Тема урока: правописание безударных окончаний глаголов.
Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов.
Задачи урока:
отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов;
проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;
развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
развивать волевые качества, эмоциональную сферу путём подбора интересного материала, использовать нестандартные приёмы
развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление)
работать над повышением уровня мотивации;
воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах (в парах);
учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.
Оборудование: учебники русского языка, тетради (рабочие и на печатной основе), презентация, карточки-помощницы «Спряжение глаголов» (индивидуальные), карточки с буквами (одна на группу), толковый словарь Ожигова
На уроке используется здоровьесберегающие технологии (работа стоя, физминутки)
Ход урока
Эмоциональный настрой.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Руки к сердцу мы прижмём.
Вам свою любовь пошлём!
1.Звучит фонограмма песни «Мы за ценой не постоим»
Высказывания детей после прослушивания.
(Песня военная, посвящена празднику Дню Победы и т.д.)
Благодаря чему наш народ победил в Великой Отечественной войне? (силе воли, мужеству, стойкости, чувству патриотизма, дружбы, товарищества)
А вам нужна сегодня победа?
Над чем мы с вами должны одержать победу? (над трудностями в изучении русского языка, над пробелами в знаниях)
Поэтому, не забываем о чувстве дружбы, товарищества, работаем плечом к плечу до победного конца урока.
Сегодня мы проведём наш урок в форме деловой игры:
«Заседание редакционного совета журнала»
- На нашем совете присутствуют редакторы и их помощники. (об этом вы договоритесь между собой)
-Ваше первое журналистское задание: расшифровать название нашего журнала. ( слайд )
-Какое слово получилось? -Глагол.
- Как вы думаете, почему такое название у журнала? (ответы детей)
- Как главный редактор заседание редакционного совета журнала «Глагол» считаю открытым.
-Редакторы и помощники готовы?- Для того чтобы качественно выполнить работу, журналисты должны хорошо разбираться в теории , уметь задавать и отвечать на вопросы. -Поэтому сейчас предлагаю провести теоретическую минутку. Работаем в группах. Группа состоит из редактора и его помощников.
-Ваша задача: проверить теоретические знания своих партнёров о том, что они знают о глаголе.
-Вопросы задаются поочерёдно, начинают редакторы, а потом помощники, если будут вопросы.(берут интервью с микрофоном)
Что такое глагол? И.т.д
-С теоретической подготовкой всё в порядке!
-Значит можно переходить к практической части нашего заседания.
3 Минутка чистописания.
(Правила посадки)
-Журналист записывает свои наблюдения в ежедневник, а мы с вами в рабочую тетрадь.
- Откроем свои тетради и подготовим руку к письму. Запишем когда и какого числа проходит наше заседание. Журналист должен писать красиво и грамотно!
- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.
- А теперь пропишите красиво и правильно название журнала (глагол)
С этими буквами и сочетаниями я предлагаю, как главный редактор записать предложение.- Прочитайте (слайд)
4. Выявление места и причины затруднения
Декабрь год кончает , а зиму начинает.
- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)
- Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов? Помощь группам -слайд
Дети: Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е.
5. Сообщение темы, цели, задачи урока
-Сформулируйте тему нашего заседания.( слайд)
-Какие цели и задачи поставим перед собой?
-Запишите эту пословицу в тетрадь.
-Как вы её понимаете.
Оцените свою работу по аккуратности.( шкала на полях тетрадях)
6. Практическая часть.
-Журналисты работают с разными источниками информации. Нам тоже предстоит работа с информацией.
Редакторы(1,2,3) группы будут сейчас работать у доски, а помощники на месте, но в любую минуту помощники могут придти на помощь.
1-я группа-редактор выполняет фонетический разбор слова (декабрь)
2-я группа-редактор выполняет морфологический разбор(зиму)
3-я группа-редактор выполняет синтаксический разбор предложения
4-я группа –редактор разбирает предложения по членам и над каждым словом надписать части речи.
ПРОВЕРКА( ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК)
7. Физминутка.
(!) Подумайте
- Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если уже известно, к какому спряжению относится этот глагол? (Да)
- Что необходимо знать? (личные окончания глаголов)
-У нас есть в учебнике материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним ещё надо поработать.
1)- Откройте учебник стр 137 упр 2.-Прочитайте задание.- Обсудите с товарищем работая в паре, как вы будете выполнять упражнение
-Что нужно знать, чтобы распределить глаголы по столбикам.( правило написания безударных окончаний глаголов)
Слайд –правописания безударных окончаний глаголов.
Самостоятельная работа( у доски выполняет ученик)- проверка друг у друга (оцените своего товарища)
-Чему учились, выполняя данное упражнение?
-Кому было комфортно работать в паре?
-А кому хотелось работать одному?
8. Физминутка для глаз
1) Слайд Записать предложения вставляя б/г в окончание глагола.
Проверка. Самооценка
2) Игра «Выбери окончание» - слайд
Работа стоя.
9. Рефлексия. Итог урока
-Какое настроение у вас в конце заседания?
-Посмотрите на слайд и продолжите высказывание
Сегодня на уроке:
- Мне удалось
- Меня удивило …
- Мне понравилось …
- Я порадовался за …
- Я хочу поблагодарить … за …
- Я хочу похвалить себя за …
Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.
-Заседание редакционного совета журнала «Глагол» считаю закрытым .Встретимся завтра с новыми идеями. Жду с нетерпением. Спасибо за работу
10. Домашнее задание
-Дома вы продолжите помещать материал для нашего журнала «Глагол» выполнив на выбор упр 3 или упр 4 стр 137