Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для индивидуального обучения на дому обучающегося 4 "г" класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Чтение» во 2-4 классах играет особую роль в развитии обучающихся с нарушениями интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения данного предмета, с другой - значимое средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. Таким образом, уроки чтения в младших классах имеют большое значение не только для развития познавательной деятельности учеников с нарушениями интеллекта, но и для становления их личности.
Воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности.
Коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта.
Формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами.
Формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов.
Овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.
Рабочая программа по чтению для обучающегося 4 "г" класса ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Количество часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Сеяхинская ШИ» и календарным учебным графиком
Содержание программы «Чтение и развитие речи» представлено следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»; «Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом»; «Внеклассное чтение».
Первые три раздела программы («Содержание чтения (круг чтения)», «Примерная тематика произведений», «Жанровое разнообразие») определяют тематику и жанры произведений, которые доступны младшим школьникам с нарушениями интеллекта по объёму, содержанию и языковому оформлению.
Обучение чтению во 2-4 классах включает в себя послебукварный период обучения грамоте и систематический курс чтения. Значимость такого подхода обусловлена необходимостью:
Для обеспечения плавного перехода от послебукварного периода к систематическому чтению художественных произведений разных жанров в учебники по чтению для 2 класса включены странички под общим названием «Прочитай!», на которых представлены слоги, отдельные слова и предложения, а также короткие стихотворные и прозаические тексты. Особенность послебукварного периода во 2 классе состоит в том, что он имеет рассредоточенный характер и продолжается в течение первого полугодия.
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. Коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словеснологическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчёт о прочитанной книге.
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т. д. Регулярное посещение школьной библиотеки. Называние автора и заглавия прочитанной книги; ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о прочитанной книге.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Раздел «Школьная жизнь» | 12ч. |
1 | Снова в школу. По Н. Носову Жил-былУчитель.Э. Мошковская | 1 |
2 | Чему учат в школе.М. Пляцковский.Поздравление. По Ю. Ермолаеву. | 1 |
3. | Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу. Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 |
4 | Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов. Три желания Вити. По Л. Каминскому | 1 |
5 | Читалочка. В. Берестов. Зарубите на носу. По М. Бартеневу. | 1 |
6 | Загадки. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «Время листьям опадать» | 9ч. |
7 | Жёлтой краской кто-то.Н. Антонова.Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 |
8 | Подарки осени. Е. Благинина. Лесные подарки. ПоЛ. Воронковой | 1 |
9 | Лес осенью.А. Твардовский. В осеннем лесу. По В. Путилиной | 1 |
10 | Славная осень!.. Н. Некрасов. Отчего Осень грустна. По Э. Шиму | 1 |
11 | Осень.К. Бальмонт. Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 |
12 | Холодная зимовка. По Н. Сладкову. Скучная картина!.. А. Плещеев | 1 |
13 | Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко. Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 |
14 | Время листьям опадать... По Г. Граубину | 1 |
15 | Загадки. Обобщающий урок по разделу«Время листьям опадать» | 1 |
Раздел «Делу -время, потехе - час» | 4ч. |
16 | Пекла котка пирожки. Русская потешка. Сенокос. Чешская потешка | 1 |
17 | Карусели. По Л. Пантелееву Прятки. По Н. Носову | 1 |
18 | Считалки. Жмурки. По М. Булатову | 1 |
19 | Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «В мире животных» | 6ч. |
20 | Бодливая корова. По К. Ушинскому.Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 |
21 | Пушок. По В. Гаранжину. Томка. По Е. Чарушину | 1 |
22 | Охотник и собаки. По Б. Житкову. Чук заболел. По Л. Матвеевой | |
23 | Хитрыйбурундук. Г. Снегирёв.Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 |
24 | Гостья. По А. Дорохову.Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 |
25 | Лиса. По Ю. Дмитриеву.Загадки. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «Жизнь дана на добрые дела» | 4ч. |
26 | Миша-мастер. Г Ладонщиков. Пичугин мост. По Е. Пермяку | 1 |
27 | Михаськин сад. В. Хомченко. Когда люди радуются. По С. Баруздину | 1 |
28 | Про каникулы и полезные дела.По Ю. Ермолаеву Котёнок. Е. Благинина | 1 |
29 | Птичка.В. Голявкин. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «Зима наступила» | 13ч |
30 | Снег идёт. По Л. Воронковой.Снегурочка. А. Слащёв | 1 |
31 | Снегурочка. А. Слащёв | 1 |
32 | Зима. И. Суриков.Декабрь.С. Маршак | 1 |
33 | Ёлка. По В. Сутееву | 1 |
34 | Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной. Г де лежало «спасибо»? Р. Тимершин | 1 |
35 | На горке. По Н. Носову | 1 |
36 | Лисичка- сестричка и волк. Русская народная сказка | 1 |
37 | Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский Зимняя сказка. П. Головкин | 1 |
38 | Митины друзья. Г. Скребицкий | 1 |
39 | Снежная шапка. В. Бирюков Загадка.Е. БлагининаЗагадка.Е. Тараховская | 1 |
40 | В шубах и шапках. По А. ТумбасовуЗагадка. А. Рождественская | 1 |
41 | Не ветер бушует над бором.Н. Некрасов.Зимние приметы. По А. Спирину | 1 |
42 | Находчивый медведь. По В. Бианки. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «Веселые истории» | 4ч |
43 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Однинеприятности. Г. Остер | 1 |
44 | Однажды утром. М. Пляцковский Почему комары кусаются.В. Бирюков | 1 |
45 | Вот какой рассеянный. С. Маршак Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 |
46 | Отвечайте, правда ли?Г. Чичинадзе. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «Полюбуйся, весна наступает...» | 6 ч. |
47 | Март. В. Алфёров. Восьмое Марта. По М. Фроловой | 1 |
48 | Забота.Е. Благинина.Бабушкинавешалка.По А. Соколовскому | 1 |
49 | Последняяльдина.По В. БианкиЗагадки (первые три). Весна.А. Плещеев.Проверка техники чтения. | 1 |
50 | Скворцыприлетели. По А. БарковуЗагадка (последняя). Всему свой срок. По Э. Шиму. | 1 |
51 | Полюбуйся, весна наступает.И. Никитин Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 |
52 | Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву. Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «В мире волшебной сказки» | 5ч. |
53 | Хаврошечка. Русская народная сказка | 1 |
54 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка | 1 |
55 | У лукоморья дуб зелёный. А. Пушкин Подарки феи. По Ш. Перро | 1 |
56 | Горшочек каши. Братья Гримм. Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 |
57 | Обобщающий урок по разделу | 1 |
Раздел «Родная земля» | 5ч. |
58 | Царь-колокол. М. Ильин.Город на Неве. С. Васильева | 1 |
59 | Где всего прекрасней на земле.Д. Павлычко Сочинение на тему. С. Вербова | 1 |
60 | Какое это слово? По Л. Кассилю. Главное Дело. По Б. Никольскому | 1 |
61 | Защита.А. Усачёв Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 |
62 | День Победы. Т. Белозёров. Обобщающий урок по разделу. | 1 |
Раздел «Лето пришло» | 6ч. |
62 | Ливень. С. Козлов. Тучка. Г. Граубин | 1 |
63 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 |
64 | Одуванчик. Е. Благинина. Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 |
65 | Летний снег. А. Бродский После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 |
66 | Хозяюшка.О. Тарнопольская. Летние приметы. По А. Спирину | 1 |
67 | Обобщающий урок по разделу«Лето пришло». Проверка читательской грамотности. | 1 |
Повторение изученного за год | 1ч |
68 | Обобщающий урок за год | 1 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | Корректировка |
Раздел «Школьная жизнь» | 6 ч | | | |
1 | Снова в школу. По Н. Носову. Жил-былУчитель.Э. Мошковская | 1 | Рассматривание иллюстрации. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Определение и элементарная оценка эмоционального состояния персонажей, изображённых на иллюстрации. Определение эмоционального состояния героя рассказа. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике. Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. | | |
2 | Чему учат в школе.М. Пляцковский. Поздравление. По Ю. Ермолаеву. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Установление причинноследственных связей между поступками героев Заучивание стихотворения наизусть | | |
3. | Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу. Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Прогнозирование содержания текста по его названию. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения Пересказ текста по картинному плану | | |
4 | Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов Три желания Вити. По Л. Каминскому Входная проверка техники чтения. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение ответа на вопрос в тексте стихотворения. Выразительное чтение диалога с интонацией, соответствующей знакам препинания. Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста или составление к ним предложений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя | | |
5 | Читалочка. В. Берестов Зарубите на носу. По М. Бартеневу | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление элементарных рассуждений на материале прочитанных произведений. Определение тона голоса,подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей стихотворения. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Толкование смысла образных выражений с опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы | | |
6 | Загадки. Обобщающий урок по разделу | 1 | Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. Нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета. Воспроизведение по памяти загадок на тему «Школьные вещи»; загадывание их одноклассникам; работа в парах и малой группе Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Рассказы о своих любимых книгах (автор, название, тема, основные события). Объяснение нравственного смысла пословиц. Дискуссия на тему «Зачем людям нужны книги?» | | |
Раздел «Время листьям опадать» | 9ч. | | | |
7 | Жёлтой краской кто-то.Н. Антонова .Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе анализа иллюстрации. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Уточнение названий зимующих и перелетных птиц. Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Эмоциональная оценка стихотворения. Выразительное чтение с интонацией, соответствующей настроению стихотворения .Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации и названию. Деление текста на части по представленному плану. Рассказывание сказки по плану | | |
8 | Подарки осени. Е. Благинина. Лесные подарки. ПоЛ. Воронковой | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Самостоятельный подбор названий к предметным картинкам. Графическое рисование по представлениям или на основе иллюстраций учебника.Объяснение образных сравнений на основе имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста, соответствующих содержанию сюжетных картинок. Деление текста на части с опорой на картинный план. Пересказ текста на основе картинного плана | | |
9 | Лес осенью.А. Твардовский. В осеннем лесу. По В. Путилиной | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение прямого и переносного значения выражений с опорой на иллюстрации и на текст. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть. Объяснение слов и образных выражений с опорой на содержание текста и имеющиеся представления. Нахождение в тексте авторских сравнений, объяснение их смысла.Графическое рисование. Свободные высказывания на основе личного опыта | | |
10 | Славная осень!.. Н. Некрасов. Отчего Осень грустна. По Э. Шиму | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений; формулировка элементарных суждений об уместности их использования. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть .Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами текста | | |
11 | Осень.К. Бальмонт. Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Сравнение двух произведений, одинаковых по теме, но различных по настроению и эмоциональному отношению автора к описываемым картинам природы. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал | | |
12 | Холодная зимовка. По Н. Сладкову. Скучная картина!.. А. Плещеев | 1 | Узнавание и называние птиц, изображённых на иллюстрации. Подбор названий к предметным картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращённых к учителю. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинно-следственных связей. Объяснение отдельных выражений текста. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Сравнение двух произведений, близких, но не одинаковых по теме; формулировка элементарных суждений с подтверждением ответа строчками из стихотворения. Графическое рисование картин природы, изображённых в стихотворении. Заучивание наизусть | | |
13 | Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко. Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения. Объяснение образных выражений. Установление смысловых связей между мотивом и состоянием персонажа. Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Чтение по ролям. | | |
14 | Время листьям опадать... По Г. Граубину | 1 | Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный пересказ текста своими словами | | |
15 | Загадки. Обобщающий урок по разделу«Время листьям опадать» | 1 | Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. Нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета. Загадывание одноклассникам известных загадок по памяти; работа в парах и малой группе. Графическое иллюстрирование. Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Ориентировка в учебнике по оглавлению. Называние предметов, изображённых на картинке; отбор предметов по заданию. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; их элементарная оценка; формулировка доказательных суждений с опорой на текст. Понимание и объяснение пословиц; их соотнесение с содержанием прочитанных рассказов. Пересказ текста по опорным вопросам. Сопоставление по памяти содержания прочитанных произведений и иллюстративного материала. Выразительное чтение стихотворений наизусть | | |
Раздел «Делу -время, потехе - час» | 4ч. | | | |
16 | Пекла котка пирожки. Русская потешка. Сенокос. Чешская потешка | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть | | |
17 | Карусели. По Л. Пантелееву Прятки. По Н. Носову Проверка техники чтения за 1 четверть. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Продолжение рассказа по аналогии. Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на личный опыт и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение идеи (основной мысли) рассказа. Пересказ текста по картинному плану | | |
18 | Считалки. Жмурки. По М. Булатову | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказа по иллюстрации с опорой на личный опыт. Распределение ролей и работа в малых группах и парах при использовании считалки. Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на вопросы словами текста. Сравнение содержания отдельных частей текста; выявление в них сходства и различия. Составление свободных рассказов с опорой на текст и личный опыт | | |
19 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Понимание и объяснение (с помощью учителя) значения слов «потешки», «считалки», «загадки»; формулировка уточняющих вопросов, обращённых к учителю. Определение основных правил, используемых в играх (договор, распределение ролей). | | |
Раздел «В мире животных» | 6ч. | | | |
20 | Бодливая корова. По К. Ушинскому.Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 | Называние животных, изображённых на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на иллюстрацию. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Элементарная оценка поступков героев; выявление собственного отношения к поступку героя. Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство». Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки с опоройна картинный план | | |
21 | Пушок. По В. Гаранжину. Томка. По Е. Чарушину | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. Ответы на вопросы словами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Пересказ текста с опорой накартинный и словеснологический виды планов Сравнение черт характера отдельных персонажей. Выбор из текста примеров, подтверждающих оценку характера героя. Установление причинно-следственных связей между поступками героев | | |
22 | Охотник и собаки. По Б. Житкову. Чук заболел. По Л. Матвеевой | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в рассказе. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Объяснение новых слов и отдельных выражений с опорой на текст. Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера героев | | |
23 | Хитрыйбурундук. Г. Снегирёв.Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Выбор из двух предложенных заголовка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно-логический планы. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации | | |
24 | Гостья. По А. Дорохову.Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и событиям. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли) Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных | | |
25 | Лиса. По Ю. Дмитриеву.Загадки. Обобщающий урок по разделу | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Выявление нравственного смысла выражения «Человек и животные — друзья» с опорой на вопросы учителя, содержание прочитанных текстов, личный опыт. Узнавание животного на основе анализа загадок; воспроизведение по памяти и вопросам содержания прочитанных текстов об этом животном. Выражение собственного отношения к животным. Раскрытие смысла выражения «заботиться о животном». Воспроизведение содержания прочитанных текстов по опорным словам и иллюстрации. Составление рассказов о домашних питомцах | | |
| |
Раздел «Жизнь дана на добрые дела» | 4ч. | | | |
26 | Миша-мастер. Г Ладонщиков. Пичугин мост. По Е. Пермяку | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение собственного отношения к герою стихотворения. Формулировка элементарных умозаключений и выводов. Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. Уяснение нравственного смысла пословицы | | |
27 | Михаськин сад. В. Хомченко. Когда люди радуются. По С. Баруздину | 1 | Словесное рисование. Формулировка элементарных рассуждений; подтверждение их примерами из текста. Коллективное деление текста на части на основе готового плана. Пересказ текста по плану. Свободные высказывания на тему: «Как сделать наш двор (улицу, дом) лучше?» Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение образного выражения | | |
28 | Про каникулы и полезные дела.По Ю. Ермолаеву Котёнок. Е. Благинина | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух героев. Определение собственного отношения к героям и их поступкам. Определение (с помощью учителя) нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста.Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Нахождение в тексте слов, характеризующих разные состояния животного. Определение (с помощью учителя) нравственного смысла поступка героини. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение | | |
29 | Птичка.В. Голявкин. Обобщающий урок по разделу Проверка читательской грамотности за 1-полугодие | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение (с помощью учителя) нравственного смысла поступка героя. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Словесное рисование.Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Участие в обсуждении проблемной ситуации «Какой поступок мы добрым назовём?» с привлечением материала произведений, прочитанных на уроке и во внеурочное время, и с опорой на личный опыт. Сравнение произведений, близких по тематике, включённых в содержание раздела. Объяснение нравственного смысла пословиц о труде. Соотнесение пословиц с содержанием прочитанных произведений | | |
Раздел «Зима наступила» | 13ч | | | |
30 | Снег идёт. По Л. Воронковой Снегурочка. А. Слащёв | 1 | Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинноследственных связей между событиями рассказа. Графическое иллюстрирование. | | |
31 | Снегурочка. А. Слащёв | 1 | Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смыславыражения (выбор одного правильного ответа из двух предложенных одного заголовка,)Выбор двух предложенных одного заголовка , подходящего по смыслу к содержанию части. Рассказывание сказки по иллюстрациям и готовому словеснологическомуплану). | | |
32 | Зима. И. Суриков.Декабрь.С. Маршак | 1 | Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых автор создаёт образ зимнего леса. Выразительное чтение. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных выражений текста. Узнавание объектов по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть | | |
33 | Ёлка. По В. Сутееву | 2 | Пересказ отдельных частей текста с опорой на картинный и словесно-логический план. Нахождение ремарок автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи. Знакомство с книгами В. Сутеева (рассматривание обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг В. Сутеева в школьной библиотеке | | |
34 | Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной. Г де лежало «спасибо»? Р. Тимершин | 1 | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Ответы на вопросы словами из текста. Понимание мотивов поступков героев. Свободные высказывания о праздновании РождестваОбъяснение образных выражений. Понимание нравственного смысла поступка героя. Понимание нравственного смысла понятия «уважение к старшим» Выразительное чтение стихотворения синтонацией, соответствующей знакам препинания | | |
35 | На горке. По Н. Носову | 1 | Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на текст и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Пересказ рассказа по картинкам. Рекомендации по выбору книг Н. Носова в школьной библиотеке | | |
36 | Лисичка- сестричка и волк. Русская народная сказка | 1 | Объяснение слов и образных выражений с опорой на иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Определение основных черт характера героев. Рассказывание сказки по картинному плану. | | |
37 | Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский Зимняя сказка. П. Головкин | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Элементарная оценка характера главного героя. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Выразительное чтение слов главного героя Объяснение образных выражений текста. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Коллективное определение основной мысли сказки. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки по картинному плану | | |
38 | Митины друзья. Г. Скребицкий | 1 | Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к тексту и личный опыт. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение собственного отношения к поступкам главного героя. Элементарная оценка характера главного героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию | | |
39 | Снежная шапка. В. Бирюков Загадка.Е. БлагининаЗагадка.Е. Тараховская | 1 | Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в стихотворении и загадках. Выразительное чтение. Разгадывание загадок | | |
40 | В шубах и шапках. По А. ТумбасовуЗагадка. А. Рождественская | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, использованных в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных. Разгадывание загадки. | | |
41 | Не ветер бушует над бором.Н. Некрасов.Зимние приметы. По А. Спирину | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения. Словесное описание образа мороза- воеводы. Заучивание стихотворения наизусть.Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно-популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора | | |
42 | Находчивый медведь. По В. Бианки. Обобщающий урок по разделу | 1 | Установление причинно-следственных связей между поступками героя. Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование. Объяснение смысла выражения, использованного в тексте.Свободные высказывания о зимних праздниках на основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих признак и действие предмета, образных сравнений с использованием прочитанных произведений. Воспроизведение содержания сказок по опорным словам; серии сюжетных картинок; одной сюжетной картинке. Воспроизведение прочитанных произведений на одну из тем, относящихся к разделу (зимние забавы; жизнь животных в зимнее время года и т. д.). Объяснение смысла пословицы; сопоставление смысла пословицы с содержанием прочитанного рассказа; его пересказ | | |
Раздел «Веселые истории» | 4ч | | | |
43 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Однинеприятности. Г. Остер | 1 | Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстраций к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста.Выразительное чтение диалогов | | |
44 | Однажды утром. М. Пляцковский Почему комары кусаются.В. Бирюков | 1 | Определение отношения к поведению и поступкам главного героя. Словесное рисование. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Пересказ текста на основе готового плана. Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ | | |
45 | Вот какой рассеянный. С. Маршак Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Определение собственного эмоционального отношения к художественному образу главного героя.Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Установление мотивов поступков героев. Словесное рисование | | |
46 | Отвечайте, правда ли?Г. Чичинадзе. Обобщающий урок по разделу | 1 | Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Объяснение некоторых отрывков из стихотворения.Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о самостоятельно прочитанной книге. Рекомендации по внеклассному чтению стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» (рассматривание иллюстраций) | | |
Раздел «Полюбуйся, весна наступает...» | 6 ч. | | | |
47 | Март. В. Алфёров. Восьмое Марта. По М. Фроловой | 1 | Установление смысловых связей между отдельными предметами и объектами, изображёнными на иллюстрации. Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в стихотворении. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему. | | |
48 | Забота.Е. Благинина.Бабушкинавешалка.По А. Соколовскому | 1 | Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким»Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Понимание мотивов поступков героя. Выявление собственного отношения к поступку героя. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». Выбор одного заглавия к рассказу изнескольких предложенных. | | |
49 | Последняяльдина.По В. БианкиЗагадки (первые три). Весна.А. Плещеев.Проверка техники чтения. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения отдельных слов и смысла образных выражений с опорой на текст и имеющиеся представления. Установление причинно-следственных связей между названием текста и его содержанием. Нахождение и объяснение образных сравнений в текстах загадок.Заучивание стихотворения наизусть. | | |
50 | Скворцыприлетели. По А. БарковуЗагадка (последняя). Всему свой срок. По Э. Шиму. | 1 | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте рассказа образных сравнений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям. Свободные рассказы о весенних птицах.Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям | | |
51 | Полюбуйся, весна наступает.И. Никитин Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 | Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказов-описаний по иллюстрациям. Сравнение иллюстрации с картиной природы, представленной в тексте. Воссоздание звуков, запахов, цветовой гаммы весеннего леса. Свободные рассказы на тему «Ранняя весна»; обмен впечатлениями об увиденном, с опорой на вопросы учителя. | | |
52 | Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву. Обобщающий урок по разделу | 1 | Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных суждений и доказательств.Ориентировка в учебнике по оглавлению. Соотнесение названия раздела с текстом стихотворения, включённого в его содержание. Соотнесение текста прочитанных произведений с народными приметами. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Объяснение пословицы; соотнесение её смысла с содержанием одного из прочитанных рассказов. | | |
Раздел «В мире волшебной сказки» | 5ч. | | | |
53 | Хаврошечка. Русская народная сказка | 1 | Ответы на вопросы словами текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев. Определение основных черт героев с опорой на вопросы | | |
54 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение основных черт характера героев. Элементарная оценка поступков героев. Определение волшебного и реального в сказке. | | |
55 | У лукоморья дуб зелёный. А. Пушкин Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Словесное рисование. Составление рассказа по иллюстрации. Заучивание стихотворения наизусть. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Сравнение поступков героев. Сравнение основных черт характера героев. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словесно-логическому плану. | | |
56 | Горшочек каши. Братья Гримм. Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 | Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение волшебного и реального в сказке. Выборочный пересказ. Подбор отрывков из текста, соответствующих сюжетным картинкам. Установление причинно-следственных связей. Ответы на вопросы словами текста | | |
57 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Рассказывание прочитанных сказок по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Определение характеров героев прочитанных сказок. Определение собственного отношения к героям сказок и их поступкам. Обсуждение в парах (малых группах) отношения к героям и их поступкам. Чтение диалогов из сказок по ролям. Отчёт осказке, прочитанной во внеурочное время. Игра- викторина «В гостях у сказки». | | |
Раздел «Родная земля» | 5ч. | | | |
58 | Царь-колокол. М. Ильин.Город на Неве. С. Васильева | 1 | Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по её содержанию. Знание названия страны, в которой мы живём, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. Свободные высказывания на тему «Москва - столица нашей Родины» или «Кремль - сердце Москвы».Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстраций с отрывками из текста. Знание имени основателя Санкт-Петербурга и главных достопримечательностей города. | | |
59 | Где всего прекрасней на земле.Д. Павлычко Сочинение на тему. С. Вербова | 1 | Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения.Понимание нравственного смысла понятий «Родина» и «любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине. | | |
60 | Какое это слово? По Л. Кассилю. Главное Дело. По Б. Никольскому | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение нравственного смысла понятия «мир» и образного выражения «мирное небо»Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла понятия «защитник Родины» | | |
61 | Защита.А. Усачёв Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов «Родина», «Отчизна». Формулирование элементарных суждений и умозаключений.Ответы на вопросы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и текст рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения «защитник Родины». | | |
62 | День Победы. Т. Белозёров. Обобщающий урок по разделу. | 1 | Свободные рассказы о праздновании 9 Мая; значении этого праздника в жизни россиян. Воспроизведение содержания прочитанных текстов на основе вопросов. Формулирование элементарных суждений и умозаключений по содержанию прочитанного произведения с опорой на начало предложения. Объяснение смысла пословицы. Объяснение образного сравнения «Родина - мать» с опорой на тексты прочитанных произведений. Свободные рассказы о Родине, родном городе или селе, своих чувствах к месту, где родился и вырос; любви к своей семье, своим родителям, братьям и сёстрам | | |
Раздел «Лето пришло» | 6ч. | | | |
62 | Ливень. С. Козлов. Тучка. Г. Граубин | 1 | Рассматривание сюжетной картинки; определение её содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображённых на картинке. Установление причинно-следственных связей между событием, изображённым в сказке, и эмоциональным состоянием её персонажей. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей сказки. Выразительное чтение диалогов. Объяснение смысла образного выражения. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание наизусть. | | |
63 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. | | |
64 | Одуванчик. Е. Благинина. Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 | Нахождение в тексте определений, характеризующих описываемый в стихотворении цветок; объяснение их смысла. Осмысление художественного образа, созданного в стихотворении, на основе личного опыта. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста; объяснение отдельных выражений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Деление текста на части по предложенному плану. Полный подробный пересказ | | |
65 | Летний снег. А. Бродский После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 | Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение эмоциональногоотношения к явлению, описываемому в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению. | | |
66 | Хозяюшка.О. Тарнопольская. Летние приметы. По А. Спирину | 1 | Нахождение в тексте слов, характеризующих признаки предмета-отгадки. Формулирование элементарных умозаключений, связанных с объяснением названия текста («Почему так названа загадка?»). Сравнение сходных по содержанию текстов («Хозяюшка» О. Тарнопольской и «Ливень» С. Козлова).Объяснение значения слов «примета», «примечать». Соотнесение примет с поведением птиц в природе. | | |
67 | Обобщающий урок по разделу«Лето пришло». Проверка читательской грамотности. | 1 | Определение названия прочитанной сказки путем отгадывания загадки; воспроизведение текста сказки; графическое иллюстрирование. Объяснение слова «примета». Воспроизведение известных примет по памяти или с опорой на прочитанные тексты; объяснение значения примет в жизни человека. Определение названий стихотворений и их авторов по отрывкам. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам и опорным словам. Свободные рассказы на тему «Летние каникулы». | | |
Повторение изученного за год | 1ч | | | |
68 | Обобщающий урок за год | 1 | Определение названий стихотворений и их авторов по отрывкам. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам и опорным словам. Свободный рассказ на тему «Летние каникулы». | | |