Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
УТВЕРЖДАЮ.
Заместитель директора по УР
______________
«___»______________201 г.
Методические указания к выполнению практических занятий
Наименование УД (ПМ) | Математика |
Код, наименование специальности | 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
Преподаватель | Дутова Ольга Анатольевна |
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
общегуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № ___ от «___»_________201_ г.
Зав. кафедрой _____________
Практическая работа № 1
Тема Вычисление пределов
Цель: Научиться вычислять пределы последовательностей
Задачи:
Ввести понятие предел последовательности, предел функции
Научиться вычислять пределы последовательностей
Научиться решать примеры на изученную тему
Время выполнения: 80 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 6,7 « Функции и их графики» учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
1.Вычислите:  | 2.Вычислите:  |
3.Вычислите пределы функций.
;
6.Вычисление площадей плоских фигур. Вычисление объемов тел вращения
Практическая работа № 2
Тема Исследование функций на экстремум с помощью производных. Условия возрастания и убывания функций.
Цель: Научиться вычислять пределы последовательностей
Задачи:
Научиться исследовать функции на экстремум с помощью производных.
Познакомиться с условиями возрастания и убывания функций.
Научиться решать примеры на изученную тему
Время выполнения: 80 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 6,7 « Функции и их графики» учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Вариант № 1 Вариант № 2
1) Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
а) f(x) = x3 – 2x2 + x – 3, [1/2; 2] б) f(x) = 1/2 sin3x , [4п/9; п] в) f(x) = , [– 1; 2] г) f(x) = , [– 1; 2] д) f(x) = , [0; 3] | а) f(x) = x3 + 3x2 – 9x – 1, [– 4; – 1/3] б) f(x) = 1/3 сos2x, [п/6; п] в) f(x) = , [1/e; e3] г) f(x) = , [– 1; 2] д) f(x) = , [– 2; 0] |
2) При каком значении х функция у = х3 – х2 [ у = х4 + х3] на отрезке [0,5; 1] ( [– 1; – 0,5] ) принимает наименьшее значение ?
3) Найдите область значений функции.
1) f(x) =
; 2) f(x) =
;3) Д – ть: 
4) Hаибольшее значение функции f(x) = – x2 + bx + c равно 7, а значение с на 25% меньше b. Найти положительное значение b.
4) Hаименьшее значение функции f(x) = x2 + bx + c равно 1, а значение с на 25% больше b. Найти положительное значение b.
5) Найдите наименьшее [ наибольшее] значение функции на промежутке
f(x) = 3х4 – 8x3 + 6x2 + 5, (– 2; 1) | f(x) = 4х5 – 15х4 – 3, (– 1; 1) |
6) В каких пределах изменяются значения функции?
f(x) = cosx + 1/2 cos2x, x [0; п] | f(x) = sinx + 1/2 sin2x, x [– п/2; п/3] |
7) Площадь прямоугольника равна 81 см2 [ 25 см2 ]. Найдите наименьший возможный периметр этого прямоугольника.
8) Периметр равнобедренного треугольника равен 20 см [60 см]. При каком значении боковой стороны [ высоты, проведённой к основанию ], площадь треугольника наибольшая?
9) Число 24 [ 18 ] представьте в виде суммы двух положительных слагаемых, таких, что
произведение их квадратов принимает наибольшее значение.
[сумма их квадратов принимает наименьшее значение.]
10) Требуется изготовить закрытый [ открытый ] цилиндрический бак ёмкостью V. При каком радиусе основания на изготовление бака уйдёт наименьшее количество материала?
11*) Найдите отношение высоты к радиусу основания цилиндра, который при заданном объёме имеет наименьшую полную поверхность.
12*) Найдите отношение высоты к радиусу основания конуса, который при заданном объёме имеет наименьшую площадь боковой поверхности.
Практическая работа № 3
Тема: Приложения производной
Цель: Научиться применять производную к исследованию функции и решению нестандартных задач
Задачи:
Научиться применять производную к исследованию функции
Применять понятие производной к решению практических задач
Научиться решать примеры и задачи на изученную тему
Время выполнения: 40 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 « Производная и ее приложения» учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Вариант № 1 Вариант № 2
1) Основание прямоугольного параллелепипеда – квадрат. Сумма длин трёх рёбер, выходящих из одной вершины, равна 6 см. Какое наибольшее значение может иметь объём такого параллелепипеда?
1) Найдите высоту параллелепипеда наибольшего объёма, основание которого – прямоугольник периметра 3 см, а высота равна одной из сторон основания?
2) Исследовать функцию с помощью производной и построить график.
а) у = 6х2 – 2х3 б*) у = | а) у = 3/2х2 – х3 б*) у = | в*) у = г*) у = д*) е*) |
3) Найти наименьшее и наибольшее значения функции на промежутке.
а) f (х) = cos х – 1/3cos 3х на [0; п/2] б*) у = х2 + на [– 3; – 1] в*) у = на ООФ | а) f (х) = sin х – 1/3sin 3х на [0; 3п/4] б*) у = на [– 1; 3] в*) у = на ООФ |
Практическая работа № 4
Тема: Вычисление производных высших порядков
Цель: Научиться применять производную к исследованию функции и решению нестандартных задач
Задачи:
Научиться применять производную к исследованию функции
Применять понятие производной к вычислению производных высших порядков
Научиться решать примеры и задачи на изученную тему
Время выполнения: 40 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 « Производная и ее приложения» учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
1) Вычислите первую производную функции и вычислите ее в точке х=2:
1. У=х3-9х 2. У=х3+3х2+3х 3. У=х3-3х2-45х+1 4. У=2х3-0.5х2-х 5. У=5х3+ х2-х 6. У=12х-х3 7. У=х3/3+х2+х 8. У=х3-18х 9. У=х3-48х 10. У=х3/3-7.5 х2+44х
2) Найдите промежутки возрастания предыдущей функции.
3) Найдите вторую, третью производную предыдущей функции в точке х=1.
4) Найдите производную частного или произведения: 1. У=(х2-4х)(х-1)
2. У=(х-2)/( х2-4х) 3. У=( х2-х)(х+3) 4. У=(х+4)/( х2-х) 5. У=(х+5)( х2-х) 6. У=(х-х2)/(х-3)
7. У=(х2-4х)/(х-6) 8. У=(х2-4х)(х-6) 9. У=( х2-х)(х+7) 10. У=(х2-4х)/(х-1)
5) Составьте уравнение касательной в точке А(1;1) к функции: 1. У=х2 2. У=х3 3. У=х4 4. У=х11 5. У=х5 6. У=х6 7. У=х7 8. У=х8 9. У=х9 10. У=х10
8) Вычислите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями у=4х3, осью ОХ, х=2 .
9) Исследуйте функцию и постройте ее график.
1 | У=х2-2х+1 | 6 | У=3х2+5х+1 | 5 | У=4х-х2 | 10 | У=3х3-х |
2 | У=3х-х3 | 7 | У=10х-х2-25 |
3 | У=2+20х-5х2 | 8 | У=8-2х-х2 |
4 | У=х3/3-4х | 9 | У=х2+5х+8 |
Практическая работа № 5
Тема: Вычисление интегралов. Свойства определенных интегралов. Формула Ньютона-Лейбница
Цель: Ввести понятие неопределенного интеграла и ввести формулу Ньютона-Лейбница, научить обучающихся вычислять определенный интеграл как площадь криволинейной трапеции и закрепить полученные знания при решении задач
Задачи:
Научить обучающихся вычислять определенный интеграл как площадь криволинейной трапеции
Изучить методы решения интегралов
Познакомить с видами интегралов
Время выполнения: 60 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере, учебник математики, В. Лисичкин
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить таблицу основных неопределенных интегралов. Необходимо изучить главу 5 «Интеграл и его приложения»
Ход работы:
Вычислить интегралы:
1 | А)  | В) | 6 | А) | В) |
2 | А) | В) | 7 | А)  | В) |
3 | А)  | В) | 8 | А) | В) |
4 | А)  | В) | 9 | А)  | В) |
5 | А)  | В) | 10 | А)  | В) |
Вычислить площадь, ограниченной линиями:
1 | У=х2, х=1, х=2, у=0 | 6 | У=2х3, у=0, х=1, х=3 |
2 | У=х3, у=0, х=1, х=2 | 7 | У=х3, х=1, х=2, у=0 |
3 | У=2х2, х=1, х=3, у=0 | 8 | У=х-3, х=-1, х=-2, у=0 |
4 | У=3х2, х=1, х=2, у=0 | 9 | У=х2+1, х=0, х=2, у=0 |
5 | У=3х2, х=0, х=2, у=0 | 10 | У=х2+2, х=0, х=3, у=0 |
Вычислить производные:
1 | у= | 6 | у= |
2 | у= х | 7 | у= |
3 | у= | 8 | у= |
4 | у= | 9 | у=х4-cos х |
5 | у= | 10 | у= |
Найдите первообразную для функции:
1 | у= | 6 | у= |
2 | у= | 7 |  |
3 | У=cos х | 8 | у= |
4 | у=х4 | 9 | У=6х2 |
5 | у=3х2 | 10 | У=4х-5 |
Практическая работа № 6
Тема: Вычисление площадей плоских фигур. Вычисление объемов тел
Цель: Научить обучающихся вычислять определенный интеграл как площадь криволинейной трапеции и закрепить полученные знания при решении задач
Задачи:
Научить обучающихся вычислять определенный интеграл как площадь криволинейной трапеции
Изучить методы решения интегралов
Познакомить с видами интегралов
Время выполнения: 60 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере, учебник математики, В. Лисичкин
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить таблицу основных неопределенных интегралов. Необходимо изучить главу 5 «Интеграл и его приложения»
Ход работы:
Вычислите площади фигур, ограниченных графиками
1) у = – х2 + 4х – 3, у = 0 1-б) у = х2 – 2, у = 2х – 2 2) у = х2 + 4х + 10, х = 0 и касательной в точке х0 = – 3 3) y = sinx, y = cosx, x = п/4, х = п 4) f(x) = 4x, F(x), если график функции f(x) пересекает график своей первообразной F(x) в двух точках, одна из которых (– 1; – 4). 5) f(x) = – 2x + 4, F(x), x = 1, если график функции f(x) является касательной для графика F(x). 6) у = , у = 6 – х 7) у = ех, у = е2, х = 0 8) y = 9) y = , y = 0, x = – 4, x = 1 | 1) у = – х2 + х + 2, у = 0 1-б) у = х2 – 2, у = 2х – 2 2) у = х2 – 2х + 5, х = 0, и касательной в точке х0 = 2 3) y = sinx, y = cosx, 4) f(x) = 2x, F(x), если график функции f(x) пересекает график своей первообразной F(x) в двух точках, одна из которых (3; 6). 5) f(x) = – 2x – 4, F(x), x = – 4, если график функции f(x) является касательной для графика F(x). 6) у = , у = 4 – х 7) у = е -х, у = е, х = е 8) y =  9) y = , y = 0, x = – 9, x = 4 |
10) Найти р, если известна площадь фигуры, ограниченной графиками
у =
, у = рх2, S =
у =
, у = рх, S = 4,5
11) В каком отношении парабола у =
х2 [ у = х2 ] делит площадь круга
х2 + у2
8 [ х2 + у2
2 ]?
11) В каком отношении парабола у =
х2 [ у = х2 ] делит площадь круга
х2 + у2
8 [ х2 + у2
2 ]?
Практическая работа № 7
Тема Приложения производной
Цель: Научить решать задачи на изученную тему
Задачи:
Научить обучающихся применять математические методы для решения содержательных задач из различных областей науки и практики
Научить обучающихся применять математические знания для жизнедеятельности человека
Развивать умения пользоваться математической лексикой, средствами публицистического стиля
Время выполнения: 60 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 «Производная и ее приложения», учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
1. Hаибольшее значение функции f(x) = – x2 + bx + c равно 7, а значение с на 25% меньше b. Найти положительное значение b.
1. Hаименьшее значение функции f(x) = x2 + bx + c равно 1, а значение с на 25% больше b. Найти положительное значение b.
2. Найдите наименьшее [ наибольшее] значение функции на промежутке
f(x) = 3х4 – 8x3 + 6x2 + 5, (– 2; 1) | f(x) = 4х5 – 15х4 – 3, (– 1; 1) |
3. В каких пределах изменяются значения функции?
f(x) = cosx + 1/2 cos2x, x [0; п] | f(x) = sinx + 1/2 sin2x, x [– п/2; п/3] |
4. Площадь прямоугольника равна 81 см2 [ 25 см2 ]. Найдите наименьший возможный периметр этого прямоугольника.
5. Периметр равнобедренного треугольника равен 20 см [60 см]. При каком значении боковой стороны [ высоты, проведённой к основанию ], площадь треугольника наибольшая?
6. Число 24 [ 18 ] представьте в виде суммы двух положительных слагаемых, таких, что
произведение их квадратов принимает наибольшее значение.
[сумма их квадратов принимает наименьшее значение.]
7. Требуется изготовить закрытый [ открытый ] цилиндрический бак ёмкостью V. При каком радиусе основания на изготовление бака уйдёт наименьшее количество материала?
8. Найдите отношение высоты к радиусу основания цилиндра, который при заданном объёме имеет наименьшую полную поверхность.
9. Найдите отношение высоты к радиусу основания конуса, который при заданном объёме имеет наименьшую площадь боковой поверхности.
Практическая работа № 8
Тема Решение дифференциальных уравнений первого порядка
Цель: Научить решать задачи на изученную тему
Задачи:
Научить обучающихся решать дифференциальные уравнения первого порядка
Научить обучающихся применять математические знания для жизнедеятельности человека
Развивать умения пользоваться математической лексикой
Время выполнения: 60 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Решить дифференциальное уравнение первого и второго порядка
1 | Xdy+2ydx=0; у’’-y’-12y=0 | 6 | Y’-y=0; у’’-y’-12y=0 |
2 | 2xdy+ydx+0; y’’-4y’+4y=0 | 7 | Y’y=x; y’’-4y’+4y=0 |
3 | X2dy=y2dx; y’’+6y’-16=0 | 8 | (2-x)dy=(y-1)dx; y’’+6y’-16=0 |
4 | y’=x; y’’+10y’+25y=0 | 9 | X3dy=y2dx; y’’+10y’+25y=0 |
5 | Y’=y; y’’+6y’+9y=0 | 10 | Y’x=y; y’’+6y’+9y=0 |
Вычислить площадь, ограниченной линиями:
1 | У=х2, х=1, х=2, у=0 | 6 | У=2х3, у=0, х=1, х=3 |
2 | У=х3, у=0, х=1, х=2 | 7 | У=1/х, х=1, х=2, у=0 |
3 | У=2х2, х=1, х=3, у=0 | 8 | У=2/х, х=2, х=3, у=0 |
4 | У=2х, х=1, х=2, у=0 | 9 | У=2х+4, х=0, х=2, у=0 |
5 | У=3х, х=-1, х=2, у=0 | 10 | У=2х-4, х=0, х=3, у=0 |
Практическая работа № 9
Тема Решение дифференциальных уравнений второго порядка
Цель: Научить решать задачи на изученную тему
Задачи:
Научить обучающихся решать дифференциальные уравнения первого порядка
Научить обучающихся применять математические знания для жизнедеятельности человека
Развивать умения пользоваться математической лексикой
Время выполнения: 60 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Решить дифференциальное уравнение первого и второго порядка
1 | Xdy+2ydx=0; у’’-y’-12y=0 | 6 | Y’-y=0; у’’-y’-12y=0 |
2 | 2xdy+ydx+0; y’’-4y’+4y=0 | 7 | Y’y=x; y’’-4y’+4y=0 |
3 | X2dy=y2dx; y’’+6y’-16=0 | 8 | (2-x)dy=(y-1)dx; y’’+6y’-16=0 |
4 | y’=x; y’’+10y’+25y=0 | 9 | X3dy=y2dx; y’’+10y’+25y=0 |
5 | Y’=y; y’’+6y’+9y=0 | 10 | Y’x=y; y’’+6y’+9y=0 |
2.Решите уравнение с разделяющими переменными.
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
задание | Xdx - ydy=0 | exdx-6ydy=0 | dy/y=dx/x-1 |  | Ydy=cosxdx |
вариант | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
задание | 2ydy=6x2dx | 2y2dy=8xdx | 6y2dy=10x4dx | 3y2dy=sinxdx | 2ydy=tgxdx |
Найдите частное решение предыдущего уравнения, если известно, что у(0)=1.
Практическая работа № 10
Тема Решение дифференциальных уравнений
Цель: Научить решать задачи на изученную тему
Задачи:
Научить обучающихся решать дифференциальные уравнения первого порядка
Научить обучающихся применять математические знания для жизнедеятельности человека
Развивать умения пользоваться математической лексикой
Время выполнения: 60 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
1.Решите уравнение с разделяющими переменными.
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
задание | Xdx - ydy=0 | exdx-2ydy=0 | dy/y=dx/x-1 |  | Ydy=cosxdx |
вариант | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
задание | 2ydy=3x2dx | 2y2dy=4xdx | 6y2dy=5x4dx | 3y2dy=sinxdx | 2ydy=tgxdx |
2.Найдите частное решение предыдущего уравнения, если известно, что у(0)=1.
3.Найти общее решение уравнения.
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
задание | у,,=0 | у,,=х3 | у,,=4х3 | у,,=х/2 | у,,=sinх |
вариант | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
задание | у,,=х | у,,=2х | у,,=3 | у,,=cosх | у,,=1/х |
4.Что называется дифференциальным уравнением второго порядка?
5.Что является частным решением дифференциальных уравнений?
Практическая работа № 11
Тема Классическое определение вероятности События. Относительная частота. Вычисление вероятности событий.
Цель: Закрепить классическое определение вероятности, ввести понятия вероятность и статистическая частота наступления события, элементарные и сложные события и рассмотреть случаи и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события
Задачи:
Научить обучающихся решать задачи, пользуясь изученными понятиями
Способствовать формированию аналитического стиля мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Стимулировать развитие познавательного процесса, способствовать развитию интеллектуальных умений обучаемых
Время выполнения: 80 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 «Элементы комбинаторики и теории вероятности», учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Задание 1. Приведите примеры несовместных событий.
Задание 2. Приведите примеры событий, вероятность которых равна единице.
Задание 3. Приведите примеры событий, когда можно записать Р(А+В)=Р(А)+Р(В)
Задание 4. Пользуясь треугольником Паскаля, возведите разность в степень.
вариант | **** | ***** |
задание | | |
Задание 5. Приведите примеры событий, вероятность которых равна нулю.
Задание 6. Приведите примеры событий, когда можно записать Р(АВ)=Р(А)Р(В)
Задание 7. Приведите примеры совместных событий.
Задание 8. Из корзины, в которой находятся 4 белых и 7 черных шара, вынимают один шар. Найти вероятность того, что шар окажется черным.
Задание 9. Определить вероятность появления «герба» при бросании монеты.
Задание 10. В корзине 20 шаров: 5 синих, 4 красных, остальные черные. Выбирают наудачу один шар. Определить, с какой вероятностью он будет цветным.
Задание 11. Событие А состоит в том, что станок в течение часа потребует внимания рабочего. Вероятность этого события составляет 0,7. Определить, с какой вероятностью станок не потребует внимания.
Задание 12. В одной корзине находятся 4 белых и 8 черных шаров, в другой – 3 белых и 9 черных. Из каждой корзины вынули по шару. Найти вероятность того, что оба шара окажутся белыми.
Задание 13. Бросают две монеты. Определить, с какой вероятностью появится «герб» на обеих монетах.
Практическая работа № 12
Тема Случайная величина, ее функция распределения. Вычисление математического ожидания и дисперсии
Цель: Познакомить учащихся с понятием случайной величины, ее функцией распределения, научить обучающихся вычислять математическое ожидание и дисперсию
Задачи:
Развитие познавательного интереса, логического мышления.
Познакомиться с понятием случайной величины
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности
Время выполнения: 50 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 «Элементы комбинаторики и теории вероятности», учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Задание 1. Вычислите факториал
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Задание 2. Сколько различных перестановок можно составить из 2+n цифр, при условии, что ни одна из цифр в числе не повторяется? ( число цифр равно номеру вашего варианта)?
Задание 3. Сколько вариантов команд можно составить из n человек, если в команду требуется m человек?
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
n | 8 | 7 | 8 | 9 | 7 | 9 | 6 | 10 | 9 | 10 |
m | 3 | 4 | 6 | 7 | 4 | 4 | 3 | 7 | 3 | 8 |
Задание 4. Построить многоугольник распределения для дискретной случайной величины.
Х | 4 | 3 | 2 | 1 |
Р | Р1 | 0.5 | 0.1 | 0.3 |
Задание 5. Найти математическое ожидание числа очков, выпадающих при бросании игральной кости
Задание 6. Дискретная случайная величина Х имеет закон распределения
Найти дисперсию и среднее квадратичное отклонение случайной величины Х
Задание 7. Симметричная монета подбрасывается 4 раза. Случайная величина Х – число выпадения герба при этих подбрасываниях. Найти числовые характеристики случайной величины Х: М(Х), Д(Х)
Задание 8. В лотерее 100 билетов. Разыгрывается один выигрыш в 200 рублей и двадцать выигрышей по 50 рублей. Пусть Х – величина возможного выигрыша для человека, имеющего один билет. Составить закон распределения этой случайной величины Х.
Задание 9. Случайная величина Х задана законом распределения:
Найти ее математическое ожидание.
Задание 10. Согласно статистике, вероятность того, что двадцатипятилетний человек проживет еще год, равно 0,992. Компания предлагает застраховать жизнь на год на 1000 у.е. с уплатой 10 у.е. взноса. Определить, какую прибыль ожидает компания от страховки одного двадцатипятилетнего человека.
Задание 11. Случайная величина Х задана законом распределения:
Найти дисперсию и среднее квадратичное отклонение этой случайной величины Х.
Задание 12. В лотерее 100 билетов. Разыгрывается один выигрыш в 200 рублей и двадцать выигрышей по 50 рублей. Пусть Х – величина возможного выигрыша для человека, имеющего один билет. Составить закон распределения этой случайной величины Х.
Практическая работа № 13
Тема Случайная величина, ее функция распределения. Вычисление математического ожидания и дисперсии
Цель: Познакомить учащихся с понятием случайной величины, ее функцией распределения, научить обучающихся вычислять математическое ожидание и дисперсию
Задачи:
Развитие познавательного интереса, логического мышления.
Познакомиться с понятием случайной величины
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности
Время выполнения: 50 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 «Элементы комбинаторики и теории вероятности», учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Задание 1. Вычислите факториал
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Задание 2. Сколько различных перестановок можно составить из 2+n цифр, при условии, что ни одна из цифр в числе не повторяется? ( число цифр равно номеру вашего варианта)?
Задание 3. Сколько вариантов команд можно составить из n человек, если в команду требуется m человек?
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
n | 8 | 7 | 8 | 9 | 7 | 9 | 6 | 10 | 9 | 10 |
m | 3 | 4 | 6 | 7 | 4 | 4 | 3 | 7 | 3 | 8 |
Задание 4. Построить многоугольник распределения для дискретной случайной величины.
Х | 4 | 3 | 2 | 1 |
Р | Р1 | 0.5 | 0.1 | 0.3 |
Задание 5. Найти математическое ожидание числа очков, выпадающих при бросании игральной кости
Задание 6. Дискретная случайная величина Х имеет закон распределения
Найти дисперсию и среднее квадратичное отклонение случайной величины Х
Задание 7. Симметричная монета подбрасывается 4 раза. Случайная величина Х – число выпадения герба при этих подбрасываниях. Найти числовые характеристики случайной величины Х: М(Х), Д(Х)
Задание 8. В лотерее 100 билетов. Разыгрывается один выигрыш в 200 рублей и двадцать выигрышей по 50 рублей. Пусть Х – величина возможного выигрыша для человека, имеющего один билет. Составить закон распределения этой случайной величины Х.
Задание 9. Случайная величина Х задана законом распределения:
Найти ее математическое ожидание.
Задание 10. Согласно статистике, вероятность того, что двадцатипятилетний человек проживет еще год, равно 0,992. Компания предлагает застраховать жизнь на год на 1000 у.е. с уплатой 10 у.е. взноса. Определить, какую прибыль ожидает компания от страховки одного двадцатипятилетнего человека.
Задание 11. Случайная величина Х задана законом распределения:
Найти дисперсию и среднее квадратичное отклонение этой случайной величины Х.
Задание 12. В лотерее 100 билетов. Разыгрывается один выигрыш в 200 рублей и двадцать выигрышей по 50 рублей. Пусть Х – величина возможного выигрыша для человека, имеющего один билет. Составить закон распределения этой случайной величины Х.
Практическая работа № 14
Тема Задачи математической статистики. Выборки. Первичная обработка данных
Цель: Научить решать задачи математической статистики
Задачи:
Повторить основные понятия и формулы
Развитие внимания и аналитического мышления, становление и развитие операционного мышления
Формирование умения работать в коллективе, правильного использования математических терминов
Время выполнения: 80 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 «Элементы комбинаторики и теории вероятности», учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
Задание 1.Упростите выражение
(С166—С1610)/Р6 2. (С85—С83)/С24 3. (С106—С104)/С25 4. (С106+С104)/С35 5. (С106—С104)/С25
6. (С146+С148)/С714 7. (А51—А54)/А25 8. (А128+А124)/А612 9. (А86+А82)/А48 10. (С96-С93)/Р4
Задание 2.
1. Сколькими способами из 7 человек можно выбрать группу, состоящую из 3 человек?
2. Как можно переложить 9 карандашей в восьмиместной коробке?
3. Сколькими способами можно рассадить 4 студента на 11 местах?
4. Сколькими способами на шахматной доске можно расставить 8 ладей в один ряд?
5. Сколькими способами можно выбрать 3 вида косметических средств из 8?
6.Как можно расставить 5 книг на полке?
7. Как можно расставить 7 машин в восьмиместном гараже?
8. Сколькими способами можно посадить за круглый стол 5 человек?
9. Сколько четырехзначных чисел можно составить из предложенных 6 цифр?
10. Сколькими способами читатель может выбрать 4 книжки из 5?
Задание 3. Докажите справедливость равенства
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
задание |  |  |  |  |  |
вариант | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
задание |  |  |  |  |  |
Задание 4. Докажите справедливость равенства
Акр+рАкр-1=Ак+1р; Сn1+6Cn2+6Cn3=n3
Практическая работа № 15
Тема Методы расчета сводных характеристик выборки
Цель: Проверить знания обучающихся по изученным темам
Задачи:
Научить обучающихся решать задачи, пользуясь изученными понятиями
Способствовать формированию аналитического стиля мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Стимулировать развитие познавательного процесса, способствовать развитию интеллектуальных умений обучаемых
Время выполнения: 80 минут.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для практической работы на компьютере.
Методические рекомендации:
При выполнении работы необходимо изучить главу 9 «Элементы комбинаторики и теории вероятности», учебник А. Дадаян, математика
Ход работы:
****Контрольная работа ****
Задание 1. Вычислите факториал
****
***** .

Задание 2.Упростите выражение
****(С266—С2620)/Р21 ***** (С813—С8178)/С218
Задание 3. Решите задачу
**** В первой урне находится 8 черных шаров и 15 – белых. Из каждой урны достали по одному шару. Во второй урне находится 10 черных шаров и 21 – белых. Какова вероятность того, что оба шара окажутся белыми.
****Сколько четырехзначных чисел можно составить из предложенных 10 цифр?
*****Сколько четырехзначных чисел можно составить из предложенных 9 цифр?
***** В первой урне находится 16 черных шаров и 15 – белых. Во второй урне находится 9 черных шаров и 11 – белых. Из каждой урны достали по одному шару Какова вероятность того, что оба шара окажутся черными.
Задание 4. Пользуясь треугольником Паскаля, возведите разность в степень.
вариант | **** | ***** |
задание | | |
Задание 5. Приведите примеры событий, вероятность которых равна нулю.
Задание 6. Приведите примеры событий, когда можно записать Р(АВ)=Р(А)Р(В)
Задание 7. Вычислите.

Задание 8. Докажите справедливость равенства
****Сn1+14Cn2+36Cn3+24Cn4=n4 *****1+7Сn1+12Cn2+6Cn3=(n+1)3
Задание 9. Приведите примеры совместных событий.
Задание 10.Построить многоугольник распределения для дискретной случайной величины.
****
Х | 4 | 3 | 2 | 1 |
Р | Р1 | 0.4 | 0.15 | 0.3 |
*****
Х | 4 | 6 | 7 | 8 |
Р | 0.2 | 0.3 | 0.1 | Р4 |