Я хочу начать свое выступление со слов Дороти Ло Нолте доктора философии, которая всю свою жизнь преподавала и читала лекции по семейному образованию.
Если ребёнок живёт в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребёнок живёт в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребёнок живёт в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребёнок окружён жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребёнок окружён насмешками, он учится робеть.
Если ребёнок окружён ревностью, он учится завидовать.
Если ребёнок живёт с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребёнок живёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если ребёнок живёт в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
Если вокруг ребёнка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребёнок живёт среди честных и справедливых людей, он поймёт, что такое правда и справедливость.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
Если ребёнок окружён дружелюбием, он узнает, что мир - прекрасное место для жизни.
Если вы живёте в состоянии душевного равновесия, ваш ребёнок будет жить с миром в душе.
То есть, воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Ведь надо знать ответы на Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
Именно поэтому актуальность проблемы прав ребёнка сегодня не вызывает сомнений.
Психологический аспект прав и обязанностей детей с одной стороны и прав и обязанностей родителей с другой – заключается в том, что каждый человек, имеет свои права и обязанности, но пользоваться ими должен, не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека.
Конечно, это не значит, что ребенку можно позволить все, но запретов не должно быть слишком много. Родители, воспитывающие своего ребенка, не должны забывать о его правах. Свобода – это право располагать, владеть собой. Неотъемлемый контроль родителей за действиями подростка, его симпатиями исключает возможность свободы для ребенка. Недоверие со стороны взрослых порождает ответное недоверие. Ваш подросток стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении, ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя, пытаетесь применять «родительскую силу». Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. «Мы и взрослые» – таково разграничение подростка. Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми. Но данная потребность не освобождает родителей от ответственности за своего ребенка.
Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.
Ф.М.Достоевский писал: счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка. Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно - нравственной мыслью. В нашей стране проблема детства почти всегда стояла особенно остро.
Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергаются ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей. 348 тысяч семей состоят на учете ПДН. Это ещё раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребёнка.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Поэтому, уважаемы родители, пользуясь своим правом «Родителя» - не забывайте о правах ваших детей. Существует огромное количество способов безконфликтного взаимоотношения с ребенком, построенного на взаимном уважении и доверии. Очень хороший прием, например, активное слушание. Активное слушание помогает установить контакт ирасположить к себе ребенка, понять его точку зрения - и при необходимости повернуть ее в нужную сторону, при этом, не нарушая право ребенка иметь собственное мнение и свою точку зрения на тот или иной вопрос. Вот некоторые приемы активного слушания, которые заключаются в желании уловить суть речи собеседника, по возможности помочь ему. Овладение этими методами достигается при условии постоянной тренировки. К приемам активного слушания относится:
- поощрениеили уточнение. Оно заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать собеседника. На этом этапе важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений;
- повторение или пересказ. Оно заключается в уточняющих вопросах, повторении фраз говорящего. Словесная концентрация на основных моментах беседы;
- отражение чувств. Оно заключается в понимании эмоций собеседника. На этом этапе можно копировать в умеренных дозах мимику или жесты собеседника, таким образом выражая интерес и полное взаимопонимание;
- обобщение или подведение итогов. Оно заключается в подведении итогов речи собеседника. Это концентрация на главной мысли всего сказанного и подбор компромисса.