СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика использования технологии развития критического мышления на уроках географии и во внеурочное время.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучив и проанализировав опыт работы разных педагогов, я пришла к выводу, что данная технология применима к любому типу уроков в рамках реализации ФГОС. ТРКМ - универсальная технология, которая сочетает использование других образовательных приемов. Применение данных стратегий и приемов является эффективным при их систематическом использовании. На уроках с использованием ТРКМ большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, я чаще всего использую работу в парах, иногда в группах или индивидуальную. Процесс обучения основан на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя.

Просмотр содержимого документа
«Практика использования технологии развития критического мышления на уроках географии и во внеурочное время.»

МЕТОДСЕМИНАР

Здравствуйте, уважаемые члены, я учитель географии Фролова НВ, г.Северобайкальск, гимназия 5

Стаж моей работы в школе 19 лет, и всегда целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности.

Современная география - быстроразвивающаяся наука. С каждым годом количество информации, которое школьникам приходится обрабатывать, многократно возрастает, а количество часов в учебном плане на изучение географии уменьшается.

В современный период введения ФГОС одна из главных задач учителя — научить детей способам получения информации, ее обработки и использования, т. е. сформировать информационную компетентность.

Термин «Информационная компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС нового поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, запоминать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных технологий».


Исходя из опыта работы, наиболее эффективной технологией, способствующей умению работать с информацией считаю технологию развития критического мышления (ТРКМ). Уроки географии в наибольшей степени способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления. Это обусловливает актуальность развития критического мышления у обучающихся как основного способа ориентации в мире информации.

три составляющие, которые будут способствовать формированию информационной компетентности: - необходимость учитывать особенности восприятия детьми информации; -       

   необходимость понимать, как усваивается информация; -         

необходимость подбора эффективных приемов, методов и технологий для развития и формирования у школьников умения находить, хранить, преобразовывать различную информацию.

Таким образом, передо мной, как перед учителем встает проблема — как выстроить процесс обучения так, чтобы мозг учеников мог «увидеть» картину рассматриваемой проблемы целостно. Как организовать процесс обсуждения проблемы (задачи), чтобы наступил тот момент понимания информации, когда все недостающие звенья «картинки» встанут на свои места

Формирования информационной компетентности на уроке, спланированном по традиционной схеме практически невозможно. Именно поэтому необходимо изменить сложившуюся технологию обучения, выстраивать урок по правилам системно-деятельностного подхода, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой направленной и мотивированной деятельности.


Термин «критическое мышление» известен из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Изучив и проанализировав опыт работы разных педагогов, я пришла к выводу, что данная технология применима к любому типу уроков в рамках реализации ФГОС. ТРКМ - универсальная технология, которая сочетает использование других образовательных приемов. Применение данных стратегий и приемов является эффективным при их систематическом использовании. На уроках с использованием ТРКМ большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, я чаще всего использую работу в парах, иногда в группах или индивидуальную. Процесс обучения основан на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя.

Основа ТРКМ



Практика использования технологии развития критического мышления

на уроках географии и во внеурочное время.

Слайд 8. Первая стадия урока - «вызов».

Задача фазы вызова - мотивация, актуализация знаний, выявление места и причин затруднений, построение проекта выхода из затруднения. Все это является активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На данном этапе урока мной используются следующие приемы: «Удивительные факты», «Знаете ли вы что…». Приведу несколько примеров.

Урок по теме «Движение земли по околосолнечной орбите» (5 класс).

Прием «Удивительные факты».

В начале урока зачитывается отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году. Автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

B результате знакомства с данным стихотворением происходит актуализация знаний о существовавших различных гипотезах движения Земли. Учащимся задается ряд вопросов.

Слайд 9. Вторая стадия урока - «осмысление».

Это содержательная стадия, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная на осмысление полученной информации. На данном этапе урока наиболее эффективной считаю групповую форму работы. Ученики также получают четкую инструкцию по распределению обязанностей в группе (инструктивные карточки). На стадии осмысления можно воспользоваться следующим приемами: «опорный конспект, интерактивная игра – путешествие».

Урок по теме «Природные зоны России» (8 класс). Прием «Опорный конспект».

Опорный конспект направлен на осмысление и осознание прочитанного текста. Умение конспектировать, выделять самое главное в тексте с помощью различных знаков символов также помогает формировать критическое мышление у учащихся. Результат конспектирования – запись, позволяющая ученику немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. На уроке по теме «Природные зоны» учащиеся делятся на группы, получают листы – задания с кратким описанием природной зоны. После прочтения группе предлагается составить опорный конспект с использованием различных символов. Главный принцип такого конспекта – это «Mini-Max» (минимум текста – максимум информации)

Слайд 10. Прием «Коллаж»

Прием коллажирования развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся. Таким образом, коллаж является одним из инновационных методов обучения творчеству, обладающим воспитательным и образовательным значением

Слайд 11. Урок по теме «Гидросфера. Вода на Земле».

Прием «Интерактивная игра – путешествие капельки воды».

В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём. Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и эмоциональное путешествие.

https://multiurok.ru/files/intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-ighra-krughovo.html

Слайд 12. Географические сказки.

Использование фрагментов сказки на уроках географии способствует развитию коммуникативной культуры, развивает познавательный интерес к учебному предмету, заставляет обращаться к положительному эмоциональному опыту из детства, способствует более прочному усвоению знаний, создаёт ситуацию успеха. В любом произведении можно найти что-то географическое: указания на особенности рельефа, климата, растительного и животного мира, почв, промышленности и т.д. Активно использую различные сюжеты как средство раскрытия географических особенностей объекта. Предлагаю учащимся самим написать географическую сказку на различную тематику.

Слайд 13. Прием «Шесть шляп». 10 класс

Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Такая форма работы значительно отличается от групповой формы работы в малой группе: участники одной группы делают сообщение, другой – слушают, потом роли меняются и вопросов друг к другу, как правило, не возникает. Формируется ли у ученика целостная картина изучаемого предмета? В этом случае прием «шесть шляп» имеет значительное преимущество - общий предмет дискуссии. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.

Слайд 14.Tретья стадия урока - «рефлексия»

Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На заключительной фазе урока информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, выделяют самое-самое, пишут мини- сочинения.

Прием «Синквейн»

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять».

Работа над синквейном — это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.

Слайд 15. ТРКМ активно используется и в курсе «География Бурятии», по которому мной разработана авторская рабочая программа и рабочая тетрадь (с внешней рецензией), в которую включены задания на основе ТРКМ.

Слайд 16.Важно, чтобы развитие критического мышления не заканчивалось со школьным звонком после шестого урока, а продолжалось и в свободное время после уроков. Поэтому я использую как урочные формы и методы работы, так и внеурочные. Этому служит внеурочная деятельность, исследовательские работы учащихся и многие другие внеклассные мероприятия: Межрайонная НПК «Шаг в будущее», НПК «Юниор», «Росток», НПК г.Москва, Республиканская конференция «Сибирская Весна», Районная конференция «Равнение на старшее поколение». С 2015 года являюсь организатором городского конкурса «Юные географы».

Слайд 17-18 Результативность опыта

Для анализа результатов педагогической работы необходимо использовать три группы диагностических инструментов: предметные, метапредметные и личностные. Наиболее объективной оценкой предметных результатов служит внешняя экспертиза в форме предметных олимпиад, конкурсов. Личностные результаты рационально оценивать на основе самостоятельной рефлексии обучающихся. Изучение написанных ими мини-эссе вместе с педагогическим наблюдением дают представление о мотивации школьников к изучению географии, о динамике сформированности критического мышления.

Использование в системе на протяжении 2-х лет ТРКМ позволяет сделать следующий вывод: применение данной технологии позволяет повысить качество обученности обучающихся, пробудить интерес учащихся к процессу обучения, обеспечить речевое развитие, формировать умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

  • рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

  • прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

  • гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • готовность к планированию.

Уровень сформированности указанных выше показателей можно отследить по следующим параметрам:

  • Успеваемость и качество знаний учащихся по географии;

  • Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников по географии;

  • Результаты участия и степень вовлеченности учащихся во внеклассную деятельность по предмету.

Метапредметные результаты можно измерить степенью вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Мои учащиеся достигли высоких результатов во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, экологических акциях, межпредметных проектах. За период с 2013-2018 годы подготовила более 100 участников конкурсных мероприятий различного уровня:

Слайд 19. Заключение

Подводя итог, следует ещё раз соотнести поставленные задачи и полученные результаты. Безусловно, развитие критического мышления позитивно сказывается на результатах обучения. Однако следует отметить, что работа в рамках технологии развития критического мышления оказывается весьма трудоёмкой, в том числе из-за недостатка имеющихся методических материалов. Главные условия достижения результата – систематическая работа, сочетание урочных и внеурочных форм деятельности, постоянная рефлексия, а также желание и умение слышать своих учеников, которые могут дать много полезных советов своему педагогу.

Слайд 20. Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе, любым учителем в процессе преподавания любого предмета. Технология развития критического мышления доступна по форме и средствам воплощения. Опыт, представленный в работе, востребован в профессиональной среде. Результаты моей педагогической деятельности были представлены на выступления ГМО, ШМО, проведен городской мастер-класс «Преподавание темы Гидросфера в курсе географии 5-6 класс». Мною разработаны олимпиадные задания, задания для викторины, организованной ФГУ «Подлеморье Заповедное», а также разработано авторское методическое пособие «География Бурятии» (рабочая программа, рабочая тетрадь, КИМ). Имею публикации в печатных методических сборниках: Федеральный журнал «Открытый журнал. Методики. Сценарии. Примеры»,№3, 2003г «Урок географии. Озёра»6класс; Всероссийский сборник педагогических публикаций «Просвещение», 2018 г №3, «Урок географии «Вулканы»,5 класс №4 Статья «Использование современных педагогических технологий на уроках географии»; Методический журнал «Урок в современной школе», март 2018г «Центр научных инвестиций» на тему «Урок географии по теме «Мировой океан-главная часть гидросферы» и в сети Интернет.