1.Запись числа.
Шестнадцатое марта
Классная работа
2.Актуализация.
-О чем мы говорили на прошлому уроке? (о правописании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных)
-Когда пишется О-Е после шипящих и ц? (под ударением О, без ударения Е)
3. Повторение. Игра.
-Давайте поиграем в игру «Назови другим словом с изучаемой орфограммой»
Объясните правописание.
Суп со свёклой называется (борщом)
Небольшой лес иначе называется …. (рощей)
Рисунок, картина, изображающая природу, называется (пейзажем)
Человеком, лечащим людей, называют …(врачом)
Границу по-другому называют ….(рубежом)
Невежливого, грубого человека называют (невежей)
4. Определение темы урока.
Рассмотрите запись на доске:
Трудолюбивые пчелы, гулять с малышом, спелый крыжовник, открыть ключом, желтый одуванчик, мягкая шерстка, пользоваться душем, заволокло тучей, ударить кирпичом, за этой дачей, тихий шепот, ровный шов.
Прочитайте словосочетания.
-На какую орфограмму представлены слова? (о-е-ё после шипящих)
-На какие 2 группы можно разделить слова? (орфограмма в окончании и в корне)
-О чем будем говорить? (правописании О-Е-Ё после шипящих в окончании и корне)
-Запишите тему урока.
Правописании О-Е-Ё после шипящих в окончании и корне
-Эти гласные после Ц мы также возьмем на уроке.
5. Целеполагание.
-Распределите слова на 2 колонки:
корень | окончание |
Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов. | гулять с малышом, открыть ключом, пользоваться душем, заволокло тучей, ударить кирпичом, за этой дачей. |
Зачитайте слова 1 и 2 колонки.
-Чему будем учиться на уроке? (определять где какая орфограмма, не путать)
6. Объяснительный диктант.
Прежде чем будем распределять слова по орфограммам и объяснять правописание давайте вспомним правило правописания О-Ё после шипящих в корне.
-Когда в корне после шипящих пишется О-Ё? (под ударение Е, без ударения О)
-Есть исключения из правила? (крыжовник, шов, шорох, капюшон, шомпол)
Сейчас я диктую словосочетания, ваша задача распределить по колонкам, объяснить правописание.
Выделите морфему, ударение поставьте.
Белая шерстка, ждать скворцов, любуюсь птицей, шелест шелка, заросло камышом, жесткий волос, черные проталины, схвачен лисицей, лёгкий шорох, шепот в аллее, темной тучей, желтые тычинки, лютой стужей, выращивать птенцов, жир под кожей, прилетают с добычей, громко щелкать.
корень | окончание |
Белая шерстка, шелест шелка, жесткий волос, черные проталины, лёгкий шорох, шепот в аллее, желтые тычинки, громко щелкать. | ждать скворцов, любуюсь птицей, заросло камышом, схвачен лисицей, темной тучей, лютой стужей, выращивать птенцов, жир под кожей, прилетают с добычей. |
Выполните морфемные разборы слов: желтые, прилетают. (1 человек у доски)
7.Обобщение.
-Какой вывод можно сделать из выполненного задания? (важно определять, в какой морфеме орфограмма, иначе допустишь ошибку)
8. Домашнее задание.
Устно ответить на контрольные вопросы и выполнить упр.561