Урок истории в 5 классе
Раздел І. Первобытность.
Тема: Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей: переход к цивилизации.
р/к: Вклад дальневосточных племен в мировую культуру.
Цель: Ученик научиться обобщать и систематизировать полученные знания на протяжении изучения всей темы, оценивать вклад первобытного общества в историю и культуру человечества, формулировать и высказывать собственное отношение к памятникам культуры.
Задачи:
- создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний.
- создать условия для формирования умения давать оценку вклада первобытного общества в историю и культуру человечества
- создать условия для формирования умения формулировать и высказывать собственного отношения к памятникам культуры
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
І этап: организационный момент |
Здравствуйте. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. | Стоят. Приветствуют. |
Присаживайтесь и проверти все ли у вас есть для урока. | Садятся и проверяют наличие учебника, тетрадей, цветных карандашей. |
Готовы. Приступим к работе | |
ІІ этап: актуализация знаний |
Несколько уроков подряд мы изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между людьми. Этот период времени учёные называют первобытностью. А почему произошел переход от первобытности к цивилизации? А для этого нам нужно выяснить? Вот это мы с вами приведя в систему наши знания и выясним это сегодня на уроке, повторяя уже изученный материал в форме игры «Историческое путешествие в эпоху первобытности». | Учащиеся делятся на три группы. Дают название команде. Оцениваться будет работа всей группы. Ребята затрудняются ответить Ставят цель урока и формулируют тему урока. |
III этап: повторение и обощение | |
Станция 1 «Хронологино» Задание А: На линии времени, используя имеющиеся даты установите правильную хронологию событий. Задание Б: На линии времени, используя имеющиеся события установите их правильную хронологию. Задание В: На линии времени, используя имеющиеся даты и события установите правильную хронологию событий. | Учащиеся отрабатывают умение устанавливать хронологическую последовательность событий. Приложение №1 Умение представлять итого совместной работы. |
| |
Станция 2 «Терминово» Задание А: С помощью рисунка, выделяя основные черты, дайте определения понятия «Родовая община» Задание Б: С помощью рисунка, выделяя основные черты, дайте определения понятия «Соседская община» Задание В: С помощью рисунка и текста на стр 36, выделяя основные черты, дайте определения понятия «Цивилизация». | Учащиеся отрабатывают умение давать понятия выделяя характерные черты понятия |
|
Станция 3 « Рассказкино» Задание А: Расскажите об основных занятиях древнейших людей. Как они изменились с течением времени? Используйте опорные слова: охота, собирательство, палка-копалка, копьё, гарпун, лук и стрелы, земледелие, мотыга, плуг, серп, скотоводство. ЗаданиеБ: Расскажите о появлении ремёсел. Используйте опорные слова: прядение, ткачество, изготовление глиняной посуды, обработка металла. ЗаданиеВ: Расскажите об искусстве и религиозных верованиях первобытных людей. Используйте опорные слова: рисунки в пещерах, колдовство, душа, духи, боги, молитва, жертва, идол. | Учащиеся отрабатывают умение описывать жизнь и занятия людей. формулируют и высказывают собственное отношение к памятникам культуры |
Станция 4. Мудрецово. Сделайте вывод: Каково значение эпохи первобытности в истории человечества? | дают оценку вклада первобытного общества в историю и культуру человечества |
Станция 5. Проверяйкино. На «отлично» напишите проверочную работу по теме! 1. Когда на Земле появились первые люди? а) около 2 млн. лет назад; б) около 10 млн. лет назад; в) около 100 млн. лет назад. 2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу? А) гарпун; Б) лук; В) рубило. 3. Основные занятия человека в период оледенения? А) охота; Б) земледелие; В) ремесло. 4. Кто управлял родовой общиной ? А) цари; Б) жрецы В) старейшины. 5.Что называется религией? А) вера человека в сверхъестественные силы; Б) наука о сотворении мира; В) наука о появлении человека. 6. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия? А) охота; Б) скотоводство; В) собирательство. 7. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда? А) медь; Б) бронза; В) железо. 8.Первое орудие труда первобытного человека? А) мотыга; Б) заостренный камень; В) плуг. 9. Что называется искусством? А) творческое воспроизведение окружающего мира Б) стремление человека объяснить загадки природы В) желание людей лучше охотиться. 10. Когда человек начал заниматься земледелием? А) 10 тыс. лет назад Б) 3 тыс. лет назад. В) 200 тыс лет назад. | Выполняют тест |
ІV этап: Закрепление-рефлексия |
Задание 1. Что бы вы хотели узнать еще по этой теме? Что вы будите делать дома? Задание 2. Давайте выясним чему мы сегодня научились. - определять дату, понятие -составлять схемы на основе анализа текста и плана. А что мы делали впервые – оценивали свою работу. | Запись домашнего задания. Задание 2 на стр. 36 учебника Исследуем рабочий лист и оценим свой труд. Выставление оценок |
| |
Приложение 1. Станция Хронологино
Задание А
возникновение земледелия и скотоводства |
появление «человека разумного» |
человек выделился из животного мира |
появилась обработка металлов |
Окончание ледникового периода |
Задание Б
100 тыс. лет назад |
8 тыс. лет назад |
40 тыс.лет назад |
6 тыс. лет назад |
5 тыс лет назад |
Задание В
возникновение земледелия и скотоводства |
появление «человека разумного» |
человек выделился из животного мира |
появилась обработка металлов |
Появление цивилизации |
40 тыс.лет назад |
5 тыс лет назад |
Около 2 милн.лет назад |
7 тыс. лет назад |
10 тыс. лет назад |
Маршрутный лист А
Станция 1 «Хронологино»
Задание А: На линии времени, используя имеющиеся даты установите правильную хронологию событий.
Станция 2 «Терминово»
Задание А: С помощью рисунка, выделяя основные черты, дайте определения понятия «Родовая община»
Станция 3 « Рассказкино»
Задание А: Расскажите об основных занятиях древнейших людей. Как они изменились с течением времени? Используйте опорные слова: охота, собирательство, палка-копалка, копьё, гарпун, лук и стрелы, земледелие, мотыга, плуг, серп, скотоводство.
Станция 4. «Мудрецово».
Сделайте вывод: Каково значение эпохи первобытности в истории человечества?
Станция 5. « Проверяйкино».
На «отлично» напишите проверочную работу по теме!
Маршрутный лист Б
Станция 1 «Хронологино»
Задание Б: На линии времени, используя имеющиеся события установите их правильную хронологию.
Станция 2 «Терминово»
Задание Б: С помощью рисунка, выделяя основные черты, дайте определения понятия «Соседская община»
Станция 3 « Рассказкино»
ЗаданиеБ: Расскажите о появлении ремёсел. Используйте опорные слова: прядение, ткачество, изготовление глиняной посуды, обработка металла.
Станция 4. «Мудрецово».
Сделайте вывод: Каково значение эпохи первобытности в истории человечества?
Станция 5. «Проверяйкино».
На «отлично» напишите проверочную работу по теме!
Маршрутный лист В
Станция 1 «Хронологино»
Задание В: На линии времени, используя имеющиеся даты и события установите правильную хронологию событий.
Станция 2 «Терминово»
Задание В: С помощью рисунка и текста на стр 36, выделяя основные черты, дайте определения понятия «Цивилизация».
Станция 3 « Рассказкино»
ЗаданиеВ: Расскажите об искусстве и религиозных верованиях первобытных людей. Используйте опорные слова: рисунки в пещерах, колдовство, душа, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Станция 4. «Мудрецово».
Сделайте вывод: Каково значение эпохи первобытности в истории человечества?
Станция 5. « Проверяйкино».
На «отлично» напишите проверочную работу по теме!
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»
1. Когда на Земле появились первые люди?
а) около 2 млн. лет назад;
б) около 10 млн. лет назад;
в) около 100 млн. лет назад.
2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
А) гарпун;
Б) лук;
В) рубило.
3. Основные занятия человека в период оледенения?
А) охота;
Б) земледелие;
В) ремесло.
4. Кто управлял родовой общиной ?
А) цари;
Б) жрецы
В) старейшины.
5.Что называется религией?
А) вера человека в сверхъестественные силы;
Б) наука о сотворении мира;
В) наука о появлении человека.
6. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
А) охота;
Б) скотоводство;
В) собирательство.
7. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?
А) медь;
Б) бронза;
В) железо.
8.Первое орудие труда первобытного человека?
А) мотыга;
Б) заостренный камень;
В) плуг.
9. Что называется искусством?
А) творческое воспроизведение окружающего мира
Б) стремление человека объяснить загадки природы
В) желание людей лучше охотиться.
10. Когда человек начал заниматься земледелием?
А) 10 тыс. лет назад
Б) 3 тыс. лет назад.
В) 200 тыс лет назад.
Рабочий лист
Этап урока | Умения | умел | научился | Не понял |
3 ЭТАП | Давать понятие | | | |
Соотносить даты и событие | | | |
Составлять рассказ с опорой на слова | | | |
Делать вывод и давать оценку процессу | | | |
Защищать результаты своей работы | | | |
Распределять обязанности в группе | | | |
Отвечать на вопросы теста | | | |
Рабочий лист
Этап урока | Умения | умел | научился | Не понял |
3 ЭТАП | Давать понятие | | | |
Соотносить даты и событие | | | |
Составлять рассказ с опорой на слова | | | |
Делать вывод и давать оценку процессу | | | |
Защищать результаты своей работы | | | |
Распределять обязанности в группе | | | |
Отвечать на вопросы теста | | | |