СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Экологическое состояние реки Хворостань"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация: Экологическое состояние реки Хворостань"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Экологическое состояние реки Хворостань"»

VI I Международный конкурс творческих работ «Химия и биология - основы жизни»  Экологическое  состояние реки Хворостань  Выполнили: учащаеся 9-10 классов МКОУ «Бодеевская СОШ» Лискинского района Воронежской области  Серикова Елизавета Синепупова Карина

VI I Международный конкурс творческих работ

«Химия и биология - основы жизни»

Экологическое

состояние реки

Хворостань

Выполнили:

учащаеся 9-10 классов МКОУ «Бодеевская СОШ» Лискинского района

Воронежской области

Серикова Елизавета

Синепупова Карина

Актуальность работы.   Вода – источник жизни для людей, она необходима для поддержания жизни всех экосистем планеты. Вода необходима для жизни, как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Заменить ее чем либо другим нельзя. Малые реки являются внутренними ресурсами и связаны со всеми компонентами природы. Но у малых рек - свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются леса, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены “глухими” плотинами русла. Всё это ведёт к укорачиванию, обмелению и даже к исчезновению многих сотен малых водотоков. В результате этого многие малые реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении их природных комплексов. Одной из таких рек – является река Хворостань.

Актуальность работы.

Вода – источник жизни для людей, она необходима для поддержания жизни всех экосистем планеты. Вода необходима для жизни, как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Заменить ее чем либо другим нельзя. Малые реки являются внутренними ресурсами и связаны со всеми компонентами природы. Но у малых рек - свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются леса, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены “глухими” плотинами русла. Всё это ведёт к укорачиванию, обмелению и даже к исчезновению многих сотен малых водотоков. В результате этого многие малые реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении их природных комплексов. Одной из таких рек – является река Хворостань.

Цель исследовательской работы:  выявить причины загрязнения и обмеления реки Хворостань . Задачи работы: 1.Составить географическую характеристику озера. 2. Исследовать качество воды. 3. Изучить флору и фауну реки. 4. Дать оценку экологического состояния реки. 5. Предложить рекомендации по улучшению экологического состояния исследуемой реки. Объект: река Хворостань Предмет: качественный состав воды в реке Хворостань, Гипотеза: является ли практическая деятельность человека причиной загрязнения и обмеления реки Хворостань.

Цель исследовательской работы:

выявить причины загрязнения и обмеления реки Хворостань .

Задачи работы:

  • 1.Составить географическую характеристику озера.
  • 2. Исследовать качество воды.
  • 3. Изучить флору и фауну реки.
  • 4. Дать оценку экологического состояния реки.
  • 5. Предложить рекомендации по улучшению экологического состояния исследуемой реки.

Объект: река Хворостань

Предмет: качественный состав воды в реке Хворостань,

Гипотеза: является ли практическая деятельность человека причиной загрязнения и обмеления реки Хворостань.

 Физико-географическое положение реки Хворостань Название речки Хворостань возникло от греческого слова

Физико-географическое положение реки Хворостань

Название речки Хворостань возникло от греческого слова "форос", что означает «торг». Хворостань - левый маловодный приток Дона. Длина - 79 километров, площадь водосбора - 1 080 км 2 . Бассейн Хворостани расположен на Окско-Донской равнине. Ее склоны асимметричны: левый склон более пологий, чем правый.

Хворостань течет преимущественно в направлении с северо-востока на юго-запад. Уровень характеризуется высоким весенним половодьем и низкой летней меженью

Морфометрическая характеристика Долина р. Хворостань имеет в верховье ширину 1,2 км, а максимальная ширина - 3,5-4 км. Пойма реки покрыта аллювиальными отложениями, ширина - от 0,8км до 2,5км. Русло имеет ширину от 1-1,5 до 50- 60 м. Скорость течения – 0.2м/с. Полноводность реки определили по формуле p=mnav, где m-глубина, n-ее ширина, v-скорость течения (20 см/с), а-коэффициент (а=0,85). p=32см*610см*20см/с*0,85=331840см/с .

Морфометрическая характеристика

Долина р. Хворостань имеет в верховье ширину 1,2 км, а максимальная ширина - 3,5-4 км. Пойма реки покрыта аллювиальными отложениями, ширина - от 0,8км до 2,5км. Русло имеет ширину от 1-1,5 до 50- 60 м. Скорость течения – 0.2м/с.

Полноводность реки определили по формуле p=mnav,

где m-глубина, n-ее ширина, v-скорость течения (20 см/с), а-коэффициент (а=0,85).

p=32см*610см*20см/с*0,85=331840см/с .

Органолептические свойства воды ( интенсивность запаха; характер запаха; цветность; мутность) Вода в реке Хворостань имеет болотный запас-2б; желтовато-зеленого цвета, малопрозрачная, мутность составляет 9мл/л.  Вывод:  органолептические характеристики воды неудовлетворительны, что косвенно свидетельствует о загрязнении воды; недостаточная прозрачность воды приводит к слабой фотосинтезирующей прозрачности воды в реке, наличие запаха; желтовато-зеленый цвет речной воды указывает на присутствие солей органических кислот, находящихся в иле .

Органолептические свойства воды

( интенсивность запаха; характер запаха; цветность; мутность)

Вода в реке Хворостань имеет болотный запас-2б; желтовато-зеленого цвета, малопрозрачная, мутность составляет 9мл/л.

Вывод: органолептические характеристики воды неудовлетворительны, что косвенно свидетельствует о загрязнении воды; недостаточная прозрачность воды приводит к слабой фотосинтезирующей прозрачности воды в реке, наличие запаха; желтовато-зеленый цвет речной воды указывает на присутствие солей органических кислот, находящихся в иле .

Химические свойства воды Нитрат  ион сульфат-ион 11-12 карбонат-ион - - хлорид-ион магний - железо + + кислород алюминий 6 медь - рh - 7.4 Вывод : в реке вода малопрозрачная с желтовато-зеленым оттенком, жесткая. В ней обнаружены нитрат - ионы в количестве 12мг/л, катионы железа – не более 2.5 мг/л, аммиак колеблется 7,4 мг/л, показатель pH – 7,4. Небольшое содержание сульфат-ионов, хлорид–ионов, имеются органические восстановители, не обнаружены катионы меди.

Химические свойства воды

Нитрат

ион

сульфат-ион

11-12

карбонат-ион

-

-

хлорид-ион

магний

-

железо

+

+

кислород

алюминий

6

медь

-

рh

-

7.4

Вывод : в реке вода малопрозрачная с желтовато-зеленым оттенком, жесткая. В ней обнаружены нитрат - ионы в количестве 12мг/л, катионы железа – не более 2.5 мг/л, аммиак колеблется 7,4 мг/л, показатель pH – 7,4. Небольшое содержание сульфат-ионов, хлорид–ионов, имеются органические восстановители, не обнаружены катионы меди.

Биологический анализ качества воды Биологические методы оценки - это характеристика состояния водной экосистемы по растительному и животному населению водоема. Лучший индикатор опасных загрязнений - прибрежное обрастание, располагающиеся на поверхностных предметах у кромки воды. В чистых водоемах эти обрастания ярко-зеленого цвета или имеют буроватый оттенок. Методы биоиндикации: исследование сапробности, методика Майера, исследование видового состава водной растительности, метод автографии на фотобумаге.

Биологический анализ качества воды

Биологические методы оценки - это характеристика состояния водной экосистемы по растительному и животному населению водоема. Лучший индикатор опасных загрязнений - прибрежное обрастание, располагающиеся на поверхностных предметах у кромки воды. В чистых водоемах эти обрастания ярко-зеленого цвета или имеют буроватый оттенок.

Методы биоиндикации: исследование сапробности, методика Майера, исследование видового состава водной растительности, метод автографии на фотобумаге.

Сапробность – степень насыщенности воды разлагающимися органическими веществами, которые устанавливаются по видовому составу организмов-сапробионтов в водных сообществах.. В реке Хворостань обитают обыкновенный и яйцевидный прудовик, личинки комаров-дергунов – мотыля, лужанка настоящая. Следовательно, по оценке сапробности загрязнения – альфа и бетта-мезосапробные

Сапробность – степень насыщенности воды разлагающимися органическими веществами, которые устанавливаются по видовому составу организмов-сапробионтов в водных сообществах..

В реке Хворостань обитают обыкновенный и яйцевидный прудовик, личинки комаров-дергунов – мотыля, лужанка настоящая. Следовательно, по оценке сапробности загрязнения – альфа и бетта-мезосапробные

Индекс Майер . Метод использует приуроченность различных групп водных беспозвоночных к водоёмам с определённым уровнем загрязнённости. (2х3) + (3х2) + (3х1) =16 (третий класс качества). Обитатели чистых вод Организмы средней степени чувствительности Нимфы веснянок Нимфы поденок Обитатели загрязненных водоёмов Бокоплав Речной рак Личинки ручейников Личинки комаров-звонцов Пиявки Личинки стрекоз Личинки вислокрылок Личинки комаров-долгоножек Водяной ослик Двустворчатые моллюски Прудовики Моллюски-катушки   Моллюски-живородки Личинки мошки Малощетинковые . Следовательно,  вода в реке имеет 3 класс качества - бета-мезасапробная степень.

Индекс Майер . Метод использует приуроченность различных групп водных беспозвоночных к водоёмам с определённым уровнем загрязнённости. (2х3) + (3х2) + (3х1) =16 (третий класс качества).

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Нимфы веснянок

Нимфы поденок

Обитатели загрязненных водоёмов

Бокоплав

Речной рак

Личинки ручейников

Личинки комаров-звонцов

Пиявки

Личинки стрекоз

Личинки вислокрылок

Личинки комаров-долгоножек

Водяной ослик

Двустворчатые моллюски

Прудовики

Моллюски-катушки

 

Моллюски-живородки

Личинки мошки

Малощетинковые

.

Следовательно, вода в реке имеет 3 класс качества - бета-мезасапробная степень.

Автографии на фотобумаге.  Метод автографии на фотобумаге основан на восстановлении бромистого серебра находящегося в фотоэмульсии засвеченной бумаги, восстановленными веществами изучаемого субстрата. Донный грунт реки Хворостань сохраняет самоочищающую способность в небольшой степени, т.е. вода и ил обеднены кислородом, а, следовательно, условия для жизни гидробионтов неблагоприятны. Класс воды 6-й Степень потемнения фотобумаги (окраска) 5-й Черная Серая 4-й 3-й Серая с коричневыми пятнами 2-й Коричневая с белыми пятнами 1-й Белая с отдельными коричневыми пятнами Белая Вывод:  биологические методы исследования указывают на средний уровень загрязненности реки Хворостань.

Автографии на фотобумаге.

Метод автографии на фотобумаге основан на восстановлении бромистого серебра находящегося в фотоэмульсии засвеченной бумаги, восстановленными веществами изучаемого субстрата. Донный грунт реки Хворостань сохраняет самоочищающую способность в небольшой степени, т.е. вода и ил обеднены кислородом, а, следовательно, условия для жизни гидробионтов неблагоприятны.

Класс воды

6-й

Степень потемнения фотобумаги (окраска)

5-й

Черная

Серая

4-й

3-й

Серая с коричневыми пятнами

2-й

Коричневая с белыми пятнами

1-й

Белая с отдельными коричневыми пятнами

Белая

Вывод: биологические методы исследования указывают на средний уровень загрязненности реки Хворостань.

Причины загрязнения и обмеления реки Хворостань  1. Строительство плотин и создание прудов. 2.Заиливание родников, питающих реку. 3. Уровень воды в реке снизился ещё и потому, что в последние годы на реке почти не бывает ледоходов, которые способствуют самоочищению. 4. Большое количество разнообразного мусора.

Причины загрязнения и обмеления реки Хворостань

1. Строительство плотин и создание прудов.

2.Заиливание родников, питающих реку.

3. Уровень воды в реке снизился ещё и потому, что в последние годы на реке почти не бывает ледоходов, которые способствуют самоочищению.

4. Большое количество разнообразного мусора.

Причины загрязнения и обмеления реки Хворостань  5. Огромное количество воды используется для орошения с/х культур. 6. Сток отходов с близко расположенных ферм, овощесушильного завода, авторемонтных мастерских. Вывод : причиной загрязнения реки Хворостань и её обмеления стала практическая деятельность человека

Причины загрязнения и обмеления реки Хворостань

5. Огромное количество воды используется для орошения с/х культур.

6. Сток отходов с близко расположенных ферм, овощесушильного завода, авторемонтных мастерских.

Вывод : причиной загрязнения реки Хворостань и её обмеления стала практическая деятельность человека

Меры по улучшению качество воды в реке 1. Расчистить русло реки, в целях увеличения уровня воды и ее проточности. 2. Провести пропаганду среди населения по соблюдению чистоты вод реки (лектории, установить информационные стенды). 3. Провести работы по расчистке родников, питающих реку. 4. Организовать акцию

Меры по улучшению качество воды в реке

1. Расчистить русло реки, в целях увеличения уровня воды и ее проточности.

2. Провести пропаганду среди населения по соблюдению чистоты вод реки (лектории, установить информационные стенды).

3. Провести работы по расчистке родников, питающих реку.

4. Организовать акцию "Чистый берег" по очистке берега от мусора.

Меры по улучшению качество воды в реке 5. Поставить контейнеры под мусор по берегам речки Хворостань. 6. Довести до сведения жителей информацию о системе штрафов за  экологические нарушения: повреждение деревьев, нарушение почвенного покрова, устройство несанкционированных свалок мусора.  7. Запретить сброс неочищенных стоков в реку.  8. Соблюдать правила агротехники.

Меры по улучшению качество воды в реке

5. Поставить контейнеры под мусор по берегам речки Хворостань.

6. Довести до сведения жителей информацию о системе штрафов за экологические нарушения: повреждение деревьев, нарушение почвенного покрова, устройство несанкционированных свалок мусора.

7. Запретить сброс неочищенных стоков в реку.

8. Соблюдать правила агротехники.

Перспектива работы.   Исследования воды мы в основном проводили на территории с. Машкино, а в ближайшее время хотим узнать качество воды от истока до устья реки Хворостань. Выяснить влияние на химический состав воды овощесушильного завода, который сливает воду в речку. А также освоить метод титрования и определить количественное значение веществ.

Перспектива работы.

Исследования воды мы в основном проводили на территории с. Машкино, а в ближайшее время хотим узнать качество воды от истока до устья реки Хворостань. Выяснить влияние на химический состав воды овощесушильного завода, который сливает воду в речку. А также освоить метод титрования и определить количественное значение веществ.

Литература 1.Аббасов А.М. Давыдовка Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издание 1993 2 . Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. “Практикум по экологии”, М., АО МДС, 1996г. 3. Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 21 4. Боголюбов А. С., Засько Д. Н Иучение водных безпозвоночных реки и оценка ее экологического состояния. 5.Николаев С., Потапов В., Малинина Ю. «Методы биологического анализа уровня загрязнения малых рек Саратовской области». Саратов: Изд-во Государственного учебно научного Центра «Колледж», 1999 6. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000. 7.Шпейзер Г.М. Минеева Л.А. Методическое пособие. Руководство по химическому составу вод. Иркутск 2006

Литература

1.Аббасов А.М. Давыдовка Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издание 1993

2 . Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. “Практикум по экологии”, М., АО МДС, 1996г.

3. Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 21

4. Боголюбов А. С., Засько Д. Н Иучение водных безпозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

5.Николаев С., Потапов В., Малинина Ю. «Методы биологического анализа уровня загрязнения малых рек Саратовской области». Саратов: Изд-во Государственного учебно научного Центра «Колледж», 1999

6. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000.

7.Шпейзер Г.М. Минеева Л.А. Методическое пособие. Руководство по химическому составу вод. Иркутск 2006