Цели:
расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;
поддержать интерес учащихся к окружающему миру, умение видеть его красоту;
воспитывать любовь к родной природе.
Форма проведения: праздник.
Место проведения: актовый зал.
Оформление зала: выставка рисунков "Осень в наших глазах"; поделки из природного материала; коллаж “Приметы осени”; осенние листья.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маски животных, корзина с листьями, костюмы (ёжика, зайца, гриба, дождика, осени), зонтики для танца, листья для игры “Самый ловкий”, одежда для игры “Гроза”, аудиозаписи.
Учитель: (Слайд 1.)Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник. Мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – об осени. Наш праздник так и называется “В гости к осени”.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Осень приходит к нам по-разному. Но чаще осень идет тихой поступью, застенчиво, словно стыдится открыто заявить о себе. Тогда, кажется, будто лето так и продолжается без особых перемен: что было вчера, то осталось и сегодня в эту пору краски в природе меняются неуловимо для глаз.
1-й уч-ся:
Солнышко усталое, Скупо греешь ты. Жёлтые да алые Кружатся листы.
2-й уч-ся:
В шелесте да в шорохе Наш осенний сад. На дорожках ворохи Пёстрые лежат.
3-й уч-ся:
Уже горят огнём рябины кисти, И пожелтели на берёзах листья, И пенья птиц уже не слышно вовсе, И тихо-тихо к нам приходит Осень!
Учитель: Ребята! Давайте все вместе хором позовем нашу подружку осень.
Все: Осень, осень! В гости просим!
В зале тишина, раздаются странные звуки (звуки осеннего леса).Звучит музыка. Появляется во всей красе Осень. Идет важно по залу и звучит стихотворение. Читает учитель.
Осень – славная пора! Любит осень детвора. Сливы, груши, виноград - Всё поспело для ребят. И арбуз, увидев важный, Оживится детвора, И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!
Осень: Здравствуйте, милые ребята! Как же долго я шла к вам. Торопилась. Ждала пока пройдут зима, весна, лето. И вот я снова с вами, в кругу своих друзей.
4-й уч-ся: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду.
Осень: Я принесла вам целое ведёрко листьев, сейчас мы узнаем кто из вас самый ловкий. (Осень раздаёт листья . Дети встают в круг.) Осень в центре круга. Игра "Cамый ловкий". По ходу игры Осень убирает по одному листочку.)
Осень: Игра “Самый ловкий”.
Листик на пол положи, Себя в пляске покажи. Кончит музыка играть, Быстро листик надо взять.
Осень: И вы, я вижу, хорошо подготовились к встрече со мной. Пришла я к вам со своими братьями, осенними месяцами. А вы, ребята, знаете, как их зовут? (ответы детей) На сцене появляются Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Сентябрь. Обо мне говорят: “В сентябре одна ягода горькая, да и та – рябина".
Октябрь. Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: "Октябрь ни колеса, ни тележки не любит".
Ноябрь. А обо мне говорят так: "В ноябре зима с осенью борется”, “Ноябрь капризен: то плачет, то смеется”.
Месяцы: А вы, ребята, за лето хорошо отдохнули, загорели, выросли. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте и наши загадки. (Слайды 2, 3,4)
Загадки:
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень.)
Сидит-зеленеет Падает-желтеет Лежит-чернеет. (Лист.)
Она под осень умирает, И вновь весною оживает, Коровам без неё – беда, Она их главная еда. (Трава.)
Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц.)
Учитель: Ребята, чем осенний лес отличается от летнего? (Ответы детей.)
(Слайд 5)
Сегодня так свётло кругом, Такое мёртвое молчанье, В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Услышать листика шуршанье.
Учитель: А вы знаете, ребята, что осенью в лесу зверям очень страшно. Как вы думаете, почему?
Опавшие листья шуршат под ногами. Шагнешь – шелестят, двинешься – опять зашумят. В лесу из-за этих сухих листьев целые истории случаются. Навалило листьев, а теперь с утра до ночи рыщут по лесу шорохи.
У белок от шорохов бессонница, мыши из норок носа не высовывают. У лисы и у той нервы шалят: ни ушам, ни носу покоя нет! А тут еще с голоду живот подвело, попробуй с этим шорохом к добыче подобраться. Но хуже всего зайцу! Забился бедняга под куст, даже дрожать боится. Поди, подрожи – мигом шорохи налетят. И бежать нельзя: косой нынче шубу меняет с серой на белую. Далеко видно. Ой, плохо!
Инсценировка рассказа-шутки Э.Шима “Заяц и ёжик”.
Заяц: Ой, шум какой! Ой, треск какой! Не иначе волки бегут или медведи бредут….
Ёжик: Не бойся, косой, это я, ёжик…
Заяц: Что же ты, бессовестный, такой шум поднял?
Ёжик: Да разве я виноват? Это листья сухие шуршат под лапами. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагну и сам от страха трясусь.
Учитель: Но, по правде сказать, слукавил немного ежишко, он так сказал, чтобы не обидно было косому. Ведь ему шорохи нипочём. Ходит он по лесу и знай себе шуршит. Нравится ежишке, что от него – такого маленького – столько много шума в лесу, как от большого зверя. На весь лес паника! Но зря ему шуршать некогда. Свернется клубком, покатается по листьям – и нет ежа! Ползет по земле желтая куча – это колючий себе зимнюю постель готовит. Мягко будет в норке под корнями. Не только ежи, все лесные звери к зиме готовятся.
Осень: Вот так-то, ребята! Мои сухие листочки могут, оказывается, многих напугать. Но есть у меня друг, который не боится этих листочков. Кто это, угадайте?
Сквозь землю прошёл, Красну шапочку нашёл. (Гриб.) (Слайд 6.) (Входит гриб.)
Гриб: (Слайд 7.) Да, я – граф Гриб. Нас в лесу очень много. Но есть грибы, которые нельзя собирать. Почему? Кто знает, какие грибы нельзя собирать? (Дети называют) А кто из вас знает съедобные грибы? (Дети называют) (Слайд 8.)
Учитель: А знаешь, граф Гриб, ребята ---- класса приготовили для тебя “Грибные частушки”. Послушаем.
"Грибные частушки".
1.Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.
2. Я на дереве сидела,
С высоты грибы глядела.
Как подуло ветерком,
Я с березы кувырком.
3. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
"Возраст мой всего два дня"
4. Петя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал,
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
5. Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоем его тащили,
Домой еле принесли.
6.Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев опенок, ахнул:
Настоящий командир.
7. Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь -
В кузовке местечко есть!
8. Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали".
Осень: Молодцы, ребята! Порадовали вы нас с Грибом!
Учитель: Дорогие, ребята, мы предлагаем вам оживить наш праздник. Вам необходимо ответить на вопрос: бывает это осенью или нет? Если бывает, то мы все дружно хлопаем в ладоши, а если нет – топаем ногами. (Слайд 9, 10, 11.)
Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (Ветер – бывает.)
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий, без перил. (Радуга – не бывает.)
В белом бархате деревня – и заборы, и деревья, А как ветер нападёт, этот бархат опадёт. (Иней – бывает.)
Посмотри в окошко: Идёт тоненький Антошка. (Дождь – бывает.)
Выходит Дождь.
Дождь: Только жалобы и вздохи, только слёзы лью всегда. Вы, ребята, мне станцуйте, рассмешите вы меня.
Учитель: Не печалься дождик, девочки - --- класса быстро тебя развеселят своим танцем с зонтиками.
Осень: Давайте проведём конкурс "Гроза". Приглашаются 4 участника. Вас оденут в осеннюю одежду (куртка, шапка, в руках зонтик). Под музыку участники ходят по залу. Музыка затихнет – каждый снимает с себя одну вещь и кладёт на то место, где остановился. Когда услышите сигнал – "Гроза", надеваете свои вещи. (Сигнал подать после того, как участники снимут с себя 4 вещи.)
Осень: Дорогие, ребята! Спасибо вам за то, что ждали меня. Отлично подготовились к встрече. Ну, а теперь нам пора прощаться. Я чувствую, как меня уже подгоняет моя старшая сестра Зимушка-зима. Но, пройдет совсем немного времени, и мы снова встретимся с вами. Правда, вы уже повзрослеете. Но я надеюсь, так же будете ждать встречи со мной.
"Прощайте, милые друзья,
Пора и мне спешить в поход.
Но заверяю смело я,
Что быстро год опять пройдёт".
(слайд последний)
МБОУ Степновская школа
В гости к Осени!
Праздник в начальной школе
2015/2016 уч.год
Разработала и провела
Масюченко Т.Л.
учитель начальных классов,
1 категория, руководитель ШМО