познавательно – творческий проект «Мир дымковской игрушки»
для детей среднего дошкольного возраста
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: 1 неделя
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Введение.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблема:
У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.
Цель: Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
-Развивать умение рисовать простейшие элементы.
-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
-Формировать умение создавать узоры.
-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Планируемые результаты:
Дети познакомятся с историей дымковской игрушки.
Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи.
У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.
У детей привьется интерес к искусству народных мастеров.
Повышение интереса у родителей к декоративно прикладному искусству.
Развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Этапы мероприятия реализации проекта.
I. Подготовительный
Подбор, изучение методической литературы
Изучив и проанализировав методическую литературу было подобранно и выбрано методическое пособие и наглядно-дидактический материал.
Подбор литературы, фильма о народном промысле, наглядно-декоративный материала.
Была подобрана литература, наглядно-дидактический материал о декоративно- народном промысле.
II. Основной
Понедельник.
Беседа с детьми на тему «Нарядная игрушка»
В ходе беседы детей знакомят с историей происхождения народной дымковской игрушкой. Дети рассматривают фигурки дымковской игрушки, отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими впечатлениями. Обращают внимание на отличительную особенность дымковской палитры – яркие, праздничные цвета.
Вторник.
Просмотр короткометражного документального фильмы «Сказка из глины и дерева»
Детям был продемонстрирован фильм, в котором дети увидели как создаются игрушки из глины дымковскими мастерами.
Среда.
Образовательная деятельность «Художественно - эстетическое развитие.
Тема: «Украшение платочка»
На занятии дети украшали шаблон платочка (квадрат) геометрическим узором дымковской росписи.
Консультация для родителей «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома»
Четверг.
Образовательная деятельность «Художественно - эстетическое развитие.
Тема: «Украсим барышне юбку».
На занятии дети украшали шаблон юбки геометрическим узором дымковской росписи.
Пятница.
Образовательная деятельность «Художественно - эстетическое развитие.
Тема: «Укрась свои игрушки»
На занятии дети украшали по собственному выбору шаблоны лошадки, уточки, барышни геометрическим узором дымковской росписи.
В ходе образовательной деятельности, в режимных моментах детей знакомили с литературными произведения:
(рассказы) К. Д. Ушинский «Лошадка»,
Л. Н. Толстой «Худой волк ходил»;
с народным фольклором: (потешки) «Привяжу я козлика», «А барашенька Крутороженька», «Курочка – Рябушка», «Наши уточки с утра»;сказки:
«Гуси – лебеди», «Бычок смоленой бочок», «Лиса и козёл» и др. Загадки о животных.
Проведение дидактических игр
«Найди такой же узор», «Обведи узор», «Повтори узор»
Детям были предложены карточки (изготовленные воспитателем) с изображением узора дымковской росписи. Ребенок должен найти одинаковый узор.
Проведение народных подвижных игр
На занятиях, прогулках,в режимных моментах были организованны народные подвижные игры: «Зайки», «Переездной конь», А курочка по зернышку», «Бой петухов», «Гуси», «Наседка», «Яша», «Карусель»,
«Трифон», «Тетёра», «Дударь».
III. Заключительный
Выставка выполненных работ по теме «В царстве - Дымковской игрушки»
Была оформлена выставка детских работ выполненных в ходе проекта
Создание альбома «Дымковская сказка»
Презентация проекта «Мир – Дымковской игрушки»
Была показана презентация проекта воспитателям детского сада и родителям.
Итоги проекта.
В результате реализации проекта была создана предметно - развивающая среды в группе.
- Оформлена выставка
- Дети познакомились с историей дымковской игрушки.
-У детей сформировалось умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи. умение создавать узоры по собственному замыслу.
-У детей привился интерес к искусству народных мастеров.
Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.
-У родителей повысился интерес к декоративно прикладному искусству.
-Появился интерес к совместному с детьми творчеству.
Выводы.
Исходя из итогов проекта, можно сделать вывод, что у детей сформировался познавательно-творческий интерес к русской народной культуре, посредствам ознакомления с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Заключение.
Подводя итоги и делая выводы можно сказать, что за короткий период была проделаны обширная работа, в которой с большим интересом и удовольствием принимали участие и дети и их родители.
Рефлексия проектной деятельности.
Дети самостоятельно в свободное время организовывают художественно продуктивную деятельность (рисуют, лепят) по мотивам дымковской игрушки.
С удовольствием принимают участие в подвижных играх и с большим желанием выполняют игровую ведущую роль.
В режимных моментах выполняют пальчиковую гимнастику, которую знают наизусть.
С большим интересом слушают и пересказывают художественные произведения, самостоятельно рассматривают иллюстрации к художественным произведениям.
С желанием рассматривают альбомы по народно-декоративному промыслу.
С интересом делятся и обмениваются своими эстетическими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.