- Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога
Учитель-дефектолог
МБОУ «Харовская СОШ 2»
Небродова Л.Ю.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Цель использования здоровьесберегающих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его
Задачи использования здоровьесберегающих технологий:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- распределение образовательных и физических нагрузок, предотвращение перегрузок и усталости;
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей.
Виды здоровьесберегающих технологий
Наиболее общая классификация выглядит так:
- Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности.
- Коррекционные технологии.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит
- от программы, по которой работает школа,
- от условий обучения
- от возможностей школы,
- от профессионализма педагогов.
ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
- "Не навреди"
- Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
- Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
- Соответствие содержания обучения возрасту.
- Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
- Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.
И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов .
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Цель - формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья, гигиена и профилактика нарушения зрения
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
пальчиковая гимнастика
штриховка,
обведение по трафарету фигур или предметов
рисование узоров по клеточкам;
рисование по опорным точкам, пунктирным линиям;
раскрашивание картинки;
обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
сминание пальцами комочков из бумаги;
перебирание и сортировка круп и семян
завязывание и развязывание бантов, узлов;
застёгивание пуговиц, молний, крючков;
нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, проволоку;
конструирование из палочек, полосок, фигур по образцу и без него;
лепка из пластилина;
игры с песком или камушками.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ
Основан на стимуляции биологически активных точек.
Виды развивающего массажа:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- массаж стоп;
- массаж ушных раковин;
- массаж язычной мускулатуры.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
РЕЛАКСАЦИЯ
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей приёмам расслабления различных групп мышц. для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
ПСИХОГИМНАСТИКА
– это курс специальных занятий (упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательный, так и эмоционально-личностной сферы). Является частью психолого-педагогических и психотерапевтических методик, общая цель которых – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей .
ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА
- это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением того или иного речевого материала (звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз), воспринимаемого детьми слухозрительно.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
использует источники сказок для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей коррекции поведения ребенка.
Спасибо
за внимание!