Выскребенцева Татьяна Ивановна
МОУ "Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области"
Тема: «Монастырь».
Цель: сформировать у учащихся представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.
Задачи ( в том числе формирование УУД): Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;
Проанализировать смысл монашеских обетов;
Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь своей жизни;
Воспитывать любовь, уважение и гордость за православные святыни родного края;
Новые слова: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, чётки.
клобук, ряса, подрясник, параман,
1.Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы заочно познакомимся с православным монастырём. Узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. 2.Беседа по опережающему домашнему заданию:
Что вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?
Всё ли вы поняли из прочитанного?
Что вам особенно запомнилось?
Обсудили ли вы прочитанное с родителями?
Готовы ли вы к новым открытиям? Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.
2.Новый материал. -Монастырь – это особый мир. Любовь русского народа к монастырям известна давно. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но встречаясь с монахами люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах и чтобы у простых мирян была возможность получить духовные советы.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни, с особым благоговением и усердием исполнять возложенное на него послушание. . После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они подают прошение о принятии их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
Исполнение заповедей Господних;
Добровольная нищета;
Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.Торжественно на монаха надевают его новую одежду. Словарная работа
1. Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

2. Параман – небольшой четырёхугольный плат
с изображением креста.
3. Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий
монаху его обет добровольной нищеты.
4. Пояс - является символом того, что монах
постоянно должен быть готов к подвижническому
деланию.
5. Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые
обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед,
а также непрестанное духовное радование.
6. Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую
и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное
исполнение монахом правил избранного им образа жизни.
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
7. Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
8. Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.
9. Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину
Один из монахов – отец Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Давайте его прочитаем.
Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи.
Ответьте на следующие вопросы:
Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? ( Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.) 2.Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того монахи не употребляют в пищу мясо.) 3.Как вы понимаете значение слова ропот?( Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни. В данном случае - быть недовольным едой.)
7. Работа в группах. Озвучивание правил поведения в монастыре. Особое внимание детей обратить на внешний вид при посещении монастыря.
8. Рефлексия.
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске красные кружочки, если не очень- синие!(карточки заранее раздаются детям)
9. Домашнее задание: : разработать мини-проект «Достопримечательности моего поселка».