
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДоШКОЛЬНОЕ образовательнОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД №273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПРАКТИКУМ
на семинаре
на тему: «Артикуляционная гимнастика
с элементами биоэнергопластики»
Подготовил:
Воспитатель:
Гончар С.Н.
Донецк 2019
Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.
Статические упражнения:
(Демонстрация картинок к каждому упражнению)
«Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5-10.
«Хоботок» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
«Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «Забор». Удерживать в таком положении на счет до пяти.
«Окно» - широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
«Парус» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать. Удерживать под счет до 5-10.
«Лодочка» - открыть рот, свернуть язык трубочкой.
«Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.
«Чашечка» - из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Динамические упражнения:
(Демонстрация картинок к каждому упражнению)
«Накажем непослушный язычок» - приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки
«пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
2
«Качели» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
«Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений.
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».
«Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
«Болтушка» - быстрые движения языком вперед назад.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.
«Расческа» - улыбнуться, закусить язык зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.
«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Орешки» - рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «шарики-орешки».
«Шарик» - рот закрыт. Надуть одну щёку – сдуть. Надуть другую щеку – сдуть. Надувать попеременно 5-6 раз.
«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.
«Горка» - рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов, спинка языка выгибается, потом выравнивается.
«Мартышка» - широкий распластанный язычок положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Щеки не раздувать.
3
Сказка о веселом язычке с элементами биоэнергопластики
(сочетание артикуляционной и мелкой моторики).
Сказка «утро язычка» (презентация)
Солнечным утром проснулся Язычок, потянулся ("потянуть ладони вверх", выглянул в окно (упр. " окошко"). Съел на завтрак 5 блинов (загибать пальцы по одному) и решил отправиться на прогулку.
Смотрит, возле дерева Ежик сидит (Пальцы переплетены между собой, улыбнулся Язычок (упр. "улыбка") и пошел дальше.
Идет, идет и видит под кустом зайчик (показать 2 пальцами ушки) играет на барабане (упр. "барабанщик").
Весело стало Язычку, достал он свою дудочку (имитация пальцами игры на дудочке) из кармана и стал подыгрывать зайцу.
Отправился язычок дальше (имитация ходьбы 2-мя пальцами по столу).
Смотрит на поляне стоит лошадка и захотелось язычку покататься (упр. "лошадка").
Вдруг услышал язычок, кто-то мяукает. Посмотрел по сторонам
(повороты головы влево-вправо), а это котенок.
Погладил его Язычок (плавные движения ладонью сверху вниз).
И так он ему понравился, что взял Язычок котенка себе домой.
Дома Язычок налил котёнку полную миску молока (ладони сложили как мисочку, и котенок стал лакать (показать языком). А себе молоко налил в чашечку (упр. "чашечка").
Вот и вечер наступил, стал язычок зевать (рот открывать и закрывать), потирать глаза (кулачками слегка потереть закрытые глаза), почистил зубы (упр. "почистим зубы") и улегся спать.
4