 2 | | | |
77-78 | М. Л. Матусовский. Сведения из биографии. Стихотворения – песни «Вернулся я на родину», «Старый клен» Книга воспоминаний «Семейный альбом». | | 2 | | | |
| Реферат Значение творчества М. Л. Матусовский | | | | 2 | |
79-80 | Развитие литературы и культуры в конце ХХ века.. Три волны эмиграции русских писателей. Постмодернизм (обзор). | | 2 | | | |
| Доклад: Постмодернизм в русской литературе. Развитие литературы и культуры в конце ХХ века. Эссе: Постмодернизм в русской литературе. Развитие литературы и культуры в конце ХХ века. | | | | 4 | |
81-82 | Контрольная работа. Литература 1950 – 2000гг. | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
Раздел 6. Особенности развития литературы на рубеже ХХ – ХХI веков. Современная литературная ситуация | 17 | 12 | | 5 | |
83-84 | Тема памяти и преемственности поколений. Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) «Царь - рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе. Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море». Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий | | 2 | | | |
| Рассуждение: «Царь - рыба» взаимоотношение человека и природы в романе. Сочинение повесть – притча «Старик и море» | | | | 3 | |
85-86 | Особенности развития литературы на рубеже ХХ – ХХI веков. Современная литературная ситуация. А. Маканин «Кавказский пленный», В. Пелевин «Обитель», «Желтая стрела.» | | 2 | | | |
| Сообщение: «Особенности зарубежной литературы». | | | | 2 | |
87-88 | Альбер Камю роман «Посторонний». Проблема преступления и наказания в романе. | | 2 | | | |
89-90 | Габриэль Гарсия Маркес роман «Сто лет одиночества». | | 2 | | | |
91-92 | Контрольное тестирование по произведениям зарубежной литературы ХХ века. | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
93-94 | Дифференцированный зачет | | 2 | | | |
| ВСЕГО | 145 | 94 | | 51 | |