Муниципальное бюджетное ДОШКОЛЬНОЕ Образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД №31»
Мастер – класс
«Изучение традиций большой и малой родины посредством использования приема музейной педагогики «Метод погружения»
Цель:
Совершенствование качества педагогической работы с дошкольниками посредством применения эффективных методов и приемов.
Задачи:
- Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
- Акцентировать внимание педагогического сообщества ДОУ на ключевых моментах патриотического воспитания обозначенных в ФОП ДО
- Создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов по использованию в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников приема музейной педагогики «Ситуация погружения»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТСКИЙ САД
МАЛАЯ РОДИНА
СЕМЬЯ
СТРАНА, СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, КОНСТИТУЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ЧАЕПИТИЯ
МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ
Образовательный процесс
Активный метод обучения
Ощущение реалистичности
Интерактивная среда
РЕАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ
- Создание обстановки приближенной к действительности
- Активное участие в восприятии органов чувств
- Эмоциональность педагога при передачи информации
- Взаимодействие с окружающей обстановкой (манипуляция с предметами)
Некоторые плюсы реального метода погружения
Некоторые минусы реального метода погружения
- Необходимость в дополнительной подготовке . Метод требует от педагогов больше сил и времени.
- Создание условий для саморазвития личности . Метод позволяет развивать коммуникативные навыки, способность работать с различным объёмом информации.
- Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. При правильной организации игра создаёт условия для формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника.
- Сложности с контролем. При создании оригинального продукта деятельности (модели, сценки, видеорепортажа и др.) важно чётко соблюдать регламент работы.
- Игровая форма обучения. За счёт смен деятельности дети не устают, так как вся образовательная деятельность проходит в игровой форме.
- Подбор материала (создание ППС). Такой материал должен обладать новизной и неопределённостью, быть довольно сложным, но не слишком, чтобы не вызвать быстрое угасание познавательной активности. Также материал должен быть противоречивыми: знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.
- Эмоциональный отклик у детей. Метод вызывает интерес у детей и даёт положительный результат.
ЭТАПЫ РЕАЛЬНОГО МЕТОДА ПОГРУЖЕНИЯ
1
Выбор темы
2
Постановка цели и задач
3
Отбор и изучение объектов
4
Подготовка текста (комментарии, вопросы к детям)
5
Проведение метода погружения
6
Итоговая беседа
Заканчиваем метод погружения итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ
- Помогает сделать образовательный процесс более эффективным
- Реализует принципы наглядности и научности обучения
- Развивает наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников
- Развивает познавательный интерес и деятельность дошкольников
- Повышает компетентность педагогов ДОУ
Интерактивные дидактические игры по приобщению детей к истокам русской культуры
Дидактическая игра
«Что сначала, что потом».
Игра помогает выявить знания об особенностях жизни людей в прошлом, о последовательности изготовления изделий народного творчества.
Реальный метод погружения – это такой метод, при котором создается обстановка, приближенная к действительности, где дошкольники могут не только увидеть и услышать, но и почувствовать, пережить данную ситуацию, понимать характер взаимодействия в ней.
Уровень эффективности метода реального погружения зависит от следующих условий:
- Во-первых , от педагога зависит то, что запомнит ребенок из сообщенных ему знаний. Задача их - помочь дошкольнику понять и сохранить в своей памяти то, что является главным при использовании метода погружения. Это достигается различными методическими приемами.
- Во-вторых , эффективность каждой конкретной ситуации зависит от того, какая часть может быть представлена ее зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий превратился в сознании детей в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и обеспечено в ходе подготовки метода погружения.
- В-третьих , методика погружения не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств. Необходимо расширить действенность предметами, которые необходимы для данной темы погружения, при посредстве которых ребенок осуществляет свои связи с окружающим миром.
Виртуальный метод погружения - это организационная форма работы, отличающаяся от реального приема погружения и виртуальным отображением реально существующих объектов, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Виртуальный метод погружения позволяет остановить показ в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальном методе погружения легче объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.
Преимущества виртуального метода погружения:
1. Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада
2. Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса
3. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести занятие по выбранной теме, используя метод погружения.
4. Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
5. Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Виртуальный метод погружения, как форма работы, помогает:
- Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс;
- Реализовать принципы наглядности и научности обучения
- Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников
- Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников
- Повышать компетентность педагогов ДОУ.
Наиболее важными этапами при создании реального и виртуального метода погружения являются:
- выбор темы;
- постановка цели и задач;
- изучение литературы по данному вопросу;
- отбор и изучение объектов;
- подготовка текста (комментарий); – проведение метода погружения;
- итоговая беседа.
Заканчиваем метод погружения итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями .