Практическое занятие № 10
Диагностирование неисправностей системы смазки ДВС
Неисправности системы смазки
Техническое состояние системы смазки двигателя оценивается давлением масла в магистрали и его температурой.
На давление и температуру масла влияют состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режим дизеля, марка применяемого масла. При использовании моторного масла соответствующей марки, а также при исправном состоянии дизеля и нормальных режимах его работы причиной чрезмерно высокой или низкой температуры масла может быть неисправность клапана-термостата. При износе клапана-термостата или поломке его пружины холодное масло циркулирует через радиатор, его температура понижается, а давление, наоборот, повышается.
К понижению давления масла в магистрали приводит также чрезмерный износ сопряжений КШМ, малая подача масляного насоса вследствие его износа, износ или разрегулирование сливного или перепускного клапанов. В этих случаях ухудшается фильтрация масла в центрифуге и в магистраль поступает загрязненное масло, что приводит к интенсивному изнашиванию дизеля. То же самое происходит и при чрезмерном загрязнении или неисправности фильтров.
При низком качестве масла и нарушении правил заправки может произойти засорение сетки маслозаборника и вызванное этим уменьшение подачи насоса.
Исправность системы смазки в эксплуатации контролируется по штатному манометру и термометру на щитке приборов трактора.
Один из важнейших показателей работоспособности системы смазки - давление масла в магистрали. Причины понижения давления масла в магистрали могут быть разные: разрегулировка клапанов, снижение производительности масляного насоса вследствие износа его деталей. Для контроля этих параметров разработаны различные приборы и приспособления. Прибор КИ-4858 для определения производительности масляного насоса и давления открытия предохранительного, перепускного и сливного клапанов системы смазки тракторных двигателей состоит из панели с тремя манометрами, дросселя-расходомера для контроля производительности насоса. нагрузочного и сливного дросселя для создания необходимого противодавления масла на выходе из дросселя-расходомера и присоединительных устройств. Один из манометров предназначен для контроля давления в магистрали двигателя, два других манометра измеряют давление масла перед входом в дроссель-расходомер и на выходе из него. Для подключения прибора к двигателям разных марок он снабжен комплектом присоединительных устройств. Прибор подсоединяют к оси ротора при снятых колпаке и роторе центрифуги. Второй рукав прибора и трубку штатного манометра соединяют с тройником, установленным вместо этой трубки. Создавая различные режимы протекания масла через прибор, проводят соответствующие проверки. Одновременно с проверкой регулируют внешние клапаны. Большая трудоемкость диагностирования - главный недостаток описанного прибора.
Другой важнейший показатель работы системы смазки - способность фильтров очищать масло от абразивных примесей. Известно, что наиболее эффективна центробежная очистка масла. Но чтобы использовать все преимущества такой очистки, необходимо обеспечить надежную работу центрифуги при минимальной трудоемкости ее обслуживания.
Эффективность очистки масла центрифугой в любой момент полностью определяют данными о массе осадка в роторе и частоте его вращения.
Совершенствованию методов контроля работоспособности центрифуги посвящено много прикладных работ. Анализ их показывает, что усилия авторов направлены главным образом на разработку методов и средств для определения частоты вращения ротора центрифуги. С этой целью рекомендуется измерять продолжительность остановки ротора (метод выбега), использовать вибрационные язычковые тахометры (прибор КИ-1308В), индуктивные и электротепловые импульсные датчики, стробоскопы и фототахометры.
Основной недостаток большинства предложенных способов состоит в том, что необходима частичная разборка центрифуги. В связи с этим проверка нередко оказывается более трудоемкой, чем очистка ротора.
На современные конструкции полнопоточных центрифуг прибор КИ-1308В не может быть установлен. Использование других приборов (стробоскопов, фототахометров и др.) нецелесообразно по экономическим расчетам. Установление же работоспособности центрифуги только по методу выбега, как показали исследования ГОСНИТИ, не достаточно для определения качества очистки масла в центрифуге. В процессе очистки масла центрифугой заполняется лишь «активный» объем ротора, т. е. объем, внутри которого практически возможны отложения. Поскольку прокачка масла через центрифугу при прочих равных условиях постоянна, заполнение ротора осадком сопровождается увеличением скорости прохождения масла через ротор - от начальной до максимальной (критической), когда устанавливается динамическое равновесие между массой смываемых и вновь осаждающихся частиц.
При увеличении скорости потока масла всегда остается свободный (критический) объем ротора, прилегающий к его колонке, через который масло беспрепятственно проходит в главную магистраль и к форсункам. Отсюда ясно, что заполнение ротора осадком практически не влияет на скорость его вращения в процессе работы двигателя.
После прекращения подачи масла в центрифугу (после остановки двигателя) ротор продолжает еще некоторое время вращаться под действием силы инерции и реактивной силы струи вытекающего из него масла. Каждая из этих сил неодинакова при наличии в роторе осадка и без него. Заполнение ротора осадком приводит к увеличению его момента инерции и к уменьшению объема ротора, занятого маслом. Первое способствует увеличению продолжительности вращения ротора до остановки, а второе - уменьшению ее примерно на ту же величину. Поэтому продолжительность остановки ротора центрифуги с осадком и без него практически одинаковая. Это подтверждается результатами экспериментов.
По частоте вращения ротора можно лишь оценить способность центрифуги выполнять свое функциональное назначение. Для объективной оценки процесса очистки масла необходимо еще знать массу задержанного центрифугой осадка. Эту массу без разборки ротора можно определять приспособлением КИ-9912, которое представляет собой компактный пружинный динамометр с индикатором часового типа.
Это же приспособление рекомендуется использовать и для оценки качества моторного масла. Состояние последнего определяют по средней скорости накопления отложений в центрифуге. Получить ее нетрудно, если известны масса осадка в роторе и промежуток времени, за который этот осадок накоплен. Такая проверка в настоящее время наиболее проста.
Скорость накопления отложений в центрифуге непосредственно связана с содержанием присадок в масле, его окисляемостью и содержанием примесей. Знание скорости накопления отложений в центрифуге позволяет достаточно надежно судить о качестве масла. Другие средства, рекомендованные ранее для тех же целей (планшет с фильтровальной бумагой и т. п.), не нашли применения в силу субъективности, а также сравнительно высокой сложности и трудоемкости их применения.
Далеко не всегда нужна количественная оценка скорости вращения ротора. Зачастую нежелателен запуск и прогрев двигателя. В подобных случаях может оказаться полезным способ оценки работоспособности центрифуги по чистоте наружной поверхности ротора. В процессе работы центрифуги часть масла неизбежно просачивается между осью и корпусом ротора на его поверхность. Если ротор делает более 4 тысяч оборотов в минуту, масло под действием центробежной силы сбрасывается с его наружной поверхности, увлекая имеющиеся на ней загрязнения. Горячее масло обладает удовлетворительными моющими свойствами. Поэтому наружная поверхность быстро вращающегося ротора, как правило, остается чистой. Если же она покрыта маслом или загрязнена, то это свидетельствует о том, что скорость вращения ротора меньше допустимой.
Скорость вращения ротора может уменьшиться вследствие падения давления масла на входе в центрифугу ниже нормы, засорения форсунок, разрыва прокладки между основанием и крышкой ротора, нарушения размерной цепи центрифуги или неправильной сборки ротора. Большинство этих неисправностей можно обнаружить при внешнем осмотре центрифуги.
1