СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть полезна для учителей начальных классов, школьных библиотекарей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"»

   Эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения  у младших школьников Куженова Т.Н. Педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №10» г. Ангарск 2021г.

Эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

Куженова Т.Н. Педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №10»

г. Ангарск

2021г.

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения *АНАЛИЗИРУЕТ заголовок ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ * НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова *ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий *СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом * ВКЛЮЧАЕТ воображение

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения

*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок

ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова

*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий

*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом

* ВКЛЮЧАЕТ воображение

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной , смысловой и идейной сторон произведения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения,

при котором достигается понимание

информационной , смысловой и идейной сторон

произведения.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали  и практически осмыслить извлеченную информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно

и полно понять содержание текста, уловить все детали

и практически осмыслить извлеченную информацию.

Чтение является сложным процессом, который включает в себя:  Смысловая сторона Техническая сторона способ чтения, темп чтения, правильность, выразительность понимание содержания и смысла прочитанного

Чтение является сложным процессом, который включает в себя:

Смысловая

сторона

Техническая

сторона

способ чтения,

темп чтения,

правильность,

выразительность

понимание

содержания

и смысла

прочитанного

Работа с текстом может проводиться :  на уроках русского языка  на уроках математики  на уроках изобразительного искусства  на уроках окружающего мира на уроках литературного чтения  на уроках технологии

Работа с текстом может проводиться :

  • на уроках русского языка
  • на уроках математики
  • на уроках изобразительного искусства
  • на уроках окружающего мира
  • на уроках литературного чтения
  • на уроках технологии

Существует много причин,  тормозящих технику чтения .   Среди них : Природный темп деятельности Регрессии Отсутствие антиципации Нарушения артикуляции Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень развития памяти

Существует много причин, тормозящих технику чтения . Среди них :

  • Природный темп деятельности
  • Регрессии
  • Отсутствие антиципации
  • Нарушения артикуляции
  • Малое поле зрения
  • Уровень организации внимания
  • Уровень развития памяти

Природный темп деятельности «Многократное прочтение» Ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

Природный темп деятельности

«Многократное прочтение»

Ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

Регрессии Регрессии (возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста)нарушают правильность чтения. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой : козы – косы   трава – травы ветер – вечер  взбежал – вбежал Найди лишнее слово:  шляпа шляпа шляпы шляпа стол столб стол стол Чтение цепочек слов, близких графическому облику : вслух – глух – слух вьют – вьюн – вьюга

Регрессии

Регрессии (возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста)нарушают правильность чтения.

Чтение пар слов, отличающихся одной буквой :

козы – косы трава – травы

ветер – вечер взбежал – вбежал

Найди лишнее слово:

шляпа шляпа шляпы шляпа

стол столб стол стол

Чтение цепочек слов, близких графическому облику :

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации «Доскажи строчку». Ло – ло – ло – как на улице … (светло) Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул) Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не … (любила). .

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

«Доскажи строчку».

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

.

Упражнения для работы над артикуляцией Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ... С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш... Чтение чистоговорок» . \ Жа - жа - жа — есть иголки у ежа. Ло - ло - ло — на улице тепло. Чтение скороговорок. Утром присев на пригорке, Учат сороки скороговорки.

Упражнения для работы над артикуляцией

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Чтение чистоговорок» .

\ Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

Чтение скороговорок.

Утром присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Упражнения, помогающие расширить поле зрения … Чтение первого и последнего слогов на строке.  Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос ,  по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал  от жаднос ти …

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Чтение первого и последнего слогов на строке.

Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал от жаднос ти

Уровень организации внимания « Найди среди букв слова и подчеркни их». Оа солнце тиоь стол пои Кино ыаел муха орлф сыр опр мама рп машина  «Раздели предложения на слова» СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯБУДЕМ ЗНАКОМИТЬСЯСПРОИЗВЕДЕНИЯМИ АГНИИЛЬВОВНЫБАРТО

Уровень организации внимания

« Найди среди букв слова и подчеркни их».

Оа солнце тиоь стол пои

Кино ыаел муха орлф сыр опр мама

рп машина

«Раздели предложения на слова»

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯБУДЕМ

ЗНАКОМИТЬСЯСПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

АГНИИЛЬВОВНЫБАРТО

Вывод: Использование данных приёмов способствует совершенствованию техники чтения, а значит, ребёнок имеет возможность лучше понять содержание и смысл прочитанного .

Вывод:

Использование данных приёмов способствует совершенствованию техники чтения, а значит, ребёнок имеет возможность лучше понять содержание и смысл прочитанного .

Приемы работы с текстом До чтения текста После чтения текста Цель: Осмысление прочитанного текста Цель: Подготовка к восприятию текста Во время чтения текста Цель : Восприятие текста

Приемы работы с текстом

До чтения текста

После чтения текста

Цель: Осмысление прочитанного текста

Цель: Подготовка к восприятию текста

Во время чтения текста

Цель : Восприятие текста

 1 этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовый этап)  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).  Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1 этап.

Работа с текстом до чтения (предтекстовый этап)

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Зашумлённый текст  У Юры была юла. Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, - просит Юля.  Будем вместе играть, - сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю…»

Зашумлённый текст

У Юры была юла.

  • Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, - просит Юля.
  • Будем вместе играть, - сказал Юра.

Запела юла: «Ю-ю-ю…»

Мы любим ходить в школьную библиотеку. Там читают книги и журналы. А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку. Чтение текста через «решетку»

Мы любим ходить в школьную библиотеку. Там читают книги и журналы. А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.

Чтение текста через «решетку»

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

   2 этап  Работа с текстом во время чтения (текстовый этап)     1 . Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).   2. Перечитывание текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  3. Беседа по содержанию текста.  Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.  Обращение (в случае нео бходимости) к отдельным фрагментам текста.  4. Выразительное чтение.

2 этап Работа с текстом во время чтения (текстовый этап)

1 . Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста ( Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае нео бходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.  1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.  

Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 

Составь по рисункам математический рассказ   Что нужно изменить в математическом рассказе, чтобы он стал задачей? ? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? Выполнить решение!

Составь по рисункам математический рассказ

Что нужно изменить в математическом рассказе, чтобы он стал задачей?

?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Выполнить решение!

 3 этап.  Работа с текстом после чтения (послетекстовый этап)  1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками .  3. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания , художествен ной

3 этап. Работа с текстом после чтения

(послетекстовый этап)

1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками .

3. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания , художествен ной

Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

Задачи на движение Расстояние Время Скорость S=V*t t=S:V V=S:t V=8 км / ч t= 5ч ?

Задачи на движение

Расстояние

Время

Скорость

S=V*t

t=S:V

V=S:t

V=8 км / ч

t=

?

Прием составления вопросов к задаче  Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?  - О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись? - Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? - Что узнаем первым действием? (скорость мотоциклиста ) - Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся? - Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти cкорость (V)? Какие формулы можно составить для этих величин?

Прием составления вопросов к задаче

Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?

  • - О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись?
  • - Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
  • - Что узнаем первым действием? (скорость мотоциклиста )
  • - Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся?
  • - Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти cкорость (V)?
  • Какие формулы можно составить для этих величин?

Интеллект-карта (меньше слов, больше символов)

Интеллект-карта

(меньше слов, больше символов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

В помощь учителю

В помощь учителю

В помощь учителю

В помощь учителю