Тема: Правописание суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных
Цели: познакомить с условиями различения на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- (орфограмма 39); научить правильно образовывать прилагательные с данными суффиксами от существительных, графически обозначать условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск-.
Планируемые результаты: Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста и её переработка. Поиск информации в словарях. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Лингвистическая разминка.
Даны слова: перочинный, монотонный, диковинный, подлинный, недюжинный.
- Используя словообразовательный анализ слов, объясните написание двух букв н. Ответ:
перочинный перо + чинить + -н-;
монотонный моно + тон + -н-;
диковинный диковина;
подлинный — непроизводное;
недюжинный дюжинный дюжина.
3. Повторение по теме «Правописание н и нн в именах прилагательных»
Упр. 472 – самостоятельная работа.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с темой урока и постановка цели.
- Чтение темы урока и постановка познавательной задачи урока.
2. Работа по учебнику.
1) Знакомство с теоретическим материалом с.37.
- Прочитайте и составьте краткую схему – теорию.
2) Упражнения на закрепление.
Упр.474 с.37.
- Прочитайте образец рассуждения:
- Выполните задание, заполняя таблицу.
Упр.475 с.38.
- Словарная работа: январский.
- Образуйте прилагательные от данных существительных.
- В каких словах вы напишите Ь перед суффиксом –ск-?
- Как называется способ, с помощью которого вы образовали прилагательные?
- С любым прилагательным составьте предложение.
3. Подготовка к ВПР.
1) Орфографическая минутка.
В август.. нал..вает..ся рябина. Краснеют её ягоды и свешивают..ся тяж..лыми к(е/и)стями. В сентябре залюбуеш..ся б..гряными и красными от алой з..ри лист..ями. И в октябре этот дол ещё долго раду..т глаз.
А зимой сырой снег покрыва..т сверху рябин..вые(3) кист.. . Снег затв..рдеетзачерствеет и к..чает..ся с яркими к(е/и)стями. (4)
- Выполнение языковых разборов.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Тест на повторение:(презентация)
1. Когда в прилагательных пишется суффикс -к-? после шипящих после букв -к, -ч, -ц перед глухими 2. Какое слово относится к исключениям? французский таджикский матросский 3. В каком прилагательном пишется суффикс -ск-? немец...ий матрос...ий ткац...ий 4. В каком прилагательном пишется суффикс -к-? гигант...ий рыбац...ий углич...ий | 5. В каком варианте есть ошибка в написании? рыцарский рязаньский царский 6. Какой суффикс есть в слове «рыбацкий»? -цк -к -ки 7. В каком варианте нет ошибок в написании? узский экимосский польсский |
Домашнее задание:§66, упр.476.