СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Я тогда была с моим народом" (По поэме А.Ахматовой "Реквием")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Я тогда была с моим народом" (По поэме А.Ахматовой "Реквием")»

«Я была тогда с моим народом…» Поэма А.Ахматовой «Реквием»   Урок литературы в 11 классе

«Я была тогда с моим народом…»

Поэма А.Ахматовой «Реквием»

Урок литературы в 11 классе

А. Ахматова  «Реквием»

А. Ахматова

«Реквием»

Тема урока:  Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Я была тогда с моим народом…»

Тема урока:

Поэма А.Ахматовой «Реквием»

«Я была тогда с моим народом…»

Цели урока: 1.Познакомиться с поэмой «Реквием». 2. Учиться понимать авторскую позицию на основе  анализа поэмы. 3.Понять, как история страны  преломляется и отражается в творчестве поэта.

Цели урока:

  • 1.Познакомиться с поэмой «Реквием».
  • 2. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа поэмы.
  • 3.Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.

Комментарий Реквием  Reguiem РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)   -  (по начальному слову лат. текста

Комментарий

Реквием Reguiem

РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

- (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.

РЕКВИЕМ | Толковый словарь Ожегова

1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.

История создания поэмы  Поэма написана в 1935-1940гг.  Один из почитателей Ахматовой вспоминает:  «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?»  Она ответила:  «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».

История создания поэмы

Поэма написана в 1935-1940гг.

Один из почитателей Ахматовой вспоминает: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».

В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В1963 году поэма была опубликована за границей. В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)

В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

В1963 году поэма была опубликована за границей.

В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)

Эпиграф (1961)

Вместо предисловия (1957)

Посвящение (1940)

Вступление (1935)

Основная часть

I. «Уводили тебя на рассвете…» (1935)

II. « Тихо льётся тихий Дон…» (1938)

III. « Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)

IV. « Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)

V. « Семнадцать месяцев кричу…» (1939)

VI. « Лёгкие летят недели…» (1939)

VII. Приговор (1939)

VIII. К смерти (1939)

IX. « Уже безумие крылом…» (1940)

X. Распятие

  • I. «Уводили тебя на рассвете…» (1935) II. « Тихо льётся тихий Дон…» (1938) III. « Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939) IV. « Показать бы тебе, насмешнице…» (1938) V. « Семнадцать месяцев кричу…» (1939) VI. « Лёгкие летят недели…» (1939) VII. Приговор (1939) VIII. К смерти (1939) IX. « Уже безумие крылом…» (1940) X. Распятие

1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)

2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)

  • 1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938) 2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)
  • 1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938) 2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)

 

Композиция поэмы

Эпилог

1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)

2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)

  • 1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940) 2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»  (А. Солженицын) Проблемный вопрос: Трагедия народа или т рагедия матери и сына?

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» (А. Солженицын)

Проблемный вопрос:

Трагедия народа

или

т рагедия матери и сына?

Вместо предисловия    В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград

Комментарий «В страшные годы ежовщины…»  Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями.

Комментарий

«В страшные годы ежовщины…»

Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями.

Вместо предисловия    В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград

Посвящение

Посвящение

Какие художественные средства помогают описать материнское горе? антитеза Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат – Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. эпитеты сравнения Тюремные затворы смертельная тоска постылый скрежет шаги тяжелые по столице одичалой невольные подруги осатанелых лет  «каторжные норы» Подымались как к обедне ранней  мертвых бездыханней словно с болью жизнь из сердца вынут словно грубо навзничь опрокинут

Какие художественные средства помогают описать материнское горе?

антитеза

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

эпитеты

сравнения

Тюремные затворы

смертельная тоска

постылый скрежет

шаги тяжелые

по столице одичалой

невольные подруги осатанелых лет «каторжные норы»

Подымались как к обедне ранней мертвых бездыханней

словно с болью жизнь из сердца вынут

словно грубо навзничь опрокинут

А.С.Пушкин  «Во глубине сибирских руд…»  Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас .

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас .

Библейские образы и мотивы в поэме Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».

Библейские образы и мотивы в поэме

Апокалипсисбиблейская книга, содержащая пророчества о «конце света».

В книге Исайи сказано:  «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»   В «Откровении Иоанна Богослова» читаем: «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»

В книге Исайи сказано: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»

В «Откровении Иоанна Богослова» читаем:

«И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»

Вступление Комментарий «И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных  (от англ. Bla с k Maria ) Добавить музыку.

Вступление

Комментарий

«И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ. Bla с k Maria )

Добавить музыку.

С помощью каких художественных средств Ахматова создает  образ города? эпитеты сравнение И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград Безвинная Русь Под кровавыми сапогами Под шинами черных марусь метафоры Песню разлуки паровозные пели гудки Безвинная корчилась Русь Звезды смерти стояли над нами

С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ города?

эпитеты

сравнение

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград

Безвинная Русь

Под кровавыми сапогами

Под шинами черных марусь

метафоры

Песню разлуки паровозные пели гудки

Безвинная корчилась Русь

Звезды смерти стояли над нами

Библейские образы и мотивы в поэме «Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе. «Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Библейские образы и мотивы в поэме

«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

   Лирическая героиня  Автор поэмы  Страдающая мать

Лирическая героиня

Автор поэмы Страдающая мать

Фольклорные традиции в поэме Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах.  В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.

Фольклорные традиции в поэме

Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.

Комментарий «Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

Комментарий

«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

Как связан плач матери с фольклором во второй главе? Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня, в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.

Как связан плач матери с фольклором во второй главе?

Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня, в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.

Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей – Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать. Комментарий Кресты - тюрьма в Ленинграде

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

Комментарий

Кресты - тюрьма в Ленинграде

Комментарий «…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.

Комментарий

«…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.

Распятие

Распятие

Библейские образы и мотивы в поэме Близость «Распятия» к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи». В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине». Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию. Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».

Библейские образы и мотивы в поэме

Близость «Распятия» к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».

Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию.

Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».

Портрет Ахматовой

Портрет Ахматовой

Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы.   Какие художественные средства использованы для этого?

Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы.

  • Какие художественные средства использованы для этого?

Анафоры    Как из-под век выглядывает страх…    Как клинописи жёсткие страницы…    Как локоны из пепельных и чёрных … И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой…    О них вспоминаю всегда и везде,    О них не забуду и в новой беде… Ни около моря, где я родилась… Ни в царском саду…    Забыть громыхание чёрных марусь…    Забыть, как постылая хлопала дверь… И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

Анафоры

Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных …

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде…

Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду…

Забыть громыхание чёрных марусь…

Забыть, как постылая хлопала дверь…

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне …  … здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь  Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне …

здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Эпиграф Нет, и не под чуждым небосводом,  И не под защитой чуждых крыл, -  Я была тогда с моим народом,  Там, где мой народ, к несчастью, был.  1961

Эпиграф

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

1961

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»  ( А.Солженицын) Проблемный вопрос: Трагедия матери и сына или  трагедия народа?

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» ( А.Солженицын)

Проблемный вопрос:

Трагедия матери и сына или

трагедия народа?

Домашнее задание Продолжить размышление : Перечитывая «Реквием» я задумался… понял… пересмотрел… осознал…

Домашнее задание

  • Продолжить размышление :

Перечитывая «Реквием» я

задумался…

понял…

пересмотрел…

осознал…