СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний обучающихся о правописании разделительных твердых и мягких знаков, их месте в слове; повторение изученных орфограмм.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.»


Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками.

Цели урока: Закрепить знания обучающихся о правописании разделительных твердых и мягких знаков, их месте в слове, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умения проверять на практике правописания изученных орфограмм

  2. Закрепить умение пользоваться правилом написания ь и Ъ

  3. Развивать умение группировать, выделять подгруппы по определенным свойствам; умение отличать разделительные ь и ъ знаки; орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь обучающихся, их словарный запас.

  4. Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.

Тип урока: обобщение изученного материала



Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой своей дорожи!


- Предлагаю начать нам урок с упражнения «Поздоровайся ладошками!»

- Ребята перед вами лежат смайлики. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.

- У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

К нам в гости пришли загадочные буквы.

Отгадайте их.


- Звука не обозначают, перед – е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою друзья!

(Это буква разделительный мягкий знак)

Было - сели, стало – съели.

Догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновен?

(Твердый знак)

- Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей.

А что у них общего? (Слайд 1)

(Не обозначают звука; бывают только строчными, в словах с Ъ и ь всегда слышим звук (й))


- Молодцы! Я желаю вам сегодня плодотворно потрудиться. Открываем тетради и записываем число, классная работа. (Слайд 2,3 )

(Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от всех от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь (Слайд 4)

За работу я возьмусь.)


- Скажите, чем отличается написание Ъ и Ь знаков?

(Верхней волнистой линией).

- Пропишите полстроки Ь и полстроки Ъ.

Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ъ Ъ Ъ Ъ Ъ Ъ

- Напишите слова:

Съехал, льёт, объехал, ручьи.

- Запишите пословицу:

Ручьи сольются – реки будут, люди объединятся – силу их не сокрушить.

- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?

- Какие известные вам орфограммы встретились в этой пословице?

- Молодцы, ребята!

Сегодня мы с вами будем работать над правописанием слов с разделительным твердым и мягкими знаками.

- Наша задача на сегодняшнем уроке: помочь вам запомнить, когда же в словах пишется разделительный Ъ и разделительный Ь

- Наша задача: Быть внимательными, слушать учителя.

Мы будем думать, отвечать,

Рассуждать и обсуждать,

И в тетрадях писать

На оценку «5»!

- Ребята, я сегодня получила письмо. Прочитайте строчку из этого письма.

У нас все хорошо! Я пью молоко. А я веду съемку из ружья и делаю фотографии.

- Кто написал это письмо?

(кот Матроскин, пес Шарик)

- С какими орфограммами не знакомы эти герои?

- Исправили ошибки.

Напомним героям книги Э. Успенского правила правописания Ъ и Ь

Приведите примеры (Ъ) (Слайд 5,6)

Приведите примеры (Ь)

- Погода на улице испортилась, на небе появились тучка и принесла с собой задание.

- Слова заблудились. Запишите их в тетрадях в два столбика (с разделительным Ъ и Ь), а у доски работают два ученика.

- Раз, два, три, четыре,

Начинается игра.

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь – учителя.

- Проверим как ребята у доски справились с заданием.

- Пришло время нам отдохнуть.

Физкультминутка

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли. Ручки сложили,

Головки опустили, ротики закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть ни кого.

А себя лишь одного!


- Продолжим нашу работу. Составьте слова и запишите их. (Слайд 7)

-Давайте вспомним ещё раз правило правописания разделительного Ъ.

- А теперь каждый выполняет самостоятельную работу на карточках. Подчёркивает грамматическую основу в предложениях. Придумывает и записывает продолжение рассказа (2-3 предложения).

- Прочитайте свое продолжение рассказа.

- карточки вложим в рабочую тетрадь, в конце урока я их соберу и все проверю

- Пришло нам время отдохнуть. Встали, положили руки на пояс.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам!

- Услышали слово с разделительным - Ъ выполняем наклон вперед; если в слове разделительный Ь – приседаем!

Объявление, лисьи, съежился, соловьи, подъезд, друзья, объяснение.

Опрос (Карточки)

Разделительный Ъ пишется после любой приставки, если начинается с букв е, ё, ю, я -

При переносе слова нельзя отрывать Ъ от предшествующей буквы +

В словах с разделительным Ъ и Ь всегда слышится звук (й) +

Разделительный Ь пишется в корне после согласного звука перед буквами е, ё, ю, я, и +

Я все знаю о правописании Ъ и Ь, мне больше не надо повторять эти правила + или –

- А сейчас откроем наш учебник на странице 138 упр.274 1 вариант списывает 1 и 2 пословицы; 2 вариант – 3 и 4 пословицы, вставляя при этом пропущенные буквы (Ъ и Ь), написав их, производит взаимопроверку. Тетради соберу у всех в конце урока и посмотрю, как вы справились с ролью учителя и ученика.

- Подведем с вами итог урока

- В каких случаях пишется Ъ? (Слайд 8)

- Какую роль играет разделительный Ь?

- Всем ребятам надо знать,

Где Ъ, а где Ь знак писать.

- Все на уроке старались. Особенно отличившиеся (получившие снежинки, подойдут после урока ко мне с дневниками).

- Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению. За хорошую работу на уроке вы награждаетесь шоколадными медальонами. (Слайд 10)


Домашнее задание:

- Придумать 4 слова с Ъ и 4 слова с Ь. Составить и записать с ними предложение (Слайд 9)