Преемственность в работе учреждения дошкольного образования, школы и семьи по формированию элементарных математических представлений у детей
Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений у детей.
Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семьи.
Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и школы по формированию элементарных математических представлений у детей
Преемственность заключается в установлении взаимосвязи задач, содержания, форм и методов обучения математике детей в школе и учреждении дошкольного образования. С одной стороны необходим учет в учреждении дошкольного образования всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития элементарных математических представлений и умений детей.
Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:
в основе обеих программ лежит теория множеств,
еще в учреждении дошкольного образования дети овладевают математическим языком, что является опорой для будущего обучения,
в дошкольном учреждении у детей формируются представления о некоторых математических понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,
в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках того же содержания, что и в дошкольном учреждении: сравнение предметов и множеств предметов, пространственные и временные представления, однозначные числа, двузначные числа до 20. В первом классе представления детей расширяются, умения совершенствуются.
Однако, в содержании программ имеет место факт нарушения преемственности.
Так, например, полученные детьми в старшем дошкольном возрасте представления о некоторых плоских (ромб, трапеция) и объемных фигурах даже не повторяются, нет продолжения решения такой сложной программной задачи, как трансформация 3-хмерного пространства в 2-хмерное.
Преемственность детского сада и школы проявляется также и в методах обучения.
По-прежнему основное место занимают практические методы, ведущим из которых является игра.
Первоклассникам дается больше самостоятельности при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы.
В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры).
Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошкольном возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны).
Методы дедукции также используются в элементарной форме для доказательства некоторых умозаключений, необходимо детям чаще задавать вопросы: почему? Как ты узнал? Объясни?
Использование этих методов позволяет развивать мышление детей и обеспечивает преемственность между математической подготовкой детей в детском саду и 1 классе.
Преемственность детского сада и школы существует также и в формах обучения:
В 1-м классе уроки по математике проводятся в игровой форме по 35 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преемственность в формах обучения, воспитателю рекомендуют провести в старшей группе несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 25 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).
На занятиях по формированию элементарных математических представлений в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.
Обеспечение высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество усвоения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, особенно в старшем дошкольном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использовать их в новых ситуациях.
2. Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семьи
Добиться эффективного результата в развитии ребенка можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами образования сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Учреждение дошкольного образования осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
Формы совместной работы учреждения дошкольного образования и семьи по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей:
доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
выставки наглядных пособий с описанием их использования;
выставки детских работ и фотографий;
открытые занятия по образовательной области «Элементарные математические представления»;
групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;
информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;
и др.
Содержание информационных стендов для родителей:
возрастные особенности детей;
какие представления и умения формируются у ребенка в образовательной области «Элементарные математические представления»;
чему ребенок учится сейчас на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»;
основные методы и приемы формирования элементарных математических представлений детей данного возраста;
от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;
возможности применения имеющихся элементарных математических представлений и умений в быту;
использование математических игр в семейном кругу;
список рекомендуемой литературы по формированию элементарных математических представлений и умений детей;
и др.
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из учреждения дошкольного образования, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными. Можно показать индивидуальную тетрадь по математике, изделие ребенка, выполненную им работу и т. п.
В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по математическому развитию детей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эффективнее формировать у ребенка представления о количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математическое мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.
Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.
Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка детей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообщения по вопросам: «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.
4