СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы по теме "Краеведение и художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Краеведение и художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания" представляет собой анализ внеклассной работы по данному направлению

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по теме "Краеведение и художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания"»

Тарасова Ирина Викторовна,

учитель 1 квалификационной

категории, МОБУ Лицей

города Зеи Амурской области

Раздел: внеклассная работа

Форма: представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся

Краеведение и художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания


Нравственно-патриотическое воспитание, к сожалению, не является приоритетным направлением школьного образования. Но оно необходимо для воспитания человека-гражданина, углубления знаний о большой и малой родине, развития чувства причастности к событиям истории.

Всё в жизни начинается с малого: из зёрнышка вырастает спелый колос, а из ребёнка – гражданин страны.. Поэтому прививать любовь к Родине тоже следует начинать с малого – с любви к родному краю. Дети должны понимать, что каждый человек, независимо от возраста, часть своего народа. Что его жизнь – это продолжение жизни предыдущих поколений. И от него зависит, какое будущее будет у его страны и родного края. Поэтому в качестве средства для воспитания нравственности и патриотизма мы выбрали краеведческую работу и художественное слово.

Музей в нашей школе работает с 1991 года, а с 2001 года кружок художественного чтения «Живое слово». Объединив эти формы работы, получили возможность не только расширять кругозор детей, но и влиять на их эмоциональную сферу, то есть более качественно и интересно проводить мероприятия. Живое звучащее слово тревожит душу, вызывает эмоциональный отклик и является оружием в борьбе с безразличием.

Традиционно в октябре проводится День памяти Эрны Петровны Лакстигал. Имя её присвоено нашему Лицею, и каждый ученик с гордостью носит звание лакстигаловец. С утра в этот день у портрета Эрны Петровны стоит пост №1, а после уроков проходит литературное мероприятие: устный журнал, литературная гостиная, литературно-музыкальный салон или конкурс чтецов. Так как при жизни любимой учительницы ребята часто дарили ей изображения парусников, в школе с 2001 года появилась новая традиция: ежегодно проводить конкурс «Чтец года» и в качестве переходящего приза вручать победителям переходящий приз – парусник. Дети с удовольствием читают стихи и прозу, среди них даже есть победители городских и областных конкурсов.

Уже не первый год 9 декабря проводится День памяти Бориса Евгеньевича Смирнова, имя которого носит зейская больница. Он проходит в форме профориентационной встречи с представителями зейского медицинского училища и медицинскими работниками. Ребята из первых уст узнают о жизни и деятельности замечательного человека, фронтовика, нашего земляка.

Чтобы донести краеведческую информации до большего числа учащихся, создана лекторская группа. Ребята идут на классные часы и рассказывают об истории нашего города и жизни замечательных земляков.

Нравятся детям встречи с интересными людьми. Они обогащают знаниями о малой родине и воспитывают высокие нравственные качества. Так литературная гостиная, посвящённая творчеству самобытного писателя Николая Абоимова, познакомила ребят с традициями и бытом эвенков, коренного населения Зейского района, и заставила задуматься над экологическими проблемами современности.

Литературные гостиные на краеведческом материале доставляют не только удовольствие, но и знакомят с историей большой и малой родины, воспитывают чувство причастности в значимым событиям. Так литературно-музыкальный салон «Энергия распахнутого сердца» не только позволил услышать выразительное чтение стихотворений о Зее, но и познакомил с историей развития города и строительства ГЭС. Говоря о Великой Отечественной войне, дети вспоминают своих земляков и родственников. Это даёт мощный стимул для воспитания патриотизма и нравственности.

Пополнению фондов музея служит поисковая работа. Это позволяет готовить материал на городские и областные конференции, а затем использовать их во внеклассной работе. Так в 2016 году в областном конкурсе «Музей года» работа ученицы 8 класса заняла 1 место, и теперь используется на музейных уроках. А переписка с нашим земляком Арнольдом Семёновичем Завьяловым послужила основой для исследовательских работ «История площади Коммунаров» и «Японская интервенция». Благодаря этому дети узнали, что на Площади Коммунаров есть братская могила, о которой помнят немногие. Узнали, имена каких партизан носят улицы нашего города. Для некоторых ребят это оказалось откровением и гордостью, потому что их предки имели непосредственное отношение к этим событиям.

Наши дети – будущие граждане страны. И когда видишь их заинтересованные лица, понимаешь: работаешь не зря. Это даёт дополнительный стимул для продолжения краеведческой работы и воспитания подрастающего поколения.

Тарасова Ирина Викторовна, учитель 1 квалификационной категории