СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста и родителей «в здоровом теле – здоровый дух»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

Формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через проектную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста и родителей «в здоровом теле – здоровый дух»»














ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»





Подготовила:

Старший воспитатель

Николаева Светлана Петровна

















г. Донецк





«Здоровье до того перевешивает

все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий

счастливее больного короля.»

Артур Шопенгауэр


Автор проекта: Николаева С.П., старший воспитатель.

Тип проекта: Познавательно-творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, учитель - логопед, педагог - психолог.


Проблема проекта:

Весь прошедший год и до настоящего времени человечество борется с новой глобальной проблемой, потрясшей весь мир - коронавирусной инфекцией и, как оказалось, было совершенно не готовым к данному «вызову». Поэтому, проблема физического развития и состояния здоровья не только взрослого населения, но и детей, приобретает особую актуальность. Поскольку, под влиянием многих факторов, состояние здоровья детей дошкольного возраста резко ухудшилось, очевидно, - решение проблемы состояния детского здоровья нуждается как в новых подходах, так и в создании доверительных отношений между всеми участниками воспитательно - образовательного процесса.


Актуальность

Как известно, предметом регулирования Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной программы дошкольного образования. В свою очередь, содержание самой Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих Образовательных областях – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Поскольку в нашем дошкольном учреждении имеются группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, мы решили направить свою деятельность на физическое развитие дошкольников. В ГОС ДО представлены довольно объемные требования к данной Образовательной области, а именно: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие всех физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, сила, скорость), способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Исходя же из практической деятельности, мы наблюдаем, что зачастую ребята поступают в дошкольное учреждение, уже имея ослабленное физическое здоровье. Вот лишь неполный перечень детских диагнозов: плоскостопие, сколиоз, нарушения зрения и слуха, гастрит, аллергические реакции, а также – проблемы эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Поэтому, учитывая актуальность поставленной проблемы, мы решили обратиться к ОРТОБИОТИКЕ.

«Ортобиотика» - это учение о здоровом образе жизни, разработанное в начале прошлого века Лауреатом Нобелевской премии И.И. Мечниковым. Ортобиотика рассматривает здоровье как совокупность состояний человека, определяющих его самочувствие, работоспособность и отношение к окружающему миру. Неоспорим тот факт, что оптимистически настроенный человек выздоравливает быстрее, а положительные эмоции помогают справиться с усталостью, и регулярные физические нагрузки дают заряд бодрости и хорошего настроения.

Основные принципы «ортобиотики» мы решили использовать в работе с детьми, обучая их культуре здорового образа жизни. Данное обучение предполагает не только предоставление информации о фактах, оказывающих влияние на здоровье, но и формирование практических навыков и умений сохранять свое здоровье. Считаем, что эту проблему целесообразнее решать проектным методом. Использование здоровьеориентированных проектов для детей дошкольного возраста является оптимальной технологией, позволяющей в игровой форме обобщить информацию о здоровье человека и освоить опыт ведения здорового образа жизни. Метод проектов позволяет охватить все сферы деятельности детей, и что самое главное, вовлечь в этот процесс родителей, ведь основы здорового образа жизни закладываются, прежде всего, в семье. И зачастую, «культуру здоровья» в первую очередь нужно прививать именно родителям, чтобы ребята на положительных примерах своего ближайшего окружения учились «самосбережению» здоровья.

Цель проекта:

Формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через проектную деятельность.

Задачи проекта:

Задачи проектируемого процесса на детей:

Образовательные:

  • формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • формировать валеологическую компетентность детей дошкольного возраста;

  • поддерживать интерес ребенка к познанию культуры здоровья через решение проблемных творческих задач;

• закреплять знания детей об оздоровительных мероприятиях и предметах личной гигиены;

  • закреплять знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты;

  • способствовать формированию у детей субъектной позиции созидателя своего здоровья;

• сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в жизненных ситуациях;

  • учить решать поставленные задачи, ориентируясь на собственный опыт.

Развивающие:

  • развивать физические качества: мышечную силу, ловкость, выносливость, гибкость;

  • развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;  

  • развивать творческое, художественное воображение, эстетическое восприятие, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к своему здоровью;

  • воспитывать желание беречь своё здоровье и понимание необходимости беречь его на протяжении всей жизни, соблюдая правила здорового образа жизни;

  • воспитывать навыки культуры здоровья дошкольников;

  • воспитывать умение работать сообща в коллективе сверстников;

  • воспитывать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений для сохранения здоровья;

  • воспитывать бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  • повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников;

  • заинтересовать и приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей;

  • сформировать представление родителей о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;

  • обогащать детско-родительские отношения посредством совместной творческой деятельности.

Задачи проектируемого процесса на развивающую среду:

  • разработать алгоритм создания в группах развивающей среды, способствующей формированию знаний и представлений у детей о навыках здорового образа жизни и самосбережении здоровья;

  • пополнить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду групп наглядными информационными материалами, способствующими воспитанию здорового образа жизни;

  • организовать работу по созданию альбома совместного творчества воспитателей, детей и их родителей «Здоровье - это просто»;

  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.

Механизм реализации проекта.

  • Ортобиотические мероприятия.

  • Тематические валеологические занятия, занятия по физической культуре.

  • Создание в группах центров физического развития.

  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, создание коллажей, поделки из природных и бросовых материалов).

  • Знакомство с художественной литературой. Разучивание стихов и отгадывание загадок.

  • Знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни).

  • Беседы.

  • Информация для родителей.

  • Мультимедиа.

  • Игровая деятельность.

Ортобиотические мероприятия:

  • Рекреация – физическое укрепление организма. Рекреация как форма двигательной активности является обязательным условием нормального функционирования организма.

  • Общеразвивающие упражнения с предметами и без;

  • Комплексы упражнений с использованием нетрадиционного оборудования (мячи-фитбол, сухой бассейн и т.д);

  • Комплексы упражнений игрового стретчинга;

  • Игры и упражнения на развитие моторики рук, артикуляционной моторики, игровой самомассаж;

  • Психофизические упражнения и игры с движениями-превращениями;

  • Логоритмика, дыхательная гимнастика, работа на логотренажёрах;

  • Закаливание.

  • Релаксация (греч. расслабление)–психическое расслабление. Релаксация как форма снятия нервного напряжения является важным этапом в функционировании организма, так как организм работает в ритме: напряжение – расслабление.

  • Психофизическая гимнастика;

  • Аутотренинг, медитация;

  • Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»;

  • Сенсорная терапия, LEGO-терапия;

  • Музыкальная терапия; танцевальная терапия, вокалотерапия;

  • Аромафитотерапия;

  • Сухой бассейн

  • Нейрографика;

  • Катарсис (греч. «очищение») – самоободрение, способ освобождения от отрицательных эмоций, возвышение личности. Катарсис – обязательное условие для обретения духовно-нравственного здоровья.

  • «Терапия средой»;

  • Психологическая коррекция, улыбка, тренинги общения;

  • Любование природой, путешествия;

  • Музыкальные паузы;

  • Сказкотерапия;

  • Детская видеотека, развивающие компьютерные игры;

  • Художественное творчество, театральные студии;

  • Участие в праздничных и коллективных мероприятиях;

Предполагаемые результаты:

для детей:

  • приобретут представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;

  • повышение собственного индекса здоровья;

  • овладеют практическими навыками поисковой, исследовательской, творческой деятельности, приобретут положительный опыт эмоциональной поддержки и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

для педагогов:

  • повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников;

  • создание содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

  • привлечение родителей для совместной работы;

  • реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;

для родителей:

  • сформированная активная родительская позиция;

  • повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни;

  • активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. 

  • Педагоги и родители придут к единой оспитательной стратегии, направленной на формирование знаний о самозбережении здоровья, здоровом образе жизни.

Итоговое мероприятие:

спортивный праздник с родителями «Здоровым быть – со спортом дружить»;

Продукт проектной деятельности:

  • составление книжки-малышки «Айболит по-новому»»;

  • конкурс дидактических игр: «Как заботиться о здоровье?»;

  • конкурс плакатов на тему: «Рецепты хорошего настроения»;

  • конкурс семейных стенгазет на тему: «Здоровый образ жизни»

Результаты проекта:

Применение ортобиотических технологий в дошкольном учреждении обеспечивает формирование здоровьесберегающей среды, в которой ребенок свободно двигается, проявляет свои эмоции и имеет возможность самовыражать свои творческие возможности. Это позволяет ребенку стимулировать собственные внутренние резервы организма и обеспечивает поддержание здоровья на уровне, необходимом для решения возникающих перед ним жизненных задач. Благодаря применению принципов ортобиотики педагоги научились оценивать психоэмоциональное состояние детей, формировать позитивную психологическую атмосферу в детском коллективе. Возросла эффективность совместных мероприятий детей и родителей, удалось заинтересовать и приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей.


Список использованной литературы

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 октября 2021 года № 128-НП. Источник: ГИС НПА ДНР https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-128-np-20211019).

  2. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»/Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачёва Е.В., Макеенко Е.П…- Донецк: Истоки,2018.

  3. «Оздоровление детей в условиях детского сада».  Под редакцией Л. В. Кочетковой. Москва.  Издательство «ТЦ – Сфера» 2005

  4. Онишина В. В. Формирование физического, психического и духовного здоровья дошкольника: учеб.-метод. пособие / В. В. Онишина. – АСОУ, 2015. – 84 с.

  5. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Автор – составитель М. Н. Кузнецова. Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2007

  6. Шепель, В. М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма / В. М. Шепель. – М.: Авиценна, Юнити, 1996. – 295 с. Юматова Дина Борисовна "Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий." Детство-Пресс 2017-192с.

  7. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5203/
  8. https://alfiakhabirova.ru/ozdorovitelnayagimnastika«Оздоровительная гимнастика».
  9. https://maygli.by «Маугли. Клуб оздоровительной и спортивной гимнастики для детей от 2 до 10 лет».







Приложение 1

Технологическая карта проекта


Проектное занятие

Приоритеты

Развития

Педагогическая технология

Игровая деятельность

Художественное творчество

Развивающая среда

Работа с родителями

Ортобиотические технологии


1

«Что такое здоровье?»

Мотивационное занятие

Технология ТРИЗ: «Хорошо-плохо»;

Релаксационные мероприятия

Дидактические игры: «Разложи по признакам»; «Сложи узор»;

Сюжетно-ролевые игры: «Доктор»;

Подвижные игры: «Фитнес для детей»

«Нарисуй все, что полезно для здоровья».

Рисование карандашами по-замыслу»

Изготовление атрибутов для сюж-ролевой игры «Больница» (карточки пациентов, витамины из соленого теста)

Консультация для родителей: «Что такое ортобиотика?»

Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»

2

«Добрый доктор Айболит»

Познавательное, речевое, поисково-исследовательская д-ть, физ. развитие

Интерактивная технология: «Сочиняем сказку по-новому»

Дидактические игры: «Большой-маленький»; «Угадай по описанию»;

Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит»;

Подвижные игры: «И встал Айболит…»

«Больница доктора Айболита».

Вывеска для больницы. коллаж

(Рисование+ аппликация). Нейрографика.

Просматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Айболит». Раскрашивание картинок.

Создание игрового проекта: «Больница доктора Айболита» (атрибуты для игры)

Игровой самомассаж;

Реакриация: движения-превращения.

3

« Если ты заболел?»

Познавательное, речевое, коммуникативное развитие

«Что такое кровь и кровеносная система?»

Интерактивная технология: «Большой круг»

Дидактические игры: «Лабиринт»;

«Третий лишний»;

Сюжетно-ролевые игры: «Лечим Карлсона»;

Подвижные игры: «Прыг, скок, высоко потолок»

«Скорая помощь»

Конструирование из бумаги и спичечных коробков.

Игры с кинетическим песком.


Настольная игра: «Дойди первым», «Скорая помощь», «Чип и Дейл спешат на помощь».

Беседа: «Режим и здоровье детей», «Можно ли обойтись без лекарств?»

Аромафитотерапия, сенсорная терапия

4

« Как микроб Плохиш убежал из города Чистюль»

Познавательное, речевое, соц-ценностное, художественно-эстетическое развитие

Сочиняем сказку. Интерактивная технология: «Синтез мыслей», «Цепочка»

Дидактические игры: «Разноцветные колечки»;«Чудесный мешочек»;

Сюжетно-ролевые игры: «Пальчиковый театр»;

Подвижные игры: «Пустое место»

«Микробы вредные и полезные»

Рисование методом кляксографии. Музыкотерапия. Слушание звуков природы.

Изготовление книжки-малышки «Как микроб Плохиш убегал из города Чистюль»

Домашнее задание: Сочиняем сказку вместе с детьми.

Психофизические упражнения.

5

«Если хочешь быть здоров- закаляйся!»

Развитие речи, худ-эстетическое развитие, поисковая д-ть, физ. развитие

Интерактивная технология: «Интервью» Поисковая д-ть: «Что нам нужно для здоровья?»

Дидактические игры: «Пирамида»; «Геометрическое лото»;

Сюжетно-

ролевые игры: «Семейные истории»;

Подвижные игры: «Салочки-выручалочки»

«Утренняя гимнастика для зверей» Рисование фломастерами (дорисовка готовых схем).

Игры на развитие моторной сферы.

«Дорожка Здоровья»

Изготовление дорожки закаливания из природного материала (каштаны, ракушки, орехи и т.д)

Беседа в видеоформате: «По порядку- на зарядку». «Как оформить стенгазету «Здоровый образ жизни»

Игровой стретчинг.

6

«Таблетки растут на ветке»




Логоритмика, дыхательные упражнения

Познавательное, математическое, поисково-исследовательская д-ть, физическое развитие

Интерактивная технология: «Аквариум». Экспериментальная д-ть: «Как получается апельсиновый сок?»

Дидактические игры: «Овощи-фрукты»; «Звуковые загадки»;

Сюжетно-ролевые игры: «Матрешки»;

Подвижные игры: «Что понравилось возьми, принеси и назови»

Работа по подгруппам «Фантастическое дерево»

Обрывная аппликация или пластилиновая фантазия.

Песочная терапия.

Наблюдение за растениями в уголке «Огород на окне».

Труд в уголке природы.

Домашнее задание: «Выжимаем сок для всей семьи».

Консультация логопеда «Дыхательные упражнения»

7

«Как лечили больные игрушки»

Познавательное, речевое, соц-ценностное, худ-эстетическое развитие

Интерактивная технология: «Дерево решений» Поисковая д-ть: «Что нам нужно, чтоб игрушка выздоровела?»

Дидактические игры: «Разберем и соберем»; «Волшебный столик»;

Сюжетно-ролевые игры: «Больница для игрушек»;

Подвижные игры: «Проказы Мишки-Шалунишки»

«Красивая коробочка для пазлов»

Конструирование из картона и старых открыток.

Ремонт поломанных игрушек, одевание кукол в новые платья, склеивание ветких коробок для игр.

Дискуссия (видео

формат): «Выбрасывать или ремонтировать? Что лучше?»


Психофизические упражнения, движения-превращения

8

« Отчего загрустила Зелёнка?»

Познавательное, речевое, худ-эстетическое развитие

Технология ТРИЗ: «Сочиняем сказку по опорным словам»

Дидактические игры: «Чудесный сундучок»; «Парные картинки»;

Сюжетно-ролевые игры: «День рождения куклы Аленки»;

Подвижные игры: «Где мы

побывали, что мы повидали»

«Витамины в корзине»

Коллективная работа ( лепка из соленого теста).

LEGO-терапия

Настольные игры: «Сложи пазлы», «Геометрический конструктор»;

Консультация мед. Сестры: «Здоровое питание – основа здорового образа жизни»

Сказкотерапия

9

«Открыта больница для птиц и зверей»

Познавательное, математическое, соц-коммуникативное, физическое развитие

Метод многоканальной деятельности. Поисковая д-ть: «Чем болеют птицы и звери?»

Дидактические игры: «Закрой окошко»; «Отзовись, не зевай»;

Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит»;

Подвижные игры: «Зимний хоровод»

«Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица»

Рисование с помощью трафаретов и печати.

Вокалотерапия

Просматривание иллюстраций диких и домашних животных.. Раскрашивание картинок из серии «Ноев ковчег»

Читаем всей семьей сказки К. Чуковского.

Игровой стретчинг

10

«Отчего у детей вырастают шишки на лбу?»

Познавательное, речевое, худ-эстетическое, математическое развитие

Интерактивная технология: Метод «Кластеры»

Уроки безопасности с Мишкой-Шалунишкой

Дидактические игры: «Логическое лото»;«Найди свой дом»;

Сюжетно-ролевые игры: «Волшебный столик»;

Подвижные игры: «Я принес тебе подорок»

«Мишка-Шалунишка»

Рисование крупой.


Нейрографика

Настольные игры «Уроки безопасности», «Сложи пазлы»

Подготовка к конкурсу плакатов «В здоровом теле-здоровый дух».

Сенсорная терапия

11

« И чтоб зубки не болели»

Познавательное, речевое, соц-ценностное, валеологическое развитие

Экспериментальная деят-ть с яичной скорлупой. Интерактивная технология:«А что было бы, если бы…?» 

Дидактические игры: «Дудочка»; «Чей коврик лучше?»;

Сюжетно-ролевые игры: «В кабинете стоматолога»;

Подвижные игры: «Смелые мышки»

Аппликация из яичной скорлупы «Грызуны».

Рисование цветными мелками.

«У кого зубы крепче?»

Просмотр познавательных

фильмов.

Игровой набор Play-Doh «У стоматолога»


Наблюдение за кроликом в зоомагазине

Игровой самомассаж

12

«Медвежата всё умеют, оттого и здоровеют»

Познавательное, математическое, соц-коммуникативное , физическое развитие

Поисковая д-ть: «Кто сильнее всех зверей?» Интерактивная технология: «Викторина»

Дидактические игры:

«Колпачек и палочка»; «Найди такой же»;

Сюжетно-ролевые игры: «Встреча гостей»;

Подвижные игры: «Ищи свой домик»

«Три медведя»

Коллективная аппликация-коллаж.

Театральная деятельность

Игры с природным материалом (шишки, каштаны, желуди, морские камушки)

Подготовка к конкурсу «Дидактическая игра своими руками «Как заботиться о здоровье»

Упражнения с фитбол-мячом

13

«Берегите свои уши»

Познавательное, речевое, соц-

ценностное, валеологическое развитие

Интерактивная технология: «Показуха»

Дидактические игры: «Отзовись, не

зевай»; «Мозаика»;

Сюжетно-ролевые игры: «Приходите на лужок»;

Подвижные игры: «Ай, гу-гу»

«Нарисуем шум дождя»

Рисование губкой методом «по мокрому» Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы»


Настольные игры: «Домино», «Мозаика».

Прослушивание сказки (аудиозаписи).

Подготовка к спортивному

Празднику

Аутотренинг

14

«Сильные духом»

Познавательное, речевое, соц-ценностное, худ-эстетическое развитие

Интерактивная технология: Метод «Синквейн»( здоровье)

Чтение духовной литературы

Дидактические игры: «Сравни по количеству»; «Разгадай ребус»;

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»;

Подвижные игры: «Эстафета»

«Наше здоровье в наших руках»

Коллективная лепка пластилином.

LEGO-терапия


Спортивное развлечение
«В здоровом теле – здоровый дух»

Изготовление атрибутов из бросового материала к спортивному празднику

Упражнения на развитие волевой сферы

15

«Папа, мама, я- здоровая семья»

Психологический тренинг «Катарсис»

Конкурс «Утренняя гимнастика с папой и мамой»

Конкурс дидактических( ортобиотических) игр «Как заботится о здоровье»

Конкурс плакатов: «Рецепты хорошего настроения»

Конкурс книжек-малышек: «Айболит по-новому»


спортивный праздник с родителями «Здоровым быть – со спортом дружить»





Приложение 2
Логопедические минутки «Будем здоровыми»

способствующие укреплению здоровья детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни; развитие речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о важности выполнения упражнений направленных на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, мимических мышц;

- совершенствовать навыки правильного речевого дыхания;

- формировать коммуникативно-речевых умения, как основу социальной компетентности;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать общую моторику, двигательную активность;

- развивать речевое дыхание;

- развивать навыки диалогической речи, связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык взаимодействия;

- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, эмоциональность;

- воспитывать интерес к упражнениям, направленным на сбережение здоровья.

  1. Сказочная артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики, формирование навыков правильного звукопроизношения.

Оборудование: индивидуальные зеркала.

«Карлсон, который живёт на крыше»

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потягивается.

Делает зарядку: наклоны в стороны.

Выполняют упражнения «Качели», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заводится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мотор.

Выполняют упражнение «Грибок».

Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

  1. Весёлая дыхательная гимнастика

Цель: формирование навыков правильного речевого дыхания.

Рекомендации:

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.

  2. 2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.

  3. 3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).

  4. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.

  5. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

  6. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.

  7. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.

  8. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

Упражнение «Розочка и одуванчик»

Цель: формирование навыков правильного носового вдоха и плавного длительного ротового выдоха.

Описание: исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Упражнение «Хомячок»

Цель: формировать навыки правильного носового вдоха.

Описание: попросите ребёнка изобразить хомячка: надуть щёки и походить с таким видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. После, предложить сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Брось мяч»

Цель: развитие навыков правильного, длительного выдоха; формирование умений работы с мячом.

Описание: исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».


  1. Комплекс кинезиологических упражнений на развитие мелкой моторики.

Цель: развитие мелкой моторики с помощью кинезиологических упражнений, направленных на развитие речи, мозга через движение (межполушарного взаимодействия).

Оборудование: листы бумаги формата А 4, карандаши (фломастеры).

Описание:

  1. “Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

  2. “Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

  3. “Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

  4. “Зеркальное рисование” Положите на стол чистый лист бумаги. Предложите ребёнку взять обе руки по карандашу или фломастеру. Предложите рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  5. “Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». \


  1. Комплекс упражнений на развитие общей моторики «Весёлое приветствие», «Слепой и поводырь».

Цель: развивать общую двигательную моторику, речь; способствовать формированию позитивных эмоций во время выполнения упражнений; формировать навыки взаимодействия детей, взаимовыручки. Воспитывать желание помогать друг другу в сложных ситуациях.

«Весёлое приветствие»

Описание: предложить детям разделится на пары, встать друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и поздороваться друг с другом необычным способом:

Настоящие друзья приветствуют друг друга по-особенному:

- Левая нога к левой ноге!

- Мизинец к мизинцу!

- Колено к колену!

- Локоть к локтю!

- Спина к спине!

- Пятка к пятке!

- Нос к носу!

«Слепой и Поводырь».

Оборудование: кегли, кубики.

Описание: Кто такой Поводырь – знаете? Поводырь сопровождает слепого человека, становится его глазами, подсказывает как ему идти, чтоб не упасть, не удариться, где ступеньки, где ямы, где перейти дорогу.

Сейчас мы разделимся по парам, договоритесь кто из вас будет слепым, а кто поводырем, потом мы поменяемся ролями. Итак, «Слепой» закрывает глаза, честно и не подглядывает, он должен довериться своему Поводырю. А Поводырь должен быть очень заботливым и внимательным, чтобы не причинить боль товарищу.

Поводырю предлагается с помощью слов, действий провести товарища по дорожке с препятствиями так, чтобы он не упал, не ударился.

Рефлексия: в роли кого вам было удобнее? Заботливый ли у вас был Поводырь? Смогли вы ему довериться?

5. Комплекс упражнений на развитие мимических мышц «Угадай эмоцию»

Цель: развивать тонус мимических мышц, речь, эмоциональный интеллект ребенка, способность распознавать чувства и эмоции.

Оборудование: карточки с изображением эиоций.

Описание:

«Угадай эмоцию»

Логопед:

Ребята в каждом из нас живут разные эмоции. Когда нас что-то огорчает – мы грустим, когда в нашей жизни происходят радостные события – мы радуемся. Сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру: «Угадай эмоцию»

Прежде чем мы начнём играть, давайте подумаем, как мы можем определить какое настроение у человека? На что мы обращаем внимание?

И так, каждому из вас досталась карточка с эмоцией, ваша задача не показывая карточки изобразить мимикой эмоцию, а остальные участники постараются её отгадать.

Пиктограмма «грусть»

– Какое настроение у этого человека?

– Как узнали?

– Изобразим грустное настроение на своем лице.

– Закончите предложение «Мне грустно, когда…»

(когда я дома один, когда плачу, когда я поссорился с другом)

– Что делать, когда бывает грустно?

(спеть песню, пойти к другу, съесть что-нибудь сладкое, помочь маме)

Пиктограмма «страх»

- А этому человечку всегда страшно.

- Как вы об этом узнали?

Закончи предложение «Мне страшно, когда ….»

(когда гремит гром, когда дома один, когда темно)

Пиктограмма «злость»

– Какое настроение у этого человека?

– Как узнали?

– Изобразим злость на своем лице.

– Закончите предложение «Я злюсь, когда…»

(когда меня не понимают)

Пиктограмма «радость»

– Какое настроение у этого человека?

– Как вы узнали? (глаза прищурены, улыбка).

– Давайте изобразим радость.

– Когда вы радуетесь? Попробуйте закончить предложение «Я радуюсь, когда…» (когда получаю подарок, когда со мной играют дети, когда со мною рядом мама)

Пиктограмма «спокойный»

- Какое настроение у этого человека?

- Когда вы можете быть спокойными? (когда смотрю телевизор, иду по улице, занимаюсь)

Пиктограмма «Удивление»

- Какое настроение у этого человека?

- Как вы думаете, какие ситуации могут вызвать у нас удивление?

Вывод:

Как мы можем узнать настроение человека? (По выражению лица).

Все эти человечки на этой планете наши с вами эмоции, которые живут внутри нас.

Давайте подумаем, ребята, почему человечки, которые живут на планете не умеют, дружить и так себя ведут? (злятся, грустят, печалятся, боятся? (Ответы детей)

Что вы им посоветуете? (Ответы детей)



























Приложение 4

Релаксация с использованием кирпичиков LEGO

Цель: восстановление положительного эмоционального состояния, снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить навыки работы с кирпичиками LEGO.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений у детей;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;

- воспитывать навыки межличностного взаимодействия.

Физкультминутка

(У каждого ребенка по два кирпичика: один - в правой руке, другой - влевой)

Любим мы конструктор LEGO, (по внешней стороне руки от кисти к плечу

Удивительный такой, точечные движения LEGO-кирпичиком)

Обучает человека (по внутренней стороне руки от кисти к плечу

развивающей игрой! точечные движения LEGO-кирпичиком)

LEGO-кубики цветные, их скорей соедини: (точечные движения от бедер к щиколоткам)

И запляшут человечки, и заползают жучки. (точечные движения от щиколоток к бедрам)



Игра «Погодный массаж»

(Ребёнок рисует картинки к тесту на спине другого):


Ласковое солнышко (рисуют кирпичиками на спинках друг друга

Землю оглядело, солнышко с лучиками)

Тёплыми лучами

Всю её согрело.

Из лесов далёких ветерок летит, (волнообразные движения по спине снизу вверх)

Из малышки-тучки

Дождик моросит. (кирпичиками на спине имитируют стук дождя)

Небо потемнело, (рисуют линии по спине справа налево)

Тучка подросла,

Из широкой лейки

Землю полила. ( изображают частый дождик)

Ах, какой хороший выдался денёк!

Вот журчит весёлый (по спине сверху вниз волнообразные линии)

Чистый ручеёк.

Снова светит солнце, (снова изображают солнышко)

Спинку греет нам,

И улыбку дарит

Людям и цветам. (рисуют кирпичиком улыбку)





3. Нетрадиционная техника рисования – штампование LEGO-кирпичиками

Цель: формирование у детей художественно-творческих способностей через выполнение заданий с использованием интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить навыки работы с кирпичиками LEGO;

-cформировать навык рисования с использованием нетрадиционных техник (LEGO-штампование);

Развивающие:

-способствовать развитию представлений об окружающем мире и расширению словарного запаса детей-дошкольников;

-развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений у детей через использование инновационных технологий: нетрадиционного рисования (штампования) и LEGO-технологии;

-способствовать развитию творческой активности детей;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;

- воспитывать навыки межличностного общения и коллективного творчества;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, бережливость;

- воспитывать положительное отношение к результатам своего творчества.

Оборудование:
- Альбомный лист или шаблоны цветных картинок;
- Гуашь;
- Поролоновая губка;
- Детали конструктора LEGO;

- Фартуки;

- Влажные салфетки гипоаллергенные.


Ход работы

  1. Выбираем деталь из конструктора LEGO и покрываем гуашью ту часть, которая будет оставлять отпечаток.

2. Прикладываем окрашенную деталь к листу и оставляем отпечаток.

3. К полученному рисунку добавляем необходимые детали, используя различные формы кирпичиков LEGO (по фантазии детей).

4. Рассматриваем получившиеся картины.