Этапы урока | деятельность учителя | деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение учебной деятельности) | Зачем вы ходите в школу? Многим из вас родители говорят: «Иди в школу за знаниями». Что такое знание? Правильно, это то, что вы узнали и увидели вчера, год назад. Но только в одном случае узнанное вами будет вашим знанием, если вы хорошо запомнили это и поняли. Хотите, проверим, помните ли вы то, что мы изучали вчера, неделю назад? Хорошо, мы не только это проверим, но и оценим, насколько хорошо вы все запомнили. - Напоминаю, что выполнение задания на каждом этапе урока мы с вами будем оценивать, ставя на полях тот знак, который соответствует правильности и полноте выполнения задания на данном этапе («+», «-», «?»). В конце урока подсчитаете, каких знаков будет больше, и оцените свою работу на уроке. | слушают, отвечают, строят высказывание, принимают учебную задачу |
2. Повторение. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | 1. Синтаксическая пятиминутка. На обеденном столе стоял (не)большой букет (не) забудок. Оцените себя. Молодцы, у вас есть знания! Обратить внимание на слово «обеденном». Все ли его написали верно? | Выполняют задание, повторяют изученный материал. |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Можете объяснить сейчас, почему вы не все правильно написали это слово? Почему? | понимают, что знаний недостаточно |
4. Целеполагание и поиск выхода из затруднения | - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. -Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и используя опорные слова: 1) Познакомиться с… 2) Научиться… | формулируют тему и цель урока, записывают в тетради |
5.Творческая практическая деятельность для достижения цели Построение проекта выхода из затруднения. | - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? Д.: Есть Н-НН. Давайте мы с вами проведем небольшое исследование, результаты которого сразу будем заносить в таблицу. Как вы думаете, сколько колонок у нас будет? Составление таблицы. Как мы можем озаглавить наши колонки? Обратите внимание на слайд. ЛЕБЕДИНЫЙ - ЛЕБЕДЬ (-ИН-) КОЖАНЫЙ КОЖА - (-АН-) ГЛИНЯНЫЙ ГЛИНА - –(-ЯН-) Давайте внесем в них ту информацию, которую знаем. Н | НН | -ИН- -АН – (-ЯН-) | -ОНН- (-ЕНН-) Н+Н | ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-) КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-) КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-) Проверка по записи на доске. -Сформулируйте правило о правописании Н и НН в именах прилагательных. -Прочитайте правило в учебнике (стр.29), сравните с нашей формулировкой. Все ли мы сказали? Запишите слова-исключения в таблицу. Кстати, запомнить их поможет подсказка про окно: поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная. самооценка Оцените свою работу на данном этапе. Молодцы! Вы настоящие исследователи – ученые. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и составляют таблицу, сравнивают, делают выводы, Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. |
6. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов их применения на практике, выполнение практического задания Цель: построение и фиксация нового знания. | Любое правило можно запомнить, главное – о нем помнить, когда пишешь. Давайте испробуем правило на письме: На что нужно обращать внимание, когда встречаем такие прилагательные? Конечно, от чего образовано прилагательное и с помощью какого суффикса. Назовите суффиксы, которые пишутся с одной Н С двумя Н? О чем нельзя забывать? (о словах-исключениях). Обратите внимание на слайд с подсказкой. 1. Работа по цепочке у доски: образуйте прилагательные от существительных на слайде. Молодцы, не забудьте оценить свою работу на этом этапе и давайте немножко отдохнем. | |
Физкульминутка | Раз — подняться, потянуться Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. | |
Первичное закрепление Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Работа в парах. Распределительный диктант. Составьте с данными словами словосочетания. Спишите, распределяя слова в два столбика. Соловьи___ая песня, стекля___ая ваза, соколи___ый взгляд, мужестве___ый человек, глиня___ый горшок, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, серебря____ое кольцо, соломе___ая шляпа. Выделите орфограмму. Обменяйтесь работами с соседом. Побудьте минуточку учителями Произведите взаимопроверку (подсказка на слайде и карточках желтого цвета) и теперь уже сосед поставит вам оценку. | Работают в парах, группах. Думают, советуются друг с другом, выполняют задание, объясняют написание, графически выделяют орфограмму согласно правилу находят ошибки, исправляют их, проверяют друг друга по образцу, оценивают выполненную работу |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых | Работа по карточкам. В-1. Объясни правописание Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Туманный день, глиняная ваза, витаминный набор, осенний дождь; львиное семейство, травяной покров, деревянный дом, таинственный шорох, гусиное перо, клюквенный сок. В-2. Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей Кожа…ый, жизне…ый, лимон…ый, жестя…ой, мысле…ый, тыкве…ый; царстве…ый, торфя…ой, мыши…ый, песча…ый, ледя…ой, государстве…ый. После окончания работы – проверьте себя по карточке-эталону. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Выделяют изучаемую орфограмму. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, осознание метода построения нового знания. | 1. Вспомните цели урока. 2. Как вы считаете, они достигнуты? Давайте еще раз повторим правило, над которым сегодня работали. Что нужно сделать, чтобы верно выбрать написание Н или НН? Какое правило проиллюстрировано на слайде. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, продолжают предложения, оценивают свою деятельность на уроке |
10. Объяснение домашнего задания | Для всех 1) Выучить правило (стр. 29) На выбор: 2) выполнить упражнение 369 Придумать лучшую «запоминалку» для правила | принимают задание, делают выбор |
11. Подведение итогов, оценивание Цель: самооценка работы на уроке | Обратите внимание, у вас на столах лежат еще одни карточки. Поставьте галочку в одной из колонок. Посчитайте, каких символов у вас получилось больше за сегодняшний урок и тоже отразите их в этих таблицах. | |
Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых (искусственные растения)
Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. | Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. |
Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. | Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. |
Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. | Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. |
Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. | Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. |
Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. | Проверь себя. СоловьиНая песня, стекляННая ваза, соколиНый взгляд, мужествеННый человек, глиняНый горшок, ветреНый день, коллекциоННая марка, дискуссиоННый вопрос, серебряНое кольцо, соломеННая шляпа. |
В-1. Объясни правописание Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Туманный день, глиняная ваза, витаминный набор, осенний дождь; львиное семейство, травяной покров, деревянный дом, таинственный шорох, гусиное перо, клюквенный сок. | В-2. Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Выдели орфограмму. Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег. |
В-1. Проверь себя. Туманный день, глиняная ваза, витаминный набор, осенний дождь; львиное семейство, травяной покров, деревянный дом, таинственный шорох, гусиное перо, клюквенный сок. | В-2. Проверь себя. КожаНый портфель, жизнеННый вопрос, лимонНый напиток, жестяНая кружка, мыслеННый взор, тыквеННое семя; царствеННый жест, торфяНые болота, мышиНый писк, песчаНый берег. |