Урок-сказка по математике в 1 классе
Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сложение и вычитание в пределах 10».
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений закрепить знания о сложении и вычитании в пределах 10; формирование базисных знаний о пройденном материале; развитие логического мышления, внимания, любознательности, наблюдательности; воспитание интереса к математике и сказкам.
Задачи урока:
Предметные: распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10) и продолжать ее; выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
Метапредметные: создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации; развивать умение учащихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные: помочь выделить и сформулировать познавательную цель; работать над формированием умений работать по образцу.
Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: обобщения знаний.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-сказка.
Технология: развивающее обучение.
Методы урока: частично-поисковый, анализа и синтеза, словесно-наглядный.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, таблицы, схемы, картины-иллюстрации к сказкам.
Планируемые результаты: повторение и закрепление пройденного материала выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ход урока
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Всё в сторонку отложили,
Ручки правильно сложили.
Глазки смотрят на меня,
Что ж, поехали, друзья!
Вступительное слово:
- Ребята, сегодня у нас не простой урок, мы сегодня отправимся в мир сказок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем все удачи –
За работу, в добрый час.
2. Работа над темой урока: «Повторение пройденного материала. Сложение и вычитание в пределах 10».
Учитель: Я знаю, что вы очень любите сказки и поэтому мы отправляемся в волшебную страну сказок. Так как у нас урок математики, сказка будет математическая. А для того, чтобы попасть в страну сказок, нам нужно открыть дверцы волшебным ключиком. Волшебным он становится тогда, когда вы даете правильные ответы. Я вам предлагаю решить примеры, вставить в пустые окошки, пропущенные числа или знаки действий, если все примеры будут решены правильно, волшебные двери откроются:
8□3=5 □-4=3
6□1=7 8-□=4
4□1=5 □+2=2
Учитель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Все вы знаете сказку «Репка», а давайте с вами её немножко изменим, перепишем на новый лад.
- Посадил Дед репку (на доске появляется рис. Деда и репки). Выросла репка большая - пребольшая, да не простая, а математическая. Стал Дед репку тянуть, тянет - потянет, а вытянуть не может. И вдруг репка молвила человеческим голосом: - Что ты Дед меня мучаешь? Ты разве не знаешь, что нужно отгадать мои математические загадки? И возможно тогда ты меня вытащишь.
- Ребята, давайте поможем дедушке.
1).Разминка:
1). К Белоснежке поутру, прискакала кенгуру,
Шесть бананов принесла и в подарок отдала.
Белоснежка так добра, два банана отдала,
Ну а ты не зевай и бананы сосчитай.
2). Курочка Ряба яички снесла,
И дедушке с бабкой их раздала.
Пять у деда, два у бабы,
Сколько яиц было у Рябы.
3). Пять козлят в лесу гуляли,
И двух братьев повстречали.
Подскажите мне скорей,
Сколько у козы детей?
Учитель: молодцы, ребята, посмотрите, наша репка чуть-чуть сдвинулась с места. Давайте еще поможем дедушке.
2).Устный счет:
- Счет от 1 до 20 (и обратно);
- Расставить числа по порядку: 1 5 3 6 2 10 8 7 4 9;
- Счет от 3 до 8; от 7 до 10; от 9 до 6; от 7 до 2;
- Назови соседей чисел: 3, 6, 8;
- Между числами кто живет?: 3 и 5; 7 и 9; 4 и 6;
- Назовите следующее число за числом: 3; 7; 5; 2;
- Назовите предыдущее число числу: 6; 8; 10; 4;
- Состав чисел: 8; 9; 10.
- На сколько 2 меньше, чем 10? На сколько 10 больше, чем 2.
3).Физминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Руки вытянул, согнул,
И по улице шагнул.
Учитель: - Не вытянул Дед репку. Ничего у него не получилось. Позвал он на помощь Бабку (картинка). Тянут они, потянут, вытянуть не могут. Говорит тут репка: - Если решите правильно задания в тетради, вот тогда может и вытяните меня. Ребята, давайте поможем Деду и Бабке выполнить задания репки?
4). Сравнить числа
10 □ 8 6 □ 2 0 □ 5 4 □ 9
4 -1 □ 6 10 □ 5 + 5 9 – 3 □ 9
Учитель: - Снова стали тянуть репку, но вытянуть не могут. Позвали они Внучку (картинка). А Внучка у них была умная и смышленая, любила она решать примеры. И решила она проверить, сможете ли вы самостоятельно решить ёё задания.
5).Самостоятельная работа (у каждого ученика листочки с заданием).
Расставить знаки « », «
2 □ 4 +3 6 □ 8 + 1 9 - 2 □ 5 5 □ 1 + 6
Учитель: - Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Решили они позвать собачку Жучку. Прибежала Жучка (картинка). А репка ей тоже задание придумала. Нужно решить примеры в тетради. Справитесь, ребята? Поможем Жучке?
6).Работа в тетради с печатной основой с. 5, №2, № 3, № 4. (Проверка).
Учитель: - Посмотрите, какие мы молодцы! Как здорово у нас все получается! Еще немножко и вытянем репку. Давайте проверим: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвали они кошку Мурку (картинка). А репка ей и говорит: - Ох, и устала уже я, все меня тянут и дергают, лучше спой нам и станцуй. Давайте все вместе немного отдохнем.
7). Физминутка
В хоровод встал серый зайка
И поет: «Я был зазнайкой,
А теперь могу считать-
Раз, два, три, четыре, пять,
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»
Учитель: - Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвали они Мышку. Прибежала Мышка (картинка). А репка и говорит: - Вот вам моё последнее задание. Если не решите задачу, то не вытяните меня. Давайте все дружно соберемся с силами и поможем Мышке?
8). Работа с задачей.
Задача: В гости к Мухе-Цокотухе пришли 4 таракана и 5 букашек. Сколько всего насекомых пришло в гости к Мухе-Цокотухе?
- Кто повторит задачу? (повторяют задачу 2 ученика).
- Сколько пришло тараканов в гости? (4).
- Сколько пришло букашек? (5).
- Давайте запишем краткое условие задачи.
Т
араканов-4 н. ? н.
Букашек-5 н.
- Давайте решим эту задачу.
4+5=9(н.)
Учитель: - Вот и справились мы с задачей. Мы сегодня славно с вами потрудились, давайте посмотрим на нашу репку. Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут – потянут и вытянули Репку. Но без вашей помощи, ребята, они не смогли бы этого сделать. Вот и сказочке конец, а кто хорошо работал – тот молодец.
3. Итог урока. Рефлексия.
Вот и кончился урок.
Подведем итоги.
Путешествовали мы,
В сказке побывали.
И в дороге по пути
Многое узнали.
- Понравился вам урок?
- Какое задание было самым интересным?
- Кто доволен своей работой?
- Оцените с помощью карточек свои достижения (дети показывают карточки). Если вы работали быстро, уверенно и без ошибок, то покажите «Солнышко». Если работали хорошо, но ошибались, то покажите «Солнышко с тучкой».
- Всем большое спасибо за внимание и отличную работу.
7