СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Готовимся к сжатому изложению. 9 класс. ГИА"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Готовимся к сжатому изложению. 9 класс. ГИА" предназначена в качестве оказания помощи педагогам и учащимся в рамках подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классе. В ней дается подробный алгоритм подготовки к написанию изложения, рекомендации для учащихся и образцы сжатия текста в соответствии с принятыми стандартами ФИПИ. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Готовимся к сжатому изложению. 9 класс. ГИА"»

ГОТОВИМСЯ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ   9 класс - ГИА Презентацию подготовила Карасёва Светлана Аркадьевна МОУ Львовская СОШ № 4 17.09.2016 г.
  • ГОТОВИМСЯ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ 9 класс - ГИА

Презентацию подготовила

Карасёва Светлана Аркадьевна

МОУ Львовская СОШ № 4

17.09.2016 г.

Инструкция к написанию сжатого изложения.       Сначала прослушивается исходный текст. Во время чтения текста разрешается делать записи в черновике. После второго прочтения текста пересказывается его содержание сжато в письменной форме.

Инструкция к написанию сжатого изложения.

  • Сначала прослушивается исходный текст.
  • Во время чтения текста разрешается делать записи в черновике.
  • После второго прочтения текста пересказывается его содержание сжато в письменной форме.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы).  Поймите основную мысль текста, следите за  логической связью микротем  и  запоминайте  их последовательность .

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы).
  • Поймите основную мысль текста, следите за логической связью микротем и запоминайте их последовательность .
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается текст, какие слова можно считать ключевыми , как используются в тексте выразительные средства ( лексический повтор, синонимы , ряды однородных членов и т.д.). Оставляйте  интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается текст, какие слова можно считать ключевыми , как используются в тексте выразительные средства ( лексический повтор, синонимы , ряды однородных членов и т.д.).
  • Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактирова- нии вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак ( # или NB! ), а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите необходимую вам вставку.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактирова- нии вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак ( # или NB! ), а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите необходимую вам вставку.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Прослушивая текст  второй раз , уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей. Обратите внимание на фактическую сторону : даты, имена, фамилии, время и место действия и другое.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Прослушивая текст второй раз , уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.
  • Обратите внимание на фактическую сторону : даты, имена, фамилии, время и место действия и другое.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений . В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений . В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Медленно перечитайте предложение,  в котором проделаны какие-либо изменения ,  проверьте :  нет ли у вас грамматических ошибок ;  не нарушена ли связь слов ;  не встречалось ли одно и то же слово в  предыдущей фразе или последующей (так вы  избежите одной из самых распространённых  ошибок - неоправданного повтора слов ).

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения , проверьте :
  • нет ли у вас грамматических ошибок ;
  • не нарушена ли связь слов ;
  • не встречалось ли одно и то же слово в

предыдущей фразе или последующей (так вы

избежите одной из самых распространённых

ошибок - неоправданного повтора слов ).

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Проверьте  последовательность изложения содержания :   не нарушена ли логика развёртывания темы ;  нет ли неоправданной перестановки частей  (микротем) текста ;  правильно ли разделён текст  вашего изложения на абзацы  ( абзацев должно быть как минимум три! ).

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Проверьте последовательность изложения содержания :
  • не нарушена ли логика развёртывания темы ;
  • нет ли неоправданной перестановки частей

(микротем) текста ;

  • правильно ли разделён текст вашего изложения на абзацы

( абзацев должно быть как минимум три! ).

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ  Проведите  орфографический и пунктуационный  анализ текста:  найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило ( если сомневаетесь - замените другим словом! );  разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.  За час до конца экзамена вы можете воспользоваться орфографическим словарём и проверить слова, в написании которых сомневаетесь.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста:
  • найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило ( если сомневаетесь - замените другим словом! );
  • разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  • За час до конца экзамена вы можете воспользоваться орфографическим словарём и проверить слова, в написании которых сомневаетесь.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Помните о главном условии : вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком, абзацы должны быть выделены правильно и хорошо просматриваться. Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком, абзацы должны быть выделены правильно и хорошо просматриваться.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Помните о главном условии : вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком, абзацы должны быть выделены правильно и хорошо просматриваться.
  • Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком, абзацы должны быть выделены правильно и хорошо просматриваться.
ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ОДНОГО ИЗ ТЕКСТОВ ИЗЛОЖЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ
  • ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ОДНОГО ИЗ ТЕКСТОВ ИЗЛОЖЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ
ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ    1 ) По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Было: 68 слов  Первый абзац исходного текста до сжатия Вариант сжатого изложения первого абзаца текста Микротема, затронутая в первом абзаце Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. Оно является нашей оценкой собственного поведения. Действуя во вред себе, мы чув-ствуем себя несчаст-ными. Поведение, делающее нас силь-нее, улучшает настро-ение. Стало: 31 слово  Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ

1 ) По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Было: 68 слов

Первый абзац исходного текста до сжатия

Вариант сжатого изложения первого абзаца текста

Микротема, затронутая в первом абзаце

Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. Оно является нашей оценкой собственного поведения. Действуя во вред себе, мы чув-ствуем себя несчаст-ными. Поведение, делающее нас силь-нее, улучшает настро-ение.

Стало: 31 слово

Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.

ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ    1 ). Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны.2). У каждого неприятного и даже отрицательного пережи- вания есть очень важ-ные положительные функции. 3). Например, страх - это защитная реакция, сигнал о необ-ходимости проявить осторожность.4)Печаль - это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. Было: 37 слов Второй абзац исходного текста до сжатия Вариант сжатого изложения второго абзаца текста  У каждого отрица-тельного пережива-ния есть важные положительные функ-ции. Страх - сигнал проявить осторож-ность. Печаль - способ привыкнуть к утратам. Стало: 17 слов Микротема, затронутая во втором абзаце У каждого отрицательного переживания есть важные положи -тельные функции.
  • ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ

1 ). Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны.2). У каждого неприятного и даже отрицательного пережи- вания есть очень важ-ные положительные функции. 3). Например, страх - это защитная реакция, сигнал о необ-ходимости проявить осторожность.4)Печаль - это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Было: 37 слов

Второй абзац исходного текста до сжатия

Вариант сжатого изложения второго абзаца текста

У каждого отрица-тельного пережива-ния есть важные положительные функ-ции. Страх - сигнал проявить осторож-ность. Печаль - способ привыкнуть к утратам.

Стало: 17 слов

Микротема, затронутая во втором абзаце

У каждого отрицательного переживания есть важные положи -тельные функции.

  • ОБРАЗЕЦ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ

1) Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.

2) Представьте, например, такую ситуацию. 3) Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего.

4). Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5). Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понима- ете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. 6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.

Было: 110 слов

Третий абзац исходного текста до сжатия

Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста

Микротема, затронутая в третьем абзаце

Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Вы долго ищете подарок другу на день рождения. Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. Преодо- левая себя, дарите ему диск, который вам нрави-тся. Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

Стало: 48 слов

Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

 СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!   УДАЧИ ВАМ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ ВАМ!