ПРОТОКОЛ
проведения занятия в рамках месячника психологического здоровья
Автор: Кокшенева
Любовь Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
МКУ «Центр семейного устройства»
Г. Алдан САХА (Якутия)
ПРОТОКОЛ
проведения занятия в рамках месячника психологического здоровья
Тема: «Кукла Славутница»
Дата проведения: 29.03.2018г.
Условия проведения: занятие продолжительностью час.
Количество участников: воспитанницы группы «Дружная»
Место проведения: медиацентр
Организаторы: педагог – психолог Комысева А.С. педагог ДО Кокшенева Л.Е.
Цель: усвоения нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры через создание куклы-оберега.
Задачи
проведения занятия в рамках месячника психологического здоровья
помочь ликвидировать болезненные переживания;
укрепить психическое здоровье;
улучшить социальную адаптацию;
развить самосознание;
разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, это лечение с помощью кукол.
Куклотерапия относится к частному разделу арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.
Метод куклотерапии один из способов нравственного воспитания детей. У детей воспитывающихся в государственных учреждениях наблюдается искаженное представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме, нравственности и гуманности. Именно поэтому, перед каждым педагогом необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания.
Основные задачи нравственного воспитания включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств, как; добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, у него не возникает проблем в общении с окружающими и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.
В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Считается, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.
«Оживляя» куклу, ребёнок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, «жизнь», слова, поведение, здоровье; учится находить адекватное, вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Игра с куклой - мир реальности, в котором живет и развивается ребёнок. В игровой, неформальной обстановке лучше усваиваются не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя дети начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка.
Игровая кукла – это часть культурного наследия России. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».
Психолог: сегодня я предлагаю вам создать куклу «Славутницу», которая относится к славянским куклам оберегам. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Сам процесс изготовления куклы носит терапевтический эффект. Работа с куклами всегда увлекательна, она сама по себе создает позитив и хорошее настроение, а какое удовольствие получаешь, рассматривая когда-то сделанную тобой куклу, общаясь с ней, вспоминая свои мысли во время процесса ее создания, мечтая и фантазируя вновь. С куклами отдыхаешь душой, ведь вся доброта, любовь и радость, в них вложенная - возвращается, упорядочивая раздерганные за время общения с людьми мысли и чувства.
Любовь Евгеньевна покажет вам, как правильно сделать такую куколку, а пока вы будете её создавать, я расскажу вам, почему эту куклу так назвали, какое значение она имеет, и какие правила следует соблюдать при общении с обережными куклами.
Славутностью обозначали все то, что должна представлять собой девушка в соответствии с требованиями общественности к ней, как будущей жены, матери, невестки. Это включает в себя целый спектр данных, начиная от красоты облика, заканчивая умением ладить с людьми и принимать верные решения. Кукла Славутница — это гимн Женщине! Славутница уверенна в себе, она знает свою силу и умеет ею управлять, она подвижна и весела и дарит это окружающим. Кукла Славутница помогает увидеть себя настоящую, какой хочется быть на самом деле. Зачастую мы не ценим себя. В кукле девушка стремилась показать Свое видение красоты, свое видение сексуальности, какой славы ей бы хотелось. Одевали Славутницу как душа просит, используя много красного цвета. И сегодня, делая куклу Славутницу, можно не ограничиваться какими-то рамками, ведь вы делаете куклу для себя, вернее — вы делаете Себя. Славутница — девушка, поэтому голова не покрыта. Рукава в пол, черпает силу от земли. У Славутницы пока еще нет своего хозяйства, поэтому руки у нее связаны, она еще не хозяйка. Славутница развита по всем областям и соответственно готова к созданию семьи и продолжению рода.
При общении с обережными куклами очень важно соблюдать определённые правила, дабы кукла работала в полной мере и не навредила своей хозяйке и дому, в котором находится.
Наличие элементов лица:
– ограничивает возможности куклы;
– от неё исходит опасность того, что кукла обретет характер, заживёт своей жизнью, и может начать пакостить.
К телу куклы не должен прикасаться металл: ножницы, игла. Иначе кукла травмируется, потеряет силу и может обидеться.
Куклам не даётся имя, кроме некоторых случаев. По той же причине, что и не делается лицо. Обращаться к кукле следует, по её названию (например, Спиридон, Крупеничка).
Куклам нужно отдыхать. Для этого их надо убирать в ящичек, сундучок или на полку. Вы сможете это понять, прислушавшись к своим внутренним ощущениям от куклы.
Следует понимать, что кукла не является панацеей от любых бед и проблем. Она ваша верная помощница, создаёт для вас благоприятные условия, но выполнить за вас всю работу не сможет.
С куклой время от времени нужно разговаривать (можно про себя). С куклой нужно общаться не только, чтобы попросить о чём-то, но и поблагодарить или просто о чём-то рассказать.
Со временем куклы отживают своё, умирают. Понять это вы сможете также по своим ощущениям. После этого их нужно секуляризировать *.
Если с куклой что-то произошло, это значит, что она взяла на себя удар вместо вас. В этом случае её тоже нужно секуляризировать (снятие магических свойств с предмета).
Обережных кукол стирать нельзя.
Куклу ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с мусором!
Если кукла потерялась, то мысленно обратитесь к ней со словами: «Благодарю тебя за службу». Также мысленно поблагодарите ее за то, что она верой и правдой вам прослужила, и скажите, что вы её отпускаете с Богом.
Для кукол/оберегов секуляризация делается так:
1. Взять куклу/оберег в руку;
2. Произнести фразу «Ты – больше не кукла/оберег, ты набор тряпочек, ниток, пряжи, лыка (в зависимости от материалов)», при этом как бы смахивая с неё пыль другой рукой;
3. Отдать куклу стихиям (сжечь или закопать, или пустить по реке).
А ещё при изготовлении кукол хорошо бы спрятать волосы под косынку, чтобы в кукле случайно не оказалось ваших волос. Крутить куколку лучше на коленях, а не на столе.
И ещё: самую первую обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать нельзя – плохая примета.
Педагог-психолог__________/А.С.Комысева/
Педагог доп.образования _________/Л.Е.Кокшенева