Практическая работа
Поиск информации на государственных образовательных порталах. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
1. Цель работы: научиться осуществлять поиск информации с помощью поисковых систем.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.
3. Краткие теоретические сведения.
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС).
Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог.
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.
Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска.
Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).
В России наиболее крупными и популярными поисковыми системами являются:
«Pамблер» (www.rambler.ru)
«Google» (www.google.ru)
«Апорт2000» (www.aport.ru)
4. Задание
Задание 1.
Загрузите Интернет.
С помощью строки поиска найдите каталог ссылок на государственные образовательные порталы.
Выпишите электронные адреса шести государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику. Оформите в виде таблицы.
Задание 2.
Откройте программу Enternet Explorer.
Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.
Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).
В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
Нажмите на кнопку Найти.
Занесите результат в следующую таблицу:
Слово | Русско-Английский | Русско-Немецкий |
Информатика | | |
Клавиатура | | |
Программист | | |
Монитор | | |
Команда | | |
Винчестер | | |
Сеть | | |
Ссылка | | |
Оператор | | |
Задание 3.
Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.
Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
Занесите результат в следующую таблицу:
Слово | Лексическое значение |
Метонимия | |
Видеокарта | |
Железо | |
Папирус | |
Скальпель | |
Дебет | |
[Разрыв обтекания текста]
Задание 4. С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
Личности 20 века |
Фамилия, имя | Годы жизни | Род занятий |
Джон фон Нейман | | |
Ершов Андрей Петрович | | |
Касперский Евгений Валентинович | | |
Задание 5. Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.
Слова, входящие в запрос | Структура запроса | Количество найденных страниц | Электронный адрес первой найденной ссылки |
Информационная система | Информационная! Система! | | |
Информационная + система | | |
Информационная - система | | |
«Информационная система» | | |
Персональный компьютер | Персональный компьютер | | |
Персональный & компьютер | | |
$title (Персональный компьютер) | | |
$anchor (Персональный компьютер) | | |
Задание 6. Найти учебники по своей специальности и по предмету Информатика на указанных ниже электронных ресурсах:
ЭБС IPRbooks
«РУКОНТ»
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите названия основных федеральных образовательных порталов?
2. Перечислите названия базовых федеральных образовательных порталов?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
http://www.dpi-ngtu.ru/bibl/info-spravka.html сайт Информационно-справочный навигатор
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm сайт Российское образование Федеральный портал
Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г. С. 307-323
Критерий оценивания выполненных практических заданий
Каждое задание оценивается в 5 баллов (максимально), в соответствии с требованиями
Общая оценка выводится по сумме баллов за каждое выполненное задание (5*6=20 баллов)
В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100 % , и тогда оценка знаний студента будет такова:
«отлично» - 86 – 100%,
«хорошо» - 66 – 85%,
«удовлетворительно» - 45 – 65%,
«неудовлетворительно» - менее 45%.