СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по астрономии»

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОБПОУ

«Липецкий машиностроительный

колледж»

_________________ А.М. Гончаров

«___» ________________ 2022 г.











Методические указания по организации и выполнению практических работ


ОУД.09 АСТРОНОМИЯ







Профиль обучения: технологический


















Липецк, 2022


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО ЦК ООД зам. директора по УР

________Г.И. Дымова ________Ю.А Гуськова

протокол № ___________ «____»_____________2022

«__» _____________2022 г.













Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»



Разработчик: Макашова Л. С., преподаватель ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»




























СОДЕРЖАНИЕ



Введение

Общие требования для студентов по выполнению практических работ

Показатели оценивания работ

Требования к технике безопасности при выполнении практических работ

Практическая работа № 1.»Астрономия как наука»

Практическая работа № 2. « Звёздное небо. Небесная сфера».

Практическая работа № 3. «Небесная механика. Законы Кеплера»

Практическая работа № 4. «Солнечная система. Система Земля-Луна»

Практическая работа № 5. «Общие характеристики планет и малых тел»

Практическая работа № 6. «Исследование электромагнитного излучения небесных тел»

Практическая работа № 7. «Спектральный анализ в астрономии»

Практическая работа № 8. «Основные характеристики звёзд»

Практическая работа № 9. «Двойные звёзды. Массы звёзд. Эволюция звезд»

Практическая работа № 10. «Солнце как звезда»

Практическая работа № 11. «Наша галактика»

Практическая работа № 12. «Звёздные системы — галактики»

Практическая работа № 13. «Расширяющаяся Вселенная»



Список литературы









Введение

Методические указания по организации и выполнению практических работ разработаны согласно рабочей программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ и требованиям к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности(ям):



профиль обучения: технологический

Практические работы направлены на освоение следующих результатов обучения:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


уметь:

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Обязательная аудиторная нагрузка на каждую практическую работу – 2 ч.

Общие требования для студентов по выполнению практических работ

  1. Перед выполнением лабораторной/практической работы необходимо повторить теоретический материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.

  2. Обучающиеся обязаны иметь при себе линейку, карандаш, калькулятор, тетрадь для выполнения (или для оформления отчетов) практических работ.

  3. При обработке результатов измерений:

А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;

Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.

  1. Отчеты по практическим работам оформляются аккуратно и должны включать в себя следующие пункты:

    • название работы и ее цель;

    • приборы и материалы (при необходимости);

    • описание этапов выполнения работы (записываются требуемые теоретические положения, результаты измерений, обработка результатов измерений, расчеты, заполнение требуемых таблиц и построение графиков и т.д.).

    • вывод.

  2. При подготовке к сдаче практической работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.

  3. Если отчет по работе не сдан до выполнения следующей работы по неуважительной причине, оценка за работу снижается.

































Показатели оценивания работ

При оценивании практической работы учитывается следующее:

- качество самостоятельного выполнения практической части работы (соблюдение методики выполнения, получение результатов в соответствии с целью работы и т.д.);

- качество оформления отчета по практической работе (в соответствии с требованиями приведенными выше);

- качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы (глубина ответов, использование специальной терминологии, знание методики выполнения работы и т.д.).

- каждый показатель оценивается по 5-ти бальной шкале и выставляется средний балл по всем показателям.

Критерии оценки: Ответ оценивается отметкой «5», если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможны некоторые неточности, описки, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущены одна ошибка, или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущено не более двух ошибок или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

















Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ

- Вход в лабораторию/аудиторию/мастерскую осуществляется только по разрешению преподавателя.

- На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.

- При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.

- Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.

- После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.



































ЛИТЕРАТУРА


Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы, Просвящение. – М., 2018

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия 11, Дрофа. – М., 2017

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках

к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Интернет- ресурсы

www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).

www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).

www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).









Практическая работа № 1.

Тема: Астрономия как наука.

Цель: сформулировать основные понятия и охарактеризовать основные разделы астрономии; осознать принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.



  1. Закончите предложения.


Астрономия – фундаментальная наука, изучающая…..


Слово «астрономия» происходит от ………


Задачами астрономии являются…………


  1. Ответьте на вопросы.


Что понимают под Галактикой?

Что понимают под Вселенной?

Как возникла наука астрономия?

Какие объекты и явления изучает астрономия?



  1. Дайте определение понятию.


Астрономические наблюдения - ….


  1. Закончите предложение.


Химический элемент, который впервые обнаружили с помощью астрономических наблюдений называется……


Оптический телескоп предназначен для……..



  1. Охарактеризуйте разделы астрономии.


Разделы астрономии


Краткая характеристика

Практическая астрономия



Небесная механика




Сравнительная планетология



Астрофизика



Звездная астрономия




Космология




Космогония







  1. Как вы думаете, какое значение имеет астрономия в настоящее время?



Вывод:





Практическая работа № 2.

Тема: Звёздное небо. Небесная сфера.

Цель: систематизировать знания по данной теме; закрепить навыки нахождения границ и схем созвездий, построение экваториальной и горизонтальной систем небесных координат.

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

1. Закончите предложение

Созвездием называют …

2. Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название

Созвездие

Схема созвездия

Созвездие

Схема созвездия

Большая Медведица


Близнецы


Малая Медведица


Лебедь


Волопас


Орион


Лев


Возничий


3. Закончите предложение

На звездных картах не указывают положение планет, так как …

4. Расположите следующие звезды в порядке убываний их блеска

1) Бетельгейзе; 2) Спика; 3) Альдебаран; 4) Сириус; 5) Арктур; 6) Капелла; 7) Процион; 8) Вега; 9) Альтаир; 10) Поллукс.

5. Закончите предложение

Звезды 1-й величины ярче звезд 6-й величины в 

Эклиптикой называется …

6. Что называют небесной сферой?

7. Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1—14 на рисунке 2.1

8. Используя рисунок 2.1, ответьте на вопросы

Как располагается ось мира относительно земной оси?

Как располагается ось мира относительно плоскости небесного меридиана?

В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?

В каких точках небесный меридиан пересекается с линией горизонта?

9. Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращении небесной сферы?

10. Используя подвижную звездную карту, впишите в таблицу по два-три созвездия, видимые на широте 55° в Северном полушарии

Решение к 10 заданию соответствует реальности событий 2015 

Участок звёздного неба

Вариант 1: 15 сен в 21 ч

Вариант 2: 25 сен в 23 ч

Северная часть



Южная часть



Западная часть



Восточная часть



Созвездие, расположенное в зените





Практическая работа № 3.

Тема: Небесная механика. Законы Кеплера

Цель: систематизировать знания по данной теме; закрепить навыки применения законов Кеплера, определения первой и второй космических скоростей

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии,

описывать и объяснять: суточные движения светил,

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы.

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.





















Практическая работа № 4.

Тема: Солнечная система. Система Земля-Луна.

Цель: систематизировать знания по данной теме; рассмотреть современные представления о Солнечной системе, особенности Земли и Луны и характер их взаимодействия.

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии,

описывать и объяснять: суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.















Практическая работа № 4.

Тема: Солнечная система. Система Земля-Луна.

Цель: систематизировать знания по данной теме; рассмотреть современные представления о Солнечной системе, особенности Земли и Луны и характер их взаимодействия.

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии,

описывать и объяснять: суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.















Практическая работа № 6

Тема: Исследование электромагнитного излучения небесных тел.

Цель: систематизировать знания и навыки по данной теме.

уметь:

приводить примеры: использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов

описывать и объяснять: принцип действия оптического телескопа

характеризовать: особенности методов познания астрономии, методы определения расстояний.

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

1. Для областей спектра электромагнитных волн (см. табл.) укажите

  • а) степень поглощения при прохождении сквозь земную атмосферу (сильная, слабая);

  • б) методы исследования (с поверхности Земли, внеатмосферные);

  • в) приемники излучения.

Область спектра

Длина волны

Поглощение

Методы исследования

Приёмники излучения

Гамма-излучение

0,01 нм




Рентгеновское

0,01-10 нм

Ультра-фиолетовое

10-310 нм




310-390 нм



Видимые лучи

390-760 нм




Инфракрасное

0,76-15 мкм




15 мкм - 1 мм



Радиоволны

1 мм




2. Какие из участков шкалы электромагнитного излучения являются «окнами прозрачности» для исследователя, находящегося на поверхности Земли?

Есть ли основания считать современную астрономию всеволновой?

3. Занесите в таблицу формулы, характеризующие основные оптические параметры телескопов

Оптические параметры

Формулы

В формулах буквами обозначены

Видимое излучение (G)



Разрешающая способность



Проницающая сила



4. Какие увеличения можно получить с помощью школьного телескопа, в котором установлен объектив с фокусным расстоянием F = 800 мм и имеются сменные окуляры с фокусными расстояниями 28, 20 и 10 мм

5. Каково разрешение телескопа для визуальных наблюдений, если его объектив имеет диаметр D-80 мм?

6. На рисунке 17.1 показано отражение радиоволн от поверхности Эроса и Меркурия. Какие выводы о характере поверхности этих тел можно сделать, сравнивая кривые отраженных сигналов?

7. Какие преимущества имеет радиоинтерферометр по сравнению с обычным радиотелескопом?



Практическая работа № 7

Тема: Спектральный анализ в астрономии

Цель: систематизировать и закрепить знания по данной теме.

уметь:

- приводить примеры: использования методов исследований в астрономии, получения астрономической информации с помощью спектрального анализа,

описывать и объяснять: происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел.



Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

1. Дайте определения понятиям

Спектр излучения - ….

Спектр поглощения - …..

Спектральный анализ -….

Спектрограмма -….

2. Закончите предложения

Непрерывный (сплошной) спектр испускают …

Линейчатый спектр образуется при …

Спектральными линиями называют …

3. Вычеркните неправильные утверждения о применении спектрального анализа в астрономии

  • а) по спектру можно определить температуру звезды;

  • б) по спектру можно определить химический состав звезды;

  • в) по спектру можно определить характер рельефа поверхности планеты.

  • г) по спектру можно определить звездную величину и светимость звезды.

4 . Перед тем как отправится в космос, свет фотосферы звезды должен пройти через её атмосферу. Какая из этих областей образует непрерывный спектр и спектр поглощения?

5. Вставьте пропущенные слова и закончите предложения

Закон смещения Вина записывается в виде формулы:

_______________________________________

где буквами обозначены_____________________________

Закон Вина можно применять не только для оптического диапазона электромагнитного излучения, но и для любого другого диапазона волн.

Мощность излучения абсолютно чёрного тела определяется законом Стефана—Больцмана, который записывается следующим образом:

_____________________________

где буквами обозначены: ________________________________________________

При движении источника излучения относительно относительно наблюдателя возникает эффект Доплера. Сущность эффекта состоит в следующем: __________________________

Лучевой скоростью называют _________________________________________________

Лучевая скорость связана со сдвигом спектральных линий формулой ________________

где буквами обозначены:

6. Линия водорода с длинной волны 434,00 нм на спектрограмме звезды оказалась равной 433,12 нм. К нам или от нас движется звезда и с какой скоростью?

7. В спектре звезды линия, соответствующая длине волны 5,3 ⋅ 10-4 мм, смещена к фиолетовому концу спектра на 5,3 ⋅ 10-8 мм. Определите лучевую скорость звезды.

Практическая работа № 8.

Тема: Солнце как звезда.

Цель: систематизировать знания и навыки по данной теме; рассмотреть строение Солнца, ее основные характеристики, строение атмосферы Солнца.

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.



8. Дайте определение понятиям, связанных с солнечной атмосферой: фотосфера, пятно, факел, вспышка, протуберанец, солнечный ветер.

9.







Практическая работа № 8.

Тема: Солнце как звезда.

Цель: систематизировать знания и навыки по данной теме; рассмотреть строение Солнца, ее основные характеристики, строение атмосферы Солнца.

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.



8. Дайте определение понятиям, связанных с солнечной атмосферой: фотосфера, пятно, факел, вспышка, протуберанец, солнечный ветер.

9.







Практическая работа № 10

Тема: Двойные звёзды. Массы звёзд. Эволюция звезд.

Цель: систематизировать знания по данной теме;

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

1. Для каждого из определений подберите правильные ответы из общего перечня

  • а) визуально-двойные звёзды;

  • б) спектрально-двойные звёзды;

  • в) оптические двойные звёзды;

  • г) физические двойные звёзды;

  • д) затменно-двойные звёзды.

Две звезды, движущиеся вокруг общего центра масс под действием сил тяготения,

Неразрешимые в телескоп пары звезд, видимая звездная величина которых меняется, так как плоскость их орбит совпадает с лучом зрения наблюдателя,

Двойные звезды, двойственность которых обнаруживается в телескоп,

Две звезды, случайно спроецированные в близкие точки на небесной сфере,

Тесные пары звезд в спектре которых наблюдается периодическое смещение или раздвоение спектральных линий,

2. Закончите предложения

Примером оптической двойной звезды является …

Разность звездных величин в минимуме и максимуме блеска называется _______________

Промежуток времени между двумя последовательными максимумами или минимумами блеска называется _____________________________________________________________

Изменение вида кривой блеска затменно-переменной звезды позволяет определить следующие характеристики орбит ее компонентов:_________________________________

3. Исходя из третьего закона Кеплера, обобщенного Ньютоном, выведите формулу для определения суммы масс компонентов физической двойной звезды________________________________________________________________________

Сумму масс визуально-двойных звёзд определяют с использованием третьего закона Кеплера в формулировке Ньютона:______________________________________________

4. У двойной звезды годичный параллакс составляет 0,05″, большая полуось видимой орбиты равна 2,0″, а период обращения компонентов 100 лет. Найдите сумму масс звезд, а также массу каждой звезды в отдельности, если звезды отстоят от центра масс на расстояниях, относящихся как 4:1

5. Закончите предложения

Изменение линий спектров спектрально-двойных звезд происходит следующим образом:

  • а) если яркости и спектры звезд, составляющих пару, сходны, то в спектре двойной звезды …

  • б) у приближающейся звезды спектральные линии сместятся к …

  • в ) у удаляющейся звезды спектральные линии сместятся к …

6. Каким положениям на кривой видимой яркости затменно-двойной звезды соответствуют взаимные расположения ее компонентов в пространстве (рис. 24.1)?









7 . Эволюция звезд.

По данным, приведенным в таблице, отметьте на диаграмме Герцшпругна-Рассела положение соответствующих звезд, а затем дополните таблицу недостающими характеристиками















Практическая работа № 11

Тема: Наша галактика. Межзвездные газ и пыль.

Цель: систематизировать знания и навыки по данной теме по данной теме;

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

1. Закончите предложения

Галактика — это ___________________________________________________

Млечный Путь — это ________________________________________________

Наиболее плотная центральная область нашей Галактики расположена в …

Группы из большого числа звезд в Галактике называют …

2. На рис. 27.1 показано строение нашей Галактики (вид с «ребра»). Укажите положение Солнца в Галактике и основные ее структурные элементы: ядро, диск, гало, корону, центральное сгущение (балдж)






3. Изобразите схематично нашу Галактику в виде «сверху» и стрелками укажите положение Солнца, ядро, спиральные рукава



4. Заполните таблицу, содержащую общие сведения о Галактике

Характеристики Галактики

Численные значения

Размер (диаметр), кпк


Расстояние Солнце от центра Галактики, кпк


Линейная скорость обращения вокруг ядра (на расстояние от центра Галактики до Солнца), км/с


Период обращения (полный оборот Солнца и звёзд в его окрестностях вокруг центра Галактики), млн лет


Масса (в массах Солнца)


Возраст, млрд лет


5. Из перечисленного состава «населения» (Галактики выпишите отдельно объекты, относящиеся к гало и диску

1 ) красные гиганты; 2) долго периодические цефеиды; 3) голубые гиганты; 4) короткопериодические цефеиды; 5) красные карлики; 6) газоггылевые облака; 7) шаровые звездные скопления; 8) рассеянные звездные скопления.

6. У звезды Альтаир (а Орла) годичный параллакс равен 0,198″, собственное движение 0,658″ и лучевая скорость -26,3 км/с. Определите тангенциальную и пространственную скорости звезды. На рис. 27.2 постройте векторы скоростей







7. По периоду обращения Солнца приблизительно оцените массу Галактики в массах Солнца. (Воспользуйтесь третьим уточненным законом Кеплера.)

8. Из перечисленных объектов выберите, которые не входят в межзвездную среду: водород, бактерии, мелкие частицы пыли, электромагнитные излучения, водяной пар, ядра тяжелых элементов, гелий.

9. Заполните таблицу физических характеристик межзвездного газа в различных состояниях

Практическая работа № 13.

Тема: Расширяющаяся Вселенная.

Цель: систематизировать основные знания и навыки по данной теме;

Ход работы.

  1. Повторите теоретический материал по данной теме.

  2. Выполните задания, предложенные в практической работе.

  3. Оформите работу и сделайте вывод.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.



Список литературы

Для студентов

Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы, Просвещение. – М., 2018

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия 11, Дрофа. – М., 2017

Интернет- ресурсы

www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).