СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Заяц Ирина Станиславовна

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-

УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» под. редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Цель урока: формирование представления о способе выбора написания А-О в корне –лаг-/-лож-.

Задачи урока:

  1. Определить способы выбора написания а-о в корне –лаг-/-лож-;

  2. Научить умению распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях –лаг-/ -лож- и комментировать условия написания;

  3. Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного на основе знакомства с лингвистической сказкой;

  4. воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки.

Предполагаемые результаты и формируемые УУД:

Личностные:

  • развивать чувство любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;

  • формировать понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

Метапредметные:

  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения

Предметные:

  • видеть орфограмму и объяснять её написание;













Ход урока


Этапы урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деятельность обучающихся


Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне


Приветствие учителя.

Добрый день! Ребята давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.


Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Личностные: мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Цель: актуализировать и восстановить ранее изученное о чередующихся гласных и согласных в корне слова



Формулирование

темы урока


Постановка учебной цели.

Цель: сформулировать цели и задачи урока

Ребята, о чём мы говорили на предыдущем уроке?










  • Сегодня мы продолжим говорить с вами о чередующихся гласных в корне слова. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами слова, выделите в них корень. Теперь произнесите эти слова. Какая буква слышится, а какая пишется? Почему? От какого условия зависит написание букв а-о в корнях –лаг-/-лож-. Ребята, о чём сегодня мы с вами будем говорить? Что будет являться основной целью нашего урока, на что будет направлена вся наша работа?

О чередующихся гласных и согласных в корне слова (приводят примеры)











Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему и цели урока.





Познавательная: выявляют проблемную зону (от чего зависит написание безударных чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож); составляют алгоритм собственных действий для реализации задач урока


Коммуникативная: отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют собственное мнение.



Регулятивная: самостоятельно определяют цель предстоящей учебной деятельности (определить способы выбора написания а-о в корне –лаг-/лож) осуществляют планирование собственной деятельности.



Самостоятельное открытие нового знания

Цель этапа: усвоение учащимися правила правописания чередующихся гласных в корне

-лаг-/-лож-.

Ребята, сейчас, пожалуйста, послушайте меня внимательно. Я прочитаю вам лингвистическую сказку. А вы попробуйте ответить на вопрос: от какого условия зависит выбор букв в написании корней -лаг-/-лож-?


В сказке говорится об одном условии, благодаря которому различаются написания корней, но есть и другое. Какое?


А теперь еще раз посмотрите на слова, размещённые на экране, и сделайте вывод, от чего же зависит выбор безударной чередующейся гласной в корне –лаг---лож-?






Написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы




В корне –лаг-- -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а-, а буква о пишется, если за корнем суффикса –а-.





Делают первичное обобщение

Познавательная: ведут самостоятельный поиск информации, аргументируют своё мнение


Коммуникативная: отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения.


Регулятивная: рефлексия собственной деятельности по выполнению задания.



Закрепление нового материала

Цель: закрепить полученные знания о правописании безударных чередующихся гласных в корнях

–лаг-/ -лож-; стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся; воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка результатов учебной деятельности






Физкультминутка


  • А сейчас закрепим полученные знания.

  • Распределите слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с безударной гласной о в корне, а во второй – с безударной гласной а.















  • Ребята, сейчас мы с вами напишем диктант, но не обычный, а математический. Вам нужно будет вместо слов записать цифры.






А сейчас немного поиграем. Я буду читать слова с чередующимися гласными в корне. Если в слове нужно писать букву о, вы остаётесь на своих местах, а если букву

и – вы приседаете.



Выполняют задание в тетради осуществляют взаимопроверку.






















Выполняют задание в тетради осуществляют самопроверку.


Познавательные: умение аргументировать своё мнение, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи






Работа в парах

- Вставьте пропущенные буквы в словах, подчеркните «лишнее» слово

Работают в парах, рассуждают, делают выводы.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Обобщение и систематизация знаний

Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

Познавательные: способность к обобщению и систематизации материала, умение систематизировать информацию

Коммуникативные: способность к преобразованию информации


Рефлексия. Самооценка и взаимооценка


















Домашнее задание

  • Вот и подошел к концу наш урок. Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы их?

  • Продолжите предложения:

  1. Сегодня на уроке я узнал….

  2. Сегодня на уроке я научился…..

  3. После урока мне захотелось……

  4. Сегодня на уроке я похвалил бы … за…….. (Оцените работу своих одноклассников)







1)параграф 38, упр. 307

2) составить задание на изученное правило

  • Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, анализируют и оценивают свою работу на уроке

Познавательная: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные: связно, логично излагают собственное мнение, слушают и понимают речь других участников коммуникации.


Регулятивная: анализируют и оценивают свою работу на уроке.