Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие учителя. Добрый день! Ребята давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Личностные: мотивация к учебной деятельности |
Актуализация знаний Цель: актуализировать и восстановить ранее изученное о чередующихся гласных и согласных в корне слова Формулирование темы урока Постановка учебной цели. Цель: сформулировать цели и задачи урока | Ребята, о чём мы говорили на предыдущем уроке? Сегодня мы продолжим говорить с вами о чередующихся гласных в корне слова. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами слова, выделите в них корень. Теперь произнесите эти слова. Какая буква слышится, а какая пишется? Почему? От какого условия зависит написание букв а-о в корнях –лаг-/-лож-. Ребята, о чём сегодня мы с вами будем говорить? Что будет являться основной целью нашего урока, на что будет направлена вся наша работа? | О чередующихся гласных и согласных в корне слова (приводят примеры) Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему и цели урока. | Познавательная: выявляют проблемную зону (от чего зависит написание безударных чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож); составляют алгоритм собственных действий для реализации задач урока Коммуникативная: отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют собственное мнение. Регулятивная: самостоятельно определяют цель предстоящей учебной деятельности (определить способы выбора написания а-о в корне –лаг-/лож) осуществляют планирование собственной деятельности. |
Самостоятельное открытие нового знания Цель этапа: усвоение учащимися правила правописания чередующихся гласных в корне -лаг-/-лож-. | Ребята, сейчас, пожалуйста, послушайте меня внимательно. Я прочитаю вам лингвистическую сказку. А вы попробуйте ответить на вопрос: от какого условия зависит выбор букв в написании корней -лаг-/-лож-? В сказке говорится об одном условии, благодаря которому различаются написания корней, но есть и другое. Какое? А теперь еще раз посмотрите на слова, размещённые на экране, и сделайте вывод, от чего же зависит выбор безударной чередующейся гласной в корне –лаг---лож-? | Написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы В корне –лаг-- -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а-, а буква о пишется, если за корнем суффикса –а-. Делают первичное обобщение | Познавательная: ведут самостоятельный поиск информации, аргументируют своё мнение Коммуникативная: отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения. Регулятивная: рефлексия собственной деятельности по выполнению задания. |
Закрепление нового материала Цель: закрепить полученные знания о правописании безударных чередующихся гласных в корнях –лаг-/ -лож-; стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся; воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка результатов учебной деятельности Физкультминутка | А сейчас закрепим полученные знания. Распределите слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с безударной гласной о в корне, а во второй – с безударной гласной а. Ребята, сейчас мы с вами напишем диктант, но не обычный, а математический. Вам нужно будет вместо слов записать цифры.
А сейчас немного поиграем. Я буду читать слова с чередующимися гласными в корне. Если в слове нужно писать букву о, вы остаётесь на своих местах, а если букву и – вы приседаете. | Выполняют задание в тетради осуществляют взаимопроверку. Выполняют задание в тетради осуществляют самопроверку. | Познавательные: умение аргументировать своё мнение, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи |
Работа в парах | - Вставьте пропущенные буквы в словах, подчеркните «лишнее» слово | Работают в парах, рассуждают, делают выводы. | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи |
Обобщение и систематизация знаний | Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке? | Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы | Познавательные: способность к обобщению и систематизации материала, умение систематизировать информацию Коммуникативные: способность к преобразованию информации |
Рефлексия. Самооценка и взаимооценка Домашнее задание | Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился….. После урока мне захотелось…… Сегодня на уроке я похвалил бы … за…….. (Оцените работу своих одноклассников)
1)параграф 38, упр. 307 2) составить задание на изученное правило | Отвечают на вопросы, анализируют и оценивают свою работу на уроке | Познавательная: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: связно, логично излагают собственное мнение, слушают и понимают речь других участников коммуникации. Регулятивная: анализируют и оценивают свою работу на уроке. |