ГБПОУ КК ЕПК
Предметно-развивающая среда
Краскина И.Р.
Ш-41
Цель: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, способной к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая его духовного развития.
Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности школьника и становится основой для его самостоятельной активности.
Принципы конструирования предметно-развивающей среды
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип динамичности развивающей среды.
- Принцип гибкого зонирования.
- Принцип эмоциональной комфортности.
Санитарно-гигиеническая
Творческая
Предметно-развивающая среда класса делится на зоны
Зеленый уголок
Информаци онная
Учебная
Предметная
Игровая
Учебная зона
Цель: мотивация учебной деятельности и развития познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения.
В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видеомагнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии.
Информационная зона
- Для родителей
- О здоровом образе жизни
- О правилах дорожного движения
- Об основе безопасности жизнедеятельности
- О данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.)
- Символика страны, области, района
Зеленый уголок
Цель: формирование практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.
Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.).
Предметная зона
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность.
Творческая зона
Цель: развитие творческих способностей учащихся, фантазии, креативного мышления и воображения.
Творческая зона должна содержать: многообразие канцелярии для развития творческих способностей детей. Предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремесел, игра на музыкальных инструментах).
Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков.
Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.
Игровая зона
Цель: удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности; способствование рационального использование свободного времени.
В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.
Санитарно-гигиеническая зона
Цель: формирование общей культуры; развитие навыков самообслуживания; развитие мотивации к взаимопомощи.
Санитарно-гигиеническая зона должна содержать:
- раковину для мытья рук
- санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло)
- туалетная бумага
- Полотенце
- предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.)
- место для питья детей.
При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны следующие требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 -70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов -120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
Требования к воздушно-тепловому режиму
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°С. Учебные помещения проветриваются во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°С при их обычном остеклении и 19 - 21 °С - при ленточном остеклении;
Требования к естественному освещению
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
Требования к искуственному освещению
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Цвет красок
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Спасибо за внимание!