СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный проект "Свет познания - Зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект "Свет познания - Зима"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ординский детский сад»









«Свет познания - Зима»

Познавательно - исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

















Воспитатель: Честикова С. Н.





Пояснительная записка

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно - действенного к наглядно-образному и логическому.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Актуальность проекта: 

Какая прекрасная пора — зима! Какой ребёнок не любит зиму. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года. Дети должны получать удовольствие от этого времени года. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Проблема в том, что дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, творческие способности, поисковую деятельность. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут плодотворными, интересными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей. Все дети, наверное, любят зиму. Ведь с приходом зимы на душе становится как-то светло: белые дорожки, деревья, будто белым покрывалом укрыты. Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом.

Социальная значимость проекта:

Детское экспериментирование - способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющие знания, попробовать свои силы.

Цель проекта:

Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега, развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями, знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий);

  • вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой;

  • развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность;

  • воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо - информационный.

Сроки реализации: 2 недели января

Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

  • повышение познавательной активности, формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

  • усвоение детьми знаний о зиме, представлений об окружающем мире;

  • активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями;

  • желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

  • совместная с родителями творческая деятельность детей. Участие в выставке «Сказочная зима».

Формы реализации проекта:

Занятия.

Беседы.

Наблюдения.

Игровая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

I этап – подготовительный

1.Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Разработка и накопление методических материалов.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор художественной литературы по теме.

5.Разработка мероприятий.

II этап – основной (по образовательным областям)

Образовательная область

Цель

Содержание деятельности

Познавательное развитие

- закрепление и расширение знаний о зиме, развитие связной речи, расширение словарного запаса по теме, формирование умения адекватных форм поведения в соответствии с правилами речевого этикета, умение выразительно высказывать в речи свои коммуникативные намерения;

- воспитание интереса к окружающему миру, бережному, заботливому отношению к окружающим.

Тематические занятия «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Открываем календарь, начинается январь»; Изготовление макетов, работа с моделями, коллажи, альбомы , фотовыставки, просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом, песочными часами.

Природа                         

Цикл наблюдений: «Какого цвета снег», «Чьи следы?», «Какого цвета небо в разное время суток?».


Речевое развитие

- развитие речи детей. Систематизация знаний детей по теме «Зима».


- Расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима», включая все стороны жизни человека и живой природы в этот сезон года.

- Упражнять в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

- Развивать память, внимание, мышление.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- Развивать художественно-эстетический вкус у детей.


Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае»; рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.

Творческое рассказывание - «Приметы зимы», «Кому нужна зима», заучивание стихотворений о зиме

Логопедические занятия: «Зима. Признаки зимы», «Зимняя одежда», «Зимующие птицы», «Зимние забавы. Новый год», «Зимний лес», «Дикие животные зимой», «Домашние животные зимой», «Труд людей зимой»,

Игры: «Изменения в неживой природе», «Одежда зимой для девочек и мальчиков», «Какой, какая, какие», «Назови ласково»,

«Скажи наоборот», «Каким бывает?», «Узнай птицу по описанию», «Кто как голос подаёт?», «Чей, чья, чьё, чья?», «Скажи, когда много»,

«Посчитай птиц», «Узнай, о какой птице я говорю» «Слова наоборот», «Покажи части тела», «Угощенье для зверей», «Кто где живёт»,

«Кто кем был», «Чья семья», «Один много», «Кто у кого?», «Как человек заботиться о животных», «Кто у кого?», «Без чего не бывает зимы?», «Подбери родственные слова», «Назови одежду и обувь, которую мы носим зимой», « Моя, мой, моё, мои», «Назови зимние игры и развлечения», «Назови зимние виды спорта», «Распутай предложение», «Что лишнее и почему?», «Чей хвост, чья голова, чье туловище, чьи уши?».

Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок слепили», «Я сейчас вам назову», «Синица», «Мы во двор пошли гулять», «Как на горке снег, снег», «Сидит белка на тележке», «Зайцы», «Я сейчас вам назову», «Кошка», «Вот наш бобик, славный пёс», «Коготочки». «Я сейчас вам назову, кто живет в глухом лесу», «Снег-снежок».

Составление рассказов по картине и серии картин:

«Зимние забавы», «Кормушка», «Воробьишко», «Как мы ёлку наряжали».

Составление рассказов из собственного опыта: «Как я встретил Новый год».

Составление рассказов-описания по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие птицы».

Пересказ рассказов с использованием мнемотехники: «Белый медвежонок», «Весёлый снеговик».

Пересказ русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Волк и лиса»


Художественно- эстетическое развитие


Рисование: «Зимний вечер», «Моя любимая погода зимой», «Снежинка», «Зимний лес» - коллективная работа, «Новогодняя история», «Зима в лесу» - коллаж, «Деревья в инее», «Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»;

Лепка:  «Зимние забавы», «Елочка»,  «Семья снеговиков».

Аппликация: «Снеговики», «Хоровод елочек», «Снегири на ветке».


Социально-коммуникативное развитие

- создавать благоприятную атмосферу для общения;

- развитие игровых умений, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение взаимодействовать между детьми и взрослыми.

Сюжетно-ролевые игры:  «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»; дидактические игры «Времена года», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»;

Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник».

Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».


Физическое развитие

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников, познакомить с новыми играми.

Подвижные игры «Два мороза», «Хитрая лиса», «Метелица», «Снежки»,

«Взятие крепости», «Заморожу», «Снежинки и ветер»,  «Что нам нравится зимой».

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».


III этап – заключительный.

Творческие работы с детьми.

Конкурс стихов о зиме.

Спортивное соревнования «Зимние забавы»

Результаты проектной деятельности:


Результат проекта

В результате проведения проекта, дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; овладели расширенным словарным запасом; познакомились с правилами безопасного поведения на природе; разработаны рекомендации для родителей.

Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

3. Книга для чтения в детском саду и дома: 5- 6 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Издательство: Сфера Год: 2002.














Приложение 1




Приложение 2














































П риложение 3

























Приложение 4

























Приложение 5