СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в рамках реализации ФГОС ДО» (опыт работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в рамках реализации  ФГОС ДО» (опыт работы)

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Просмотр содержимого документа
««Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в рамках реализации ФГОС ДО» (опыт работы)»

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в рамках реализации ФГОС ДО» (опыт работы)

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский.


Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Но немало важной в детском саду является - познавательно-исследовательская деятельность детей. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Как строилась работа по организации познавательно-исследовательской деятельности в МБДОУ №31? Мною намечены пути эффективного изучения темы.

1.Изучение теоретических аспектов.

В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости развития у дошкольника стремления к исследованию, наблюдению. При этом не так часто встречаются методические рекомендации, подкрепленные конкретными яркими примерами. Александр Ильич Савенков, доктор педагогических наук, предлагает педагогам так называемые «инструменты», с помощью которых можно эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.

Предлагаемая методика А.И. Савенкова включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

На основе полученных знаний мною было проведено исследование «Взаимодействие насекомых и растений. Полезные насекомые – божья коровка и пчела». В рамках учебно-исследовательской работы мною изучена история изучения медоносных пчел и божьих коровок, изучен атлас божьих коровок и породное районирование пчел в России, проведена оценка природных условий района исследования. Данная работа приняла участие в межрегиональном конкурсе «Это мои горы», организаторами которого являются негосударственный природоохранный центр «НАБУ-Кавказ» и союз охраны природы и биоразнообразия NABU (Германия). Работа заняла 1 место.

2.Повышение профессионализма педагогов.

Проанализировав свою деятельность, проведя педагогические исследования, мы пришли к выводу, что необходимо приобщать дошкольников к исследовательской деятельности, но начинать эту работу необходимо с обучения педагогов посредством методических мероприятий.

Нами были проведены:

  • Консультация «Методика организации детского исследования»

  • Мастер-класс « Правила проведения детского экспериментирования»

  • Смотр «Центров науки и исследований»

  • Обмен опытом: «Совместная исследовательская деятельность детей и взрослых - «Что? Откуда? Почему?»

3. Учебно – исследовательская работа с дошкольниками.

Казалось бы, тема изучена, награда есть, но не хотелось останавливаться на достигнутом, хотелось применить свой опыт в работе с детьми.

Мною проведено исследование с детьми подготовительной к школе группы «Полезное насекомое – божья коровка».

Исследование проводилось в период с мая по август 2015 г. на территории МБДОУ №31 и местах проживания детей подготовительной к школе группы «Умка» (т.к. дети получали домашнее задание – наблюдение за насекомыми дома).

Опираясь на труды Сандры Кейплан и А.И. Савенкова, нами разработана технология проведения учебных исследований в дошкольном учреждении на основе обучающих, игровых и практических форм работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная технология является своеобразным симбиозом метода проектов, методики проведения учебных исследований  предложенных А.И. Савенковым и методики использования «исследовательского фартука» (автор Сандра Кейплан).

На основании вышесказанного нами выделены три этапа исследования: подготовительный, практический и заключительный.

На подготовительном этапе исследования:

  • провели диагностику знаний дошкольников о том, какую пользу приносят божьи коровки растениям и человеку;

  • составили план исследования;

  • оформили план территории ДОУ;

  • оформили дневники исследователя для каждого дошкольника;

  • изучили атлас божьих коровок России.

На практическом этапе исследования:

  • на плане территории ДОУ отметили места размещения божьих коровок;

  • провели наблюдение за божьими коровками;

  • узнали интересные факты из жизни насекомого и познакомились с результатами научных исследований (просмотр энциклопедий).

Методы исследования (практический этап):

  1. Для изучения видового и количественного состава божьих коровок использовался маршрутный учет и визуальное наблюдение за ними.

  2. Пищевые предпочтения изучались методом литературного анализа.

  3. Ознакомление с научными работами проходило через глобальную сеть – Интернет, а так же посредством изучения литературы.

  4. Для изучения взаимодействия насекомых и растений, так же использовался метод наблюдения.

Изучив литературу и материалы интернет ресурсов, мы узнали, что в многообразие насекомых, самом большом классе животных на нашей планете, есть и те, которые вступают во взаимодействие с растениями и приносят пользу, как растениям, так и человеку. Из литературных источников мы узнали, что изучением насекомых, в данном случае божьих коровок, ученые занимались со времен Аристотеля.

Хотя жуков обычно не считают самыми симпатичными насекомыми, это не относится к божьей коровке. Ее любят дети, а для фермеров и садоводов она всегда желанный гость. Но почему?

В нашем исследовании мы попытались определить, какую роль в жизни растений играют божьи коровки.

У насекомых многоступенчатый путь развития. А организовать наблюдение полного цикла развития насекомого в ДОУ практически не возможно. Но мы попытались это сделать на экологической тропе МБДОУ №31. На протяжении всего исследования нами велись наблюдения за растениями (абрикос, слива, розовые кусты) зараженными тлей. Изучив атлас божьих коровок России, сравнив найденные нами насекомые, мы пришли к выводу, что на территории МБДОУ №31обитают семиточечная и 19-пятнистая божьи коровки.

Наблюдая с детьми за божьей коровкой, мы рассмотрели ее внешний вид. Дети узнали повадки божьей коровки, узнали, что божья коровка – хищница. Выполнив домашнее задание, из книг и интернета, дети узнали, за что жучка прозвали «коровкой».

Чтобы узнать какую пользу приносит божья коровка растениям - в чем их взаимодействие, мы попытались пронаблюдать весь жизненный цикл развития жучка.

Мы подсчитали всех увиденных нами жучков и отметили эти данные на плане территории ДОУ и в дневниках исследователя. На следующий день, посмотрев на план, мы четко знали, где искать насекомое.

На заключительном этапе:

  • проанализировали полученные данные;

  • подготовили сообщение, опираясь на данные из дневника исследователя;

  • выступление.

В результате исследований установлено, что взрослые особи и личинки божьей коровки оказывают огромную помощь растениям, т.к. поедая тлей «спасают» растения от этих вредителей. Божья коровка является природным «доктором». Возникает вопрос «как привлечь божьих коровок в сад дошкольного учреждения?»

Мы с ребятами предложили «Программу действий»:

  1. Первоначально необходимо сохранить тех полезных насекомых, которые имеются на территории ДОУ:

  • исключить использование ядов (пестицидов).

  1. Для приманки можно посадить дягиль (дудник), укроп или оставить где-то цвести одуванчик, тысячелистник, и другие зонтичные растения.

  2. Создать хорошие условия для их зимовки:

  • сделать для них домики, где им будет безопасно и комфортно в зимние месяцы;

  • оставлять на зиму листья и траву на земле, сгребая в кучи (для зимовки насекомых).

Может показаться, что дошкольники не способны пройти через все этапы исследования. Но если постараться сделать прохождение каждого этапа доступным и интересным, то трудностей не возникнет.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень экологических знаний детей повысился.

В марте 2016 года в г. Москва проходил Всероссийский конкурс учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле».

На конкурс представлены 574 исследовательских проекта из 53-х регионов РФ. Все работы оценивались экспертной комиссией в составе ученых.

Авторы лучших проектов награждались Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами высшей – 7-й ступени награждены авторы проектов, получивших самую высокую оценку жюри.

Наша исследовательская работа стала победителем, мы получили звание «Хранители Земли 7 ступени».

Мы считаем, победа в Конкурсе детей не случайна. В данном направлении в нашем учреждении идет большая работа. Специально созданная развивающая среда в ДОУ, способствует опосредованному обучению и познавательному развитию детей: это и «Экологический центр», в котором проходят занятия кружка «Юные исследователи», это и «Центры науки и исследований» в группах, где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками.


3