Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Цели:
• Проверка и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Синтаксис и пунктуация»;
• обогащение словарного запаса учащихся;
• выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление, речь, воображение;
• учить школьников культуре речи и поведения, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Задание 1. Расселите в домики словосочетания.
ИМЕННЫЕ
ГЛАГОЛЬНЫЕ
Удивительная картина
далёкий горизонт
долина реки
снежная зима
Раздаваться в лесу
исчезать в кустах
преподавать литературу
приближаться к реке
Задание 2. Угадаем литературное произведение по словосочетаниям.
1. Дюжий сундук, богатырская кровать, привезли из деревни, любил без памяти.
2. Просторный двор, подбегать к забору, добрая волшебница, стук колёс.
ПРОВЕРЯЕМ:
А. И.С.Тургенев «Муму».
Б. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
Задание 3. Укажите среди данных предложений повествовательные:
1. Зима в нашу станицу пришла очень рано
2. Как ослепителен белый снежок
3. Когда выпал первый снег
4. Наступила холодная зима
Задание 3. Укажите среди данных предложений повествовательные:
1. Зима в нашу станицу пришла очень рано.
2. Как ослепителен белый снежок
3. Когда выпал первый снег
4. Наступила холодная зима.
Задание 4. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
1. Вышла на край леса волчица.
2. Небо чистое.
3. Земля наш общий дом.
Задание 4. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
1. Вышла на край леса волчица.
2. Небо чистое.
3. Земля - наш общий дом.
Задание 5. Найдите предложения, соответствующие схемам.
1. Малыш твердит: «Дай мне звезду».
2. По лесу раздаются шепоты, шелесты и шорохи.
3. Свети нам, солнышко, свети!
4. Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу.
5. «Возвращаемся домой!»- закричали ребята.
6. Он остался, чтобы навести порядок .
Задание 5. Найдите предложения, соответствующие схемам.
1. Малыш твердит: «Дай мне звезду». 1. А: «П».
2. По лесу раздаются шепоты, шелесты и шорохи. 2. [ О,О и О ].
3. Свети нам, солнышко, свети! 3.[ …,Обр.,… ]!
4. Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу. 4.[ ], а [ ].
5. «Возвращаемся домой!»- закричали ребята. 5. «П!» - а.
6. Он остался, чтобы навести порядок . 6.[ ], (чтобы…).
Задание 6. Какие предложения является простыми? (Знаки препинания не расставлены).
- Ребята пошли в лес и набрали полную корзину ягод.
- Стояла зима и яблони около дома утопали в снегу.
- Весёлые шутки и смех разносились по долине
- Осень наступила высохли цветы.
Задание 6. Какие предложения является простыми? (Знаки препинания не расставлены).
- Ребята пошли в лес и набрали полную корзину ягод.
- Стояла зима и яблони около дома утопали в снегу.
- Весёлые шутки и смех разносились по долине
- Осень наступила высохли цветы.
Придумать предложение с однородными членами.
Задание 7. Синтаксический разбор предложения
Яркое солнце осветило березовый лес.
Задание 8. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
1. Не думал я что ты такой ленивец отвечал король.
2. Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?
3. Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?
4. Проговорила Татьяна тихим голосом Что прикажете, Гаврила Андреич?
Задание 8. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
1. Не думал я что ты такой ленивец отвечал король.
2. Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?
3. Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?
4. Проговорила Татьяна тихим голосом Что прикажете, Гаврила Андреич?
Задание 9. Укажите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены):
1. В болоте вывелись дикие утята.
2. Ах ты мерзкое стекло!
3. Я сидел на берегу лесного озера.
4. Какая ты Чернушка смешная!
Задание 9. Укажите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены):
1. В болоте вывелись дикие утята.
2. Ах ты мерзкое стекло!
3. Я сидел на берегу лесного озера.
4. Какая ты Чернушка смешная!
Задание 10. Распространите предложения.
Наступила (какая?) _________зима. Принесла она (что?)______ , _________ , _________ . Мороз разрисовал (что?) _________
(чем?)__________ .
Дети радуются (чему?)___________ .