СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православный монастырь. Жизнь в монастыре. Монашеские обеты.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урок православной культуры по формированию представления о православном монастыре и монашеских обетах

Просмотр содержимого документа
«Православный монастырь. Жизнь в монастыре. Монашеские обеты.»

Выскребенцева Татьяна Ивановна

МОУ "Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области"

Тема: «Монастырь».

Цель: сформировать у учащихся  представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах  монашества.

Задачи ( в том числе формирование УУД): Познавательные УУД:  формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;  Коммуникативные УУД:  формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание. Личностные УУД:  нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные УУД:  формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

  1. Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;

  2. Проанализировать смысл монашеских обетов;

  3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь своей жизни;

  4. Воспитывать любовь,  уважение и гордость за  православные святыни родного края;

Новые слова: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, чётки.

клобук, ряса, подрясник, параман,  

1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы заочно познакомимся с православным монастырём. Узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь,  чем занимаются монахи, какова цель их жизни. 2.Беседа по опережающему домашнему заданию:

  1. Что вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?

  2. Всё  ли  вы поняли из прочитанного?

  3. Что вам особенно запомнилось?

  4. Обсудили ли вы прочитанное с родителями?

  5. Готовы ли вы к новым открытиям? Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.

2.Новый материал. -Монастырь – это особый мир. Любовь русского народа к монастырям известна давно. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но встречаясь с монахами люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах и чтобы у простых мирян была возможность получить духовные советы.

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни, с особым благоговением и усердием исполнять возложенное на него послушание. . После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они подают прошение о принятии их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  1. Исполнение заповедей Господних;

  2. Добровольная нищета;

  3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.Торжественно на монаха надевают его новую одежду. Словарная работа

1. Хитон - длинная рубашка из простой ткани.



















2. Параман – небольшой четырёхугольный плат

с изображением креста.










3. Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий

монаху его обет добровольной нищеты.
















4. Пояс - является символом того, что монах

постоянно должен быть готов к подвижническому

деланию.







5. Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые

обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед,

а также непрестанное духовное радование.













6. Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую

и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное

исполнение монахом правил избранного им образа жизни.

Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

7. Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.





8. Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.



9. Апостольник  головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину



Один из монахов – отец Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Давайте его прочитаем.



Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи.



Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? ( Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.) 2.Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того монахи не употребляют в пищу мясо.) 3.Как вы понимаете значение слова ропот?( Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни. В данном случае - быть недовольным едой.)

7. Работа в группах. Озвучивание правил поведения в монастыре. Особое внимание детей обратить на внешний вид при посещении монастыря.

8. Рефлексия.

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске красные кружочки, если не очень- синие!(карточки заранее раздаются детям)

9. Домашнее задание: : разработать мини-проект «Достопримечательности моего поселка».