Урок русского языка
в 6 классе
по теме
«Правописание приставок пре- и при-»
Цели урока : освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
- Задачи урока: Образовательные:
- Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
- Формировать навык написания приставок пре -/ при-;
- Повторить морфемный разбор слов;
- Развить умение формулировать определение понятий;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Совершенствовать орфографические и умения.
- Осуществление системно-деятельностного подхода;
- Развитие внимания;
- Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
- Воспитание интереса и уважения к родному языку;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Прочитайте текст
- Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
Алгоритм работы
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.
Карточка № 1
Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".
Прочитайте стихотворение. Повнимательней смотри. Мы приставки пре- и при-. Научись нас различать, Друг от друга отличать. Запомни сначала четыре значенья: Неполное действие и приближенье , Близость чего-то к чему-нибудь, Присоединенье ещё не забудь. Наши руки всё сумеют, Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, Всё ПРИделают как нужно Быстро, весело и дружно. Заяц ПРИскакал к соседу, Закричал: «Я к вам ПРИеду! На ПРИшкольном огороде Есть уже морковка вроде». ПРИоткрой скорей окошко – В дом попасть не может кошка. Ах, котлеты ПРИгорели! Не беда, уже их съели. ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом «ОЧЕНЬ» проверяем, Или ПЕРЕ - заменяем.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
При-
Значение приставки
Примеры
Пре-
Значение приставки
ПРИбежать
Примеры
ПРИклеить
ПРЕлестный
ПРИморский
ПРЕрвать
ПРИгореть
Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом)
При-
Значение приставки
Примеры
ПРИближение
Пре-
ПРИбежать
ПРИсоединение
Значение приставки
примеры
ПРИклеить
= очень
Близость
ПРЕлестный
= пере
ПРИморский
Неполное действие
ПРЕрвать
ПРИгореть
Карточка № 2. Учимся применять правило.
- Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни простым карандашом.
- Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни простым карандашом.
Устно объясни соседу почему.
- превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
- приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
- приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
- преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
- превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
- приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
- приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
- преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.
2. Распределители словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при
приближение
присоединение
близость
пре
неполнота действия
очень
пере-
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом). Ответы:
при
приближение
приехать на автомобиле
присоединение
близость
примчаться сломя голову
пришить пуговицу
приклеить на картон
привокзальная гостиница
пре
неполнота действия
очень
придерживаться за край стола
пришкольный участок
пере-
преинтересный рассказ
приподнять тяжелый шкаф
неожиданная преграда
премиленький ребенок
преодолевать препятствия
Запишите в справочник
1
Приближение
2
Присоединение
приехать на автомобиле
3
Нахождение около чего-то
пришить пуговицу
примчаться сломя голову
4
Неполное
действие
привокзальная гостиница
приклеить на картон
придерживаться за край стола
пришкольный участок
приподнять тяжелый шкаф
1
= «очень»
2
= пере-
преинтересный рассказ
неожиданная преграда
премиленький ребенок
преодолевать препятствия
3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
- Расположенный у берега.
- Задуматься на некоторое время.
- Участок около школы.
- Гнаться за кем-нибудь.
- Слегка задеть что-либо.
- Вызывающий восхищение, красивый.
- Немного открыть окно.
- Расположенный у дороги
- Спуститься с неба на землю.
- Очень длинный.
Ответы:
- Расположенный у берега. ( Прибрежный ).
- Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).
- Участок около школы. ( Пришкольный ).
- Гнаться за кем-нибудь. ( Преследовать ).
- Слегка задеть что-либо. ( Прикоснуться ).
- Вызывающий восхищение, красивый. ( Прекрасный ).
- Немного открыть окно. ( Приоткрыть ).
- Расположенный у дороги (Придорожный).
- Спуститься с неба на землю. ( Приземлиться ).
- Очень длинный. ( Предлинный ).
Карточка № 3. Проверяем свои знания
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
1 группа (сложные, карточки красного цвета )
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу. 2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова « преогромный » .
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние , карточки зелёного цвета )
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова « преогромный » .
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые , карточки синего цвета )
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться. 2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова « преогромный » .
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Приставки пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется:
1. если употребляется в значении «очень, весьма»
2. если ее можно заменить приставкой пере-
пре красный – очень красивый
пре большой – очень большой
пре рвать – пере рвать,
пре ломить – пере ломить
Приставка при- употребляется в значении:
1. приближения
2. присоединения
3. близости чему-либо
4. неполноты действия
при близиться, при бытие, при ехавший
при клеенный, при давить, при соединение
при школьный, при морье, при брежный
при сесть, при подняться