Эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников
Куженова Т.Н. Педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №10»
г. Ангарск
2021г.
*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения
*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова
*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий
*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом
* ВКЛЮЧАЕТ воображение
Смысловое чтение – это такое качество чтения,
при котором достигается понимание
информационной , смысловой и идейной сторон
произведения.
Цель смыслового чтения – максимально точно
и полно понять содержание текста, уловить все детали
и практически осмыслить извлеченную информацию.
Чтение является сложным процессом, который включает в себя:
Смысловая
сторона
Техническая
сторона
способ чтения,
темп чтения,
правильность,
выразительность
понимание
содержания
и смысла
прочитанного
Работа с текстом может проводиться :
- на уроках русского языка
- на уроках математики
- на уроках изобразительного искусства
- на уроках окружающего мира
- на уроках литературного чтения
- на уроках технологии
Существует много причин, тормозящих технику чтения . Среди них :
- Природный темп деятельности
- Регрессии
- Отсутствие антиципации
- Нарушения артикуляции
- Малое поле зрения
- Уровень организации внимания
- Уровень развития памяти
Природный темп деятельности
«Многократное прочтение»
Ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
Регрессии
Регрессии (возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста)нарушают правильность чтения.
Чтение пар слов, отличающихся одной буквой :
козы – косы трава – травы
ветер – вечер взбежал – вбежал
Найди лишнее слово:
шляпа шляпа шляпы шляпа
стол столб стол стол
Чтение цепочек слов, близких графическому облику :
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
«Доскажи строчку».
Ло – ло – ло – как на улице … (светло)
Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … (любила).
.
Упражнения для работы над артикуляцией
Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...
з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...
Чтение чистоговорок» .
\ Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло — на улице тепло.
Чтение скороговорок.
Утром присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения
… Чтение первого и последнего слогов на строке.
Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал от жаднос ти …
Уровень организации внимания
« Найди среди букв слова и подчеркни их».
Оа солнце тиоь стол пои
Кино ыаел муха орлф сыр опр мама
рп машина
«Раздели предложения на слова»
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯБУДЕМ
ЗНАКОМИТЬСЯСПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
АГНИИЛЬВОВНЫБАРТО
Вывод:
Использование данных приёмов способствует совершенствованию техники чтения, а значит, ребёнок имеет возможность лучше понять содержание и смысл прочитанного .
Приемы работы с текстом
До чтения текста
После чтения текста
Цель: Осмысление прочитанного текста
Цель: Подготовка к восприятию текста
Во время чтения текста
Цель : Восприятие текста
1 этап.
Работа с текстом до чтения (предтекстовый этап)
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Зашумлённый текст
У Юры была юла.
- Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, - просит Юля.
- Будем вместе играть, - сказал Юра.
Запела юла: «Ю-ю-ю…»
Мы любим ходить в школьную библиотеку. Там читают книги и журналы. А сегодня здесь конкурс на лучшую загадку.
Чтение текста через «решетку»
Ассоциативный куст
- Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
- Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
- Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
2 этап Работа с текстом во время чтения (текстовый этап)
1 . Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста ( Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае нео бходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Составь по рисункам математический рассказ
Что нужно изменить в математическом рассказе, чтобы он стал задачей?
?
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
Выполнить решение!
3 этап. Работа с текстом после чтения
(послетекстовый этап)
1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками .
3. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания , художествен ной
Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.
Задачи на движение
Расстояние
Время
Скорость
S=V*t
t=S:V
V=S:t
V=8 км / ч
t= 5ч
?
Прием составления вопросов к задаче
Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?
- - О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись?
- - Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
- - Что узнаем первым действием? (скорость мотоциклиста )
- - Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся?
- - Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти cкорость (V)?
- Какие формулы можно составить для этих величин?
Интеллект-карта
(меньше слов, больше символов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.
В помощь учителю
В помощь учителю