СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию»

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

-В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

-Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

-Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

-Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.

4.Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться.

  • пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

  • внушение спокойствия невербальными средствами;

  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

  • использование юмора;

  • признание чувств ребенка.

7. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

  • демонстрация власти Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

  • крик, негодование;

  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

  • использование физической силы;

  • втягивание в конфликт посторонних людей;

  • непреклонное настаивание на своей правоте;

  • нотации, проповеди, «чтение морали»;

  • наказание или угрозы наказания;

  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;

  • сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

  • команды, жесткие требования, давление;

  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.





Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию





Составила:

педагог-психолог

Дмитриевских Светлана Сергеевна