СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Проектирование образовательного процесса в образовательных организациях разного типа.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Проектирование образовательного процесса в образовательных организациях разного типа.docx»

6.7 Практическое занятие



Тема: Проектирование образовательного процесса в образовательных организациях разного типа


Задание 1. Из предложенных тем выберите одну и подготовьте письменный ответ.

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Виды педагогического проектирования: социально-педагогическое; психолого-педагогическое; образовательное.


Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.


Проектирование педагогической системы. Примерами системы могут служить концепция детской одаренности, духовно-нравственного воспитания, образовательные программы, планы воспитательной работы. Посредством системы излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы. Здесь излагается теория в конструктивной, прикладной форме. Проектирование системы включает в себя разработку положений, идей, взглядов, которые возможны для практического воплощения в той или иной форме или процессе.


Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования (поурочные планы, планы воспитательных мероприятий, внеурочные мероприятия)

Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Проектирование процесса классического урока:

  1. Четко сформулированная тема.

  2. Цель урока.

  3. Образовательные задачи:

  • дидактические,

  • воспитательные,

  • развивающие.

  1. Оборудование (кино-, видеофильмы, комплекты слайдов, таблицы, пособия).

  2. Звуковой ряд (основной или фоновый, с указанием конкретных произведений).

  3. Ход урока (излагается сценарий, а также вопросы по ходу урока). На протяжении урока дети должны сами сделать нужный вывод.

  4. Вывод урока.

  5. Творческое задание, которое выдается детям для закрепления нового учебного материала.

  6. Подведение итогов. Выяснение у детей, что им понравилось, что не понравилось, кто был на уроке самым активным.

  7. Благодарность детям за хороший урок.

Сценарий внеурочного мероприятия (школьный вечер).

  1. Тема вечера.

  2. Девиз-цель.

  3. Продуманное оформление.

  4. Продуманные атрибуты.

  5. Сценарий вечера.

  6. Заключение вечера. Желательно, чтобы каждый участник вечера унес какую-нибудь память, материальный след, хранящий частицу человеческого тепла.


Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация - составная часть пед. процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование пед. ситуаций входит в проектирование самого процесса.


Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Содержание 1 этапа деятельности: любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Второй этап: Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.


Задание 2. Составьте глоссарий по теме «Педагогическое проектирование».

Педагогический проект - способ планирования и реализации деятельности по решению конкретной педагогической проблемы, завершающейся достижением новых (планируемых) образовательных результатов.

Актуальность проекта - постановка проблемы с указанием причин, актуальности проекта. Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.

Цель проекта направлена на решение выявленных проблем.

Цель - это то, чего вы хотите достичь.

Задачи определяют последовательность шагов по достижению поставленной цели. Задачи в проекте помогает ответить на вопрос: «Какие действия необходимо осуществить, чтобы достичь цели?», например: изучить, описать, установить, выявить, сформулировать, привлечь, исследовать.

Целевая группа проекта - указываются участники проекта, описывается качественный и количественный состав целевой группы, с которыми будет организована работа в рамках проекта.

Объект исследования Научное пространство, в рамках которого ведется исследование. Пример: социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре.

Предмет исследования Часть объекта исследования, которая подлежит изучению, преобразованию. Пример: процесс социальной поддержки и защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Типы проектов:

А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

Педагогическая диагностика — совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическое проектирование - Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Проект - Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Деятельность - сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности.

Проектная деятельность - план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов.

Педагогическое моделирование - разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы.

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей.

Педагогическая диагностика - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогика - наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. 

Образовательное проектирование - процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений

Педагогическое конструирование - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Программа - последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных


Задание 3.  На основе статей Российской педагогической энциклопедии (М., 1993): «Бригадно-лабораторный метод», «Дальтон-план», «Исследовательский метод», «Метод проектов», «Джон Дьюи», «В. X. Килпатрик», «Е. Паркхерст», «С. Т. Шацкий» и Интернет-поиска подготовьте краткое сообщение об историко-педагогическом контексте возникновения метода проектов в России 1920-х гг.

Объем файла ограничен - не более 3 страниц.

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими [6, с. 71]. Небольшая группа педагогов- исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г.

 Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации. В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это помогает развивать творческую инициативу детей. Некоторые активные сторонники метода проекта (В.Н. Шульгин, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьев и др.) провозгласили его единственно верным методом обучения в школе. Они считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни. Ученикам рекомендовалось выполнение следующих проектов: «Поможем ликвидировать неграмотность», «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т. д.

Сходство и отличие метода проектов в России и за рубежом можно проследить на примере приведенных ниже высказываний, взяв выдержку из книги проф. Е.Г. Кагарова «Метод проектов в трудовой школе» 1926 г. и слова Килпатрика [6, с. 73]. «Возьмем для примера опыт построения комплекса «Пути «Представьте себе де сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются практические вушку, которая сшила себе работы, не имеющие практической целевой установки. Если она вложила же проектный метод, мы должны будем весь учебный мате душу в свою работу и все формы его проработки подчинить основной проблеме тала охотно, с любовью, - проекту улучшения дорог в нашем районе.

К осуществлению самостоятельно сделала вы- этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается кройку и придумала фасон план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в платья, самостоятельно его мастерских изготавливаются необходимые инструменты, близ сшила, то это и есть образец школы закладываются цементные стоки для воды и т. д. И уже в типичного проекта в самом рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного слова». дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания У.Х. Килпатрик тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литера туры («Шоссе и проселок», «Железная дорога» Н.А. Некрасова, «Стрелочник» А.С. Серафимовича и т. д.). Разница в том, что основную тему намечают и разрабатывают ученики, а не педагог. Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при построении новых начал коммунистического общества». Е.Г. Кагаров В результате универсализации метода проектов уровень общеобразовательной подготовки учащихся резко снизился, что было осуждено в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931), а предметная система преподавания и классно-урочная система обучения были провозглашены как единственно верные [6].

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование метода проектов в современной школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

слабую разработанность методики проектной работы;

гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.



Задание 4.  Ниже приведены Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов, разработанного Ассоциацией Дальтон-план-школ (Нидерланды).

  • Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из администрации школы не может предписать ему это решение. При этом все члены школьного коллектива разделяют ответственность за его работу.

  • Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность.

  • Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

  • Учитель предоставляет детям возможности для самостоятельной работы. Он так устраивает свой класс, чтобы в нем можно было свободно и самостоятельно работать.

  • Учитель вырабатывает новую позицию. Он переходит от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника.

  • Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).

  • С позиций современного понимания активизации обучения достаточно ли выполнения этих требований учителем, чтобы проект был результативным в педагогическом отношении?

Думаю, да.


  • Сформулируйте свои «Правила для учителя, занимающегося проектной деятельностью».



Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.


• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.


• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.


• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.


• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.


• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.


• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.


• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.


• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.


• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.


• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.


• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.


Задание 5.


  • Выполнить проект по одной из следующих тем:


  • Педагогические династии выпускников факультета.

  • История моей школы.

  • Организация детского отдыха в период осенних каникул.

  • Коллективная творческая деятельность школьников-подростков в период зимних каникул.

  • Предметная неделя в школе (о проведении предметной недели по своему предмету).

  • Планирование воспитательной работы со школьниками на диагностической основе.

  • Организация детского отдыха на базе летней оздоровительной площадки.

  • Методическая копилка воспитателя летнего оздоровительного лагеря и др.

  • Подготовить презентацию в рамках темы.