СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразование и аккумулирование тепловой энергии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преобразование и аккумулирование тепловой энергии»

Преобразование и аккумулирование тепловой энергии

6 класс


Учитель: Панфилова Ольга Владимировна

Коммуникативные: диалог, монолог, организация

Тип урока: изучение новой темы

Задачи урока:

- формировать понятия: производство, преобразование, распределение, накопление и передача

энергии;

- актуализировать сведения из личного опыта;

- развивать логическое мышление;

- формировать навыки работы с информацией;

- уметь работать в группах и индивидуально.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- способность к волевому усилию;

- умение кратко формулировать мысль;

- умение приводить примеры из личного опыта;

- развитие самооценки.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других;

- умение грамотно и полно отвечать на вопросы, вести диалог.

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу.


Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Преобразование тепловой энергии в механическую, электрическую, энергию химических связей.

  2. Способы передачи тепловой энергии.

  3. Способы аккумулирования тепловой энергии.


Излучение – процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц.

Конвекция – это вид теплообмена, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками.

Теплопроводность – это способность материальных тел проводить энергию (теплоту) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела путём хаотического движения частиц тела.

Сосуд Дьюара – это сосуд, предназначенный для длительного хранения веществ при повышенной или пониженной температуре. Постоянная температура поддерживается за счет хорошей теплоизоляции и/или процессов в хранимом веществе (например, кипение).

Термос – вид бытовой теплоизоляционной посуды, разновидность сосуда Дьюара, используемый для продолжительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания, по сравнению с температурой окружающей среды.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тепловую энергию можно не только получать, но и аккумулировать и преобразовывать в другие виды энергии: электрическую, механическую и энергию химических связей. Сама тепловая энергия также может преобразовываться. Такие процессы применяются в работе холодильников и систем охлаждения. Благодаря преобразованию тепловой энергии в энергию движения – кинетическую энергию – движутся автомобили. Техническое устройство, осуществляющее это преобразование энергии, называется двигателем внутреннего сгорания. Реактивный двигатель, благодаря которому стал возможен полет ракет, также преобразует тепловую энергию в кинетическую, при работе паровой турбины на ТЭС тепловая энергия пара преобразуется в кинетическую энергию вращения турбины, а затем и в электрическую энергию.

Существует несколько способов передачи тепловой энергии. При контакте двух тел разной температуры тепловая энергия передается за счёт теплопроводности. В воздухе или воде тепловая энергия может передаваться путем конвекции. А тепловая энергия Солнца доходит до нас с помощью излучения.

Для накопления тепловой энергии применяют специальные устройства. Они должны быть изолированы от внешней среды. Это возможно, если поместить тело в пустоту или вакуум. Для того, чтобы уменьшить потерю тепловой энергии был изобретён сосуд Дьюара (современный его аналог – термос). Для уменьшения потерь тепловой энергии также применяют утеплители.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите цветом правильные варианты ответов. Тепловую энергию можно преобразовать в другие виды энергии:

Варианты ответа:

магнитную

механическую

электрическую

биологическую

энергию химических связей

Правильный вариант ответа:

механическую

электрическую

энергию химических связей

Задание 2. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Передача тепла от холодного тела к горячему в природе________. Однако при определённых условия можно не только производить тепло, но забирать его, ______ предметы и тела.

Варианты ответа:

возможна/невозможна

охлаждая /нагревая /продувая

Правильный вариант ответа:

Передача тепла от холодного тела к горячему в природе невозможна. Однако при определённых условия можно не только производить тепло, но забирать его, охлаждая предметы и тела.