СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древняя Греция". Урок-путешествие

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о Древней Греции как развитой цивилизации, повлиявшей на развитие мировой культуры. Задачи:  обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция; показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древняя Греция". Урок-путешествие»

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе по теме «Древняя Греция»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;

  • показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;

  • помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;

  • учить презентовать результаты своего творческого труда;

  • развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;

  • развивать умения работать с различными источниками информации;

  • развивать коммуникативную культуру, умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

  • учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим;

  • воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

  • творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.

Ожидаемые результаты

После этого урока учащиеся смогут:

  • осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;

  • соотносить даты и события;

  • раскрывать смысл понятий и терминов;

  • формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение Древней Греции и ее влияние на мировую культуру.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для обучающихся

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: игра – путешествие « Виртуальная экскурсия»

Литература:

  1. Учебник: Всеобщая история.  История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений В. О. Никишин, А. В. Стрелков, О. В. Томашевич,Ф. М. Михайловский.- Из-во.: Русское слово, 2020г.

  2. Дидактический материал:  Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003г.

  3. Ф.А. Михайловский  История Древнего мира. Книга для учителя. – М.:Русское слово, 1990г.

  4. Гаспаров Михаил. "Занимательная Греция".- М.: Терра, 2009 г.

Ход работы

І. Организационный момент. Рефлексия настроения.

Создание рабочего настроения.

Учитель: Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки. 

II. Мотивация учебной деятельности.

- Вы любите путешествовать?

-Что обычно люди привозят из путешествий по разным странам? (Открытки, сувениры, значки и т.д.)

-Сегодня мы тоже совершим необычное путешествие. По окончанию путешествия вы тоже будете иметь сувениры; тот, кто больше соберёт разных сувениров – получит наивысшую награду – медаль знатока истории.

III. Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов.

Учитель: Послушайте легенду. Если вы её узнаете, то догадаетесь, в какую страну мы совершим экскурсию.

«Когда Бог все раздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась …………….. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате.

_-Что это за страна? (Греция)

Верно. Греция – это страна удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбель цивилизации, родина демократии. Многие достижения греков оказали огромное влияние на последующее развитие человечества О Древней Греции можно говорить часами. И мы посвятили знакомству с ней достаточно времени. Но пришла пора проверить уровень ваших знаний по данной теме.

И если вы будете работать в полную силу, то в конце этого урока сможете:

-соотносить даты и события;

-раскрывать смысл понятий и терминов;

-презентовать результаты групповой и индивидуальной деятельности;

-формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения. 

Проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру?» 

IV. Систематизация и обобщение знаний и умений.

Учитель: Греция – это мечта, мечта, которая должна осуществиться!
А отправляться в путешествие лучше всего в компании с друзьями. Наше задание называется «Набери команду». У меня на карточках записаны имена:
1. Солон
2. Одиссей
3. Пифагор
4. Гомер
5. Гефест
6. Аполлон
7. Посейдон
8. Аристотель
9. Дионис
10. Перикл
11. Фидий
12. Ксеркс
13. Прометей
14. Геракл
15. Геродот
16. Эсхил
17. Зевс
18. Циклоп

Задание: Обучающиеся правого ряда выберите и подчеркните те имена, кто был историческим лицом (жил и действовал), а обучающиеся левого ряда тех, кто известен вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях. (Обучающиеся работают с карточками)

По окончанию работы проверяется задание; тот, кто выполнил верно, получает сувенир – картинку достопримечательности Древней Греции. (В дальнейшем за правильный ответ обучающийся получает сувенир – жетон)

Мы взяли «друзей». Определите по высказыванию, чьи это слова.

«Такого оратора, как он, в Греции еще не было. Его звали «олимпиец», его речи поражали слушателей как молния. Один его противник объяснял любознательным: «Если бы мы боролись и я его повалил, он и лежа убедил бы всех, что это он меня повалил». «Луковицеголовый!» — дразнили его. Он был спокоен: пусть говорят что угодно, лишь бы делали то, что полезно». (Перикл)

« Мать чёрная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы.

Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)

«Смолоду он был слаб голосом и косноязычен. Нечеловеческими усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Он набивал рот камешками и так учился шевелить языком сильно и точно. Чтобы не пасть духом в своей решимости, он выбрил себе пол головы и спрятался жить в пещере на берегу моря, пока у него вновь не отрастут волосы. Здесь, на берегу моря, он упражнялся в речах, стараясь пересилить голосом шум морского прибоя». (Демосфен)

«Греки часто вспоминали, как их давние предки бились под Троей, как скитался по дороге на родину Одиссей. Пели об этом песни сказители — аэды. Эта полумифическая личность впервые создала вместо коротких песен две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» и «Одиссею», которые считаются самыми знаменитыми поэмами древности». (Гомер)

(За правильный ответ – жетон)

Учитель: Путешествие начинается. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. И мне очень хочется, чтобы вы проявили чувство уважения и поддержки своего товарища. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Учитель: Для полной информации о стране, которую собираешься посетить, нужно внимательно изучить ее географическое положение, проложить маршрут на карте. Мы тоже определим маршрут. Что бы вы хотели посетить?

На карте отмечаются звездочками места посещения.

Составляется план:

- Олимпия

-Афины

-Спарта

-Места боевой славы греков

- На чем будем путешествовать? Почему? (Обучающиеся предполагают лучший транспорт путешествия, в связи с природно - климатическими особенностями, – вертолет).

Учитель: Закрываем глаза и представим себя на первой остановки нашего путешествия – Олимпии - родине Богов и Героев.

Путешествовать в Древней Греции без помощи Богов трудно. Почему?

Конкурс: «Боги Древней Греции».

Перед вами картина. (На слайде) Ваша задача назвать богов, которые на ней изображены. 

(За правильный ответ – жетоны)

Конкурс «Известное место Древней Греции»

Определите на карте место.

На этом острове храбрый юноша по имени Тесей вступил в схватку с чудовищем в виде полубыка-получеловека и убил его. Ему никогда не удалось бы найти выход из лабиринта, если бы Ариадна, дочь царя, не дала ему клубок ниток.

У стен этого города сражались легендарные герои Древней Греции Ахиллес, Патрокл, Гектор. В ходе войны враги десять лет осаждали этот город. Но гибель жителей этого города принесли не вражеские стрелы. Опасность таилась внутри деревянного коня.

На радостях Тесей забыл сменить паруса. А его старый отец день изо дня стоял на берегу, на высокой скале, и вглядывался в пустынную гладь моря. Наконец на горизонте показался корабль. Но не видно его парусов. До боли в глазах всматривается царь вдаль и с ужасом видит, что паруса остались черными. В отчаянии он бросается со скалы в море. И с тех пор оно стало называться его именем.

На этом полуострове практически каждый камень окутан мифом, любой город хранит свою уникальную историю. Достаточно только сказать, что именно здесь находятся Олимпия, родина Олимпиады, Микены (основание которых легенды приписывают победителю медузы Горгоны Персею), Спарта. На этой земле совершал свои подвиги и величайший герой древности Геракл. 

Подведём итог: Молодцы, с заданием справились хорошо. А как назывались знаменитые игры в честь богов? (Олимпийские)

- Назовите, как называлась программа ранних состязаний? (пятиборье)

- Какие виды соревнований оно включало? (бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба).

- Какие еще соревнования добавились к Олимпийским играм? (скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей).

- Перечислите самых известных олимпиоников? ( Милон, Феагена, Киниска и др.)

(За правильные ответы – жетоны)

Проведение физкультминутки

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хаммурапи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы! Присаживайтесь.

Учитель: закрываем глаза и следующая остановка (Слайд)

Следующий конкурс «Афины или Спарта?». Перед вами 2 города: Афины и Спарта. В каком из них вы бы хотели жить? Сделайте, пожалуйста, свой выбор, сопоставив город и событие, соответствующее ему. Работа в паре по карточке. По итогу зачитываются ответы.



Позиция

Я бы хотел жить ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы

потому что _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель: Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется «Переводчик». Нам предстоит выяснить, кто из вас знает больше определений, относящихся к истории Греции. (Слайд )

Демос, архонты, демократия, илоты, полис, ипподром, стратег, амфора, педагог, триера, оратор, песнь козлов

Подведём итог: итак, с этим заданием вы тоже справились хорошо и принесли в свою копилку жетоны

Учитель: Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл.

Следующее наше путешествие по местам боевой славы. Закрываем глаза – летим дальше. Прилетели.

Перед вами даты  истории Древней Греции. Ваша задача - назвать события, связанные с этими датами и показать на карте, где это происходило. (Слайд)

490 г. до н. э. - Марафонская битва

480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение), бой в Фермопильском ущелье

338 г. до н.э. – сражение близ города Херонея

479 г. до н. э. – битва при Платеях

Подведём итог: итак, с этим заданием вы тоже справились хорошо и принесли в свою копилку новые очки. Программа путешествия подошла к концу.

Подведение итогов.

В начале урока вам было поручено задание - ответить на вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция?»  Пришло время дать ответ. (Олимпийские игры, демократию, творцов философии, образцы художественного творчества - скульптуру, архитектуру, зодчество, росписи, керамику, поэзию, драматургию, лирику, а также мифы и сказания Античной Эллады.)

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции, которая дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, « для полного счастья человеку необходимо славное Отечество». От вас зависит будущее и слава нашего Отечества.

Мне понравилась ваша работа на уроке. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. Посчитаем – сколько жетонов у каждого? Выставление оценок за работу. Что было наиболее удачным на уроке?

Кого из своих товарищей вы хотели похвалить и поблагодарить? За что?

Что нужно сделать, чтобы было лучше?

И начнем с того, что сами у себя спросим:

Самооценка « Как я усвоил материал»: (Слайд )

- получил прочные знания, усвоил весь материал;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы

Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал.

Учитель: Урок закончен. До свидания.